Тестирование джойстиков

Слегка затронув в прошлом выпуске проблему игровых манипуляторов, мы решили не останавливаться на достигнутом и, отложив в сторону аркадофильские геймпады, обратили свой взгляд на джойстики в самом их натуральном смысле слова.

Памятуя о растущем (небыстро, но…) благосостоянии населения, сегодня речь пойдет о той категории игровых устройств, кои называются “мой первый джойстик”. Приобретая новый компьютер, пользователь нередко хочет какого-то дополнительного комфорта при общении с любимой игрой. При этом его, как любого нормального человека, посещают мысли из разряда “а стоит ли выкладывать пятьдесят дополнительных (но никогда не лишних) долларов за дорогостоящую игрушку, которая, может статься, окажется совершенно невостребованной?”
Стоит, отвечаем мы. Но не пятьдесят долларов, а максимум пятнадцать-двадцать. Возьмите что-нибудь попроще, оцените удобство в игре, необходимость, качество, свои требования к будущему приобретению… И уже тогда со спокойной совестью вы можете компетентно решить: нужен вам джойстик или таки нет.
Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет о джойстиках ниши “low-end” для начинающих и нетребовательных геймеров.

Занимательная кибернетика
Начнем традиционно: с теоретической подготовки. Джойстик. Придя ко многим из детства, проведенного в обнимку с ZX Spectrum, он так и остался интересным, но малоизученным феноменом. Предметом далеко не первой необходимости, вспоминается о котором только во время освоения очередного космического, вертолетного либо авиасимулятора.
Меж тем джойстик — вполне достойная вещь, способная помочь ее владельцу не только в авиа- , космо- и верто- , но и в мото-/автосимуляторах. А порой и в тех же аркадах. Дело в том, что аркады все чаще и чаще пользуются той уникальной чертой джойстиков, которая называется “аналоговое управление”. В прошлой серии (“Тестирование геймпадов”) мы вкратце касались этой темы. Теперь, думаю, пришла пора осветить ее подробнее.
Термины “цифровой” и “аналоговый” в применении их по отношению к манипуляторам (клавиатурам, мышам, трекболам, джойстикам, рулям, педалям, геймпадам) обозначают вид передаваемого на порт компьютера сигнала о том или ином воздействии. Цифровой сигнал — а к цифровым устройствам относятся клавиатуры и некоторые гейпады — несет на себе информацию состояния кнопки. Нажата — “1”, отжата — “0”. Получая на порт сигнал, программа обрабатывает его и выполняет определенное действие.
Для примера возьмем любой автосимулятор: нажав на геймпаде или клавиатуре кнопку “вправо”, мы запускаем механизм передачи в порт сигнала “1”, интерпретируемый программой как необходимость повернуть руль на экране в крайнее правое положение и начать выполнять процедуру движения автомобиля в указанную сторону.
Теперь аналоговый сигнал. Тут все интереснее. Здесь регистрирующие изменение положения сенсоры посылают на порт не сигналы “нажато”/“отжато”, а более сложную информацию об отклонении управляющего элемента от оси. Аналоговыми устройствами являются трекболы, мыши, джойстики, рули, педали, стики на дорогих гейм­падах… На практике это выглядит так.
Находясь в положении покоя, джойстик, условно говоря, находится в точке (0,0) относительно осей отклонения X и Y. Этот “ноль” (точнее, ноли: х0 и y0) передается на порт компьютера. Однако стоит только потянуть рычаг на себя, как по оси Y “побегут” данные: (-0.1), (-0.2), (-0.3) и так до (-1) — максимума, установленного в момент калибровки манипулятора.
Что это дает? Очень многое. Получив на входе, например, 0.4 по оси X, программа отрисует виртуальный руль отнюдь не в крайне правом положении, а лишь на полпути к нему. Точно так же и сам автомобиль начнет поворачиваться не на семьдесят пять градусов, положенных ему при получении с порта единицы, а на 75×0.4=30. Тридцать. Управлять машиной, входящей в поворот на тридцать градусов с отклонением в тридцать градусов гораздо легче, чем в тот же поворот входить с отклонением на полновесные семьдесят пять, постоянно отлавливая излишнюю резвость поворотами в обратную сторону.

Наши университеты
Переходим к практике в боевых условиях. Оставшийся лимит объема невелик, поэтому позволю себе просто перечислить те программы, которые стали нашим полигонами на этот раз. Аркада “Подарочек” / Gift (локализация 1С / Nival Interactive, 2000) — лучшая на сегодняшний день аркада, полезная еще и тем, что с большой любовью относится к аналоговому оборудованию; X-tension (THQ, 2000) — космосимулятор, ставящий не на фееричность боев, а на размеренный быт, потомок легендарной Elite; Independence War 2: Edge of Chaos (Infogrames, 2001) — отъявленный космических боевик, пугающий всех своей запредельной красотой; Need for Speed 4-5 (Electronic Arts, 1999—2000).

Rockfire Fire Dino QF-8i
Производитель: Rockfire
Комплектация: джойстик
Число кнопок: 2
Дополнительные функции: нет
Подключение: gameport
Цена на момент обзора: 156 рублей

Ух! Перед нами — хардкорнейший джойстик, навсегда оставшийся в закоулках детской памяти. Именно такие (по форме) устройства продавались лет десять назад для ZX Spectrum’а и стоили бесстыжих пятьдесят рублей. За прошедшие годы джойстик стал аналоговым, совместимым с (цитирую по надписям с коробки) “…IBM PC XT/AT/386/486/Pentium…” и дешевым донельзя. Пять североамериканских монет — разве это деньги в наше непростое время?
Впрочем, шутки в сторону. Мы получили этот манипулятор в аккуратной небольшой коробке, где кроме него ничего не было. Это вполне обыкновенная практика для low-end игровых устройств и пугаться тут не нужно. Стандартный малобюджетный джойстик практически любой фирмы-изготовителя не нуждается ни в драйверах, ни в каком-либо особенном руководстве по эксплуатации. Обладая крайне незамысловатой конструкцией, он готов к бою, будучи прописанным в системе как “джойстик 2 оси 2 (4) кнопки”. Ну и откалиброванным, разумеется.
Достав манипулятор из коробки, подключив его к gameport’у и настроив, мы прилепили его к поверхности стола на все четыре присоски и…
…запустили поочередно четвертую и пятую части автогонок Need for Speed. Результат хоть и не превосходен (джойстик — все-таки не руль), но неплох: машины уверенно входили во все положенные повороты, задний привод требовал большей “нежности”, чем передний, а “газ” старался быть уравновешен “тормозом”. Единственное наблюдение, которое хотелось бы особо отметить вот какого порядка: четвертая часть в плане аналогового управления гораздо… жестче, что ли. Если авто из парка компании Porsche вальяжно и мягко реагируют на манипуляции рычага, то их коллеги из High Stakes имеют немного дерганный, нервный характер.
Аркада на джойстике тоже не принесла сюрпризов. Мило, но не более того. Джойстики, что ни говори, плохо приспособлены к такому виду увеселений. Не геймпад, прямо скажем. Калибр не тот.
Наконец, вотчина джойстиков: авиа- и космосимуляторы. Тут QF-8i показал себя весьма достойно для своей мизерной цены. Возвратный момент у него достаточно силен, чтобы геймер мог точно дозировать силу и степень наклона штыря. Кнопок — да, минимум. Поэтому вторую руку приходится держать “на пульсе”. Но, например, в вальяжной X-tension это ни капли не мешало.
В целом джойстик неплох. А для своей ценовой ниши — вообще беспрецедентен. На звание “моего самого первого джойстика” — главный, если не единственный кандидат.
Эргономика: 4
Функциональная полнота: 2
Цена / Качество: 5-
Удобство: 4-
Общий балл: 4

Dexxa Joystick
Производитель: Dexxa (Logitech)
Комплектация: джойстик
Число кнопок: 2
Дополнительные функции: нет
Подключение: gameport
Цена на момент обзора: 315 рублей

Джойстик от Dexxa выглядит очень внушительно. Большая коробка, массивная платформа, сложная, но достаточно продуманная форма рычага… Почему-то невольно складывается ощущение, что этот манипулятор создан для одаривания собой кого-то. Представьте: приходите вы в гости на именины и дарите счастливому виновнику торжества этакую солидную вещицу…
Как и с предыдущим номинантом, с Dexxa не было никаких забот по части установки. Подключили к gameport’у, откалибровали и — вперед.
Ощущения от прогона тестов были практически аналогичны первым. За небольшим исключением. Дело в том, что в доставшемся нам экземпляре (а может и во всей серии) достаточно слабые пружины, возвращающие рычаг в нейтральное положение. Это может понравится. Может и не. Нам не понравилось. Другой момент связан с расположением кнопок. Они удобнее, нежели QF-8i и расположены более продуманно.
В итоге все уперлось в цену. Она, как нам кажется, немного завышена. Немного: ровно настолько, чтобы со спокойной душой купить этот манипулятор для друга, а потом ожидать от него не менее ценного подарка.
Эргономика: 4
Функциональная полнота: 2
Цена / Качество: 4-
Удобство: 4
Общий балл: 4

Genius Flight2000 F-16
Производитель: Genius
Комплектация: джойстик, краткое руководство по установке (на шести языках, русский есть)
Число кнопок: 4
Дополнительные функции: колесико “газа” (аналоговое, независимое по оси z), переключатель кнопок “C, D / TurboA, TurboB”
Подключение: gameport
Цена на момент обзора: 394 рубля

Это, конечно, все еще low-end. Кнопок по-прежнему немного, подключение по-прежнему через звуковую карту, а крепление, разумеется, на присосках. Однако найти джойстик с таким продуманным дизайном, с таким замечательным исполнением, с кратким руководством и главное — с колесиком “газа” на базе всего за тринадцать долларов… это практически невозможно.
Коробка со стандартным для Genius дизайном содержала действительно незаурядную вещь. Сложной формы джойстик рекомендовался в собственном руководстве ни много ни мало “четырехкнопочным летным штурвалом с колесиком газа”. Инсталлировав его именно таким способом (по-русски это будет “Штурвал (4 кнопки и рычаг газа)” в отсеке “Игровых устройств”), мы окунулись в удивительный мир…
Тонко управляя “газом” через аналоговое колесико, оказывается совсем не стоит бояться соперников в Need for Speed 4-5. Пользуя дополнительные две кнопки в Independence War 2, врагов можно брать практически на тарелочке, а манипулируя скоростью подлета нашего корабля к шлюзу космической станции (или фабрики) в X-tension, можно не опасаться внезапного столкновения со стенкой.
Кроме этого, у Genius Flight2000 F-16 оказались самые крепкие возвращающие пружины из всех джойстиков нашего обзора.
Итог закономерен как нельзя больше. Genius Flight2000 F-16 — отличный джойстик для своего сектора рынка. Это настоящий, без купюр и скидок, “Мой Первый Джойстик” со всеми достоинствами и недостатками: моментальным привыканием к “цивилизованному” обращению с игрой, радостью обладания, явной нехваткой функ­ций для еще большего комфорта и желанием купить новый, куда более престижный и дорогой, агрегат.
Эргономика: 4+
Функциональная полнота: 3
Цена / Качество: 5
Удобство: 4+
Общий балл: 5-


Рекомендуем почитать: