Золотая середина

С прошлого лета лидерство в среднем классе на рынке видеокарт удерживал GeForce 7600 GT компании NVIDIA. Лишь в октябре прошлого года AMD-ATI нанесла ответный удар – Radeon X1650 XT. К сожалению, в Кирове эта видеокарта стала доступна для массового покупателя лишь в январе. Представляем вам тест этой модели.

Немного о новинке
Ранее предполагалось, что AMD-ATI выпустит на чипе RV560 целое семейство видеокарт Radeon X1700. Но, видимо, планы у американо-канадцев изменились и на новом чипе появилась лишь одно изделие – Radeon X1650 XT. Зато появилась видеокарта-обманка в лице модели X1650 Pro, по сути представляющая собой X1600 XT на старом чипе RV530. Стоит также отметить, что RV560 – это первый графический чип, изготовленный по 80-нм техпроцессу. Правда, есть сведения, что его конкурент – GeForce 7600 GT aka G73 – теперь также имеет 80-нм вариант.
Графический чип RV560 оснащён 24 пиксельными процессорами, имеет 8 текстурных блоков и 5 процессоров обработки вершин. Тактовая частота – 575 МГц. Так же, как и у всего семейства Radeon X1000, имеется поддержка HDR и Shader Model 3.0. Единственным нововведением можно назвать аппаратную поддержку HDCP (High Definition Content Protection) – цифровую защиту видео высокого разрешения от нелегального копирования.
Главный конкурент в лице GeForce 7600 GT, как мне кажется, в представлении не нуждается.

Идём в магазин
В Кирове мне удалось найти Radeon X1650 XT производства Sapphire и ASUS. Но так как партия видеокарт Sapphire оказалась с бракованным охлаждением, то на тест попал вариант от ASUSTeK (ASUS EAX1650XT).

Комплектация оказалась довольно богатой. Помимо самой видеокарты, в большой красочной коробке находились: портмоне для CD, переходник питания MOLEX– 6 pin, книжка-инструкция, переходник c S‑Video – RCA, переходник DVI – D-Sub, игра GTI-Racing, диск с утилитами ASUS, диск с драйверами. На коробке приведена диаграмма по результатам 3DMark 2005, показывающая превосходство Radeon X1650 XT над GeForce 7600 GT.

Честь и достоинство компании NVIDIA сегодня будет защищать GeForce 7600 GT производства MSI (MSI NX7600GT). Эта видеокарта уже участвовала в наших предыдущих тестированиях (см. «МБ» N№52’2006), поэтому в этот раз подробно рассматривать её мы не будем. Стоит отметить, что Radeon X1650 XT, в отличие от GeForce 7600 GT, имеет разъём для подключения дополнительного питания. Удивительно и неприятно, что изделие AMD-ATI при более совершенном техпроцессе имеет запросы по питанию, превосходящие конкурента по классу. Технические данные видеокарт подробно приводены в таблице 1.

Методика тестирования
Видеокарты тестировались в 3DMark 2005 и 2006 на настройках по умолчанию,
а также в ряде мощных современных игр. Детализация в играх выставлялась на максимум при разрешении 1024×768 как наиболее популярном для игры на middle-end видеокартах, при максимальном доступном уровне анизотропной фильтрации. Исключением стал Quake 4, для которого из-за процессорозависимости было взято разрешение 1280×1024. Для оценки скорости видеокарт в тяжёлых режимах использовались игры F.E.A.R. и NFS Carbon с включёнными мягкими тенями (F.E.A.R.) и эффектом «Motion Blur» (NFS), а также с активированным полноэкранным сглаживанием 4х. Замер fps в играх, не имеющих собственного встроенного бенчмарка, производился с помощью утилиты Fraps 2.7.1.
Также замерялась максимальная температура графического чипа видеокарты при работе с тяжёлой графикой (3DMark 2006 – 1600×1200, 16х AF, 4x FSAA). Настройки качества изображения в драйверах видеокарт были выставлены на максимальное качество.

Немного о разгоне
Несмотря на техпроцесс 80 нм, RV560 не порадовал высокими результатами в разгоне и вообще при поднятии тактовой частоты вёл себя очень странно: на 650 МГц все работало более чем стабильно и без артефактов, на 660 уже не работало ничего. Не порадовала и память: разгон хотя бы на 1 МГц приводил к зависанию системы. Уже сдав видеокарту, я нашёл описание этой проблемы в документации к программе RivaTuner: «В силу специфики скриптов VGA BIOS частоту памяти поставляемых на данный момент видеоадаптеров RV560/RV570 невозможно изменить посредством ни одной сторонней утилиты низкоуровневого разгона, использующей для разгона средства VGA BIOS, без эффекта моментальной «порчи» изображения на экране и зависания системы. Единственным известным на данный момент путём обхода данной проблемы является управление частотами на уровне драйвера Catalyst вместо VGA BIOS. Опытные пользователи могут включить этот режим путём установки ключа реестра EnableDriverLevelClockControl в 1».
В связи с этой проблемой, тестирование обоих видеокарт было проведено только на стандартных частотах. Однако если учесть, что обе карточки используют 1,4-нс память и среднестатистические разгонные частоты по чипу для GeForce 7600 GT – 700 МГц (600 МГц для Vertex Domain), то можно предположить, что соотношение производительности в разгоне (при частотах 650/1700 МГц у Radeon) будет примерно таким же, как и без него. Время покажет.

Результаты и выводы
Из результатов тестирования можно сделать только один вывод: GeForce 7600 GT наконец-то сброшен с олимпа middle-end. Даже в Quake 4 детище AMD-ATI сумело каким-то образом вырвать себе победу. GeForce был быстрее лишь в F.E.A.R. без антиалиасинга и – незначительно – в Tomb Raider.

В последней игре, впрочем, обе видеокарты показали довольно низкую производительность. Конечно, о полном превосходстве Radeon X1650 XT речь не идёт, ведь игр огромное количество, но смеем утверждать, что в насыщенных шейдерами современных игрушках эта видеокарта будет быстрее своего основного конкурента в лице GeForce 7600 GT.

Конфигурация тестового стенда:
Процессор – Intel Core 2 Duo E6400 @ 2667 МГц
Материнская плата – MSI MS-7235 (Intel P965)
Оперативная память – 2×1024 Мбайт, DDR2 667 Patriot @ 833 МГц [4-4-4-12]
Жёсткий диск – Samsung T133, SATA‑II, 300 Гбайт
Звуковая карта – Creative SB Audigy ES
Операционная система – Windows XP SP2
Драйверы – Catalyst 6.11, Forceware 93.71


Рекомендуем почитать: