Поддержка снизу

Без мощных низкочастотных звуковых эффектов сегодня просто никуда. Рёв движков в NFS, спецэффекты в фильмах, современная музыка – как ни крути, сабвуфер нужен. Что же можно купить за три с небольшим тысячи рублей? Сейчас посмотрим.

За эту сравнительно небольшую для активного сабвуфера цену в нашем городе можно купить лишь продукцию фирмы SVEN. Эта контора (не слишком мной уважаемая) по производству бюджетной компьютерной акустики недавно придумала себе вывеску SVEN-Audio и занялась разработкой бюджетных Hi-Fi-компонентов. Напольные системы данной фирмы я слушал – это скорее Lo-Fi. А вот сабвуферы от SVEN мне не попадались. Но недавно я натолкнулся в Интернете на хороший отзыв о них, а также на сам сабвуфер, одиноко стоящий на полу в «Техпроме». Ну что же – на прослушивание!

Товар лицом
Собственно, модельный ряд сабвуферов SVEN состоит из двух моделей HA-620W и HA-630W. У первого динамическая головка 8’’, у второго – 10’’. Второй и попал ко мне на тестирование.
Внешний вид оставляет приятные впечатления – строгий дизайн, угольно-чёрный цвет. Десятидюймовая низкочастотная (НЧ) головка тактильно также кажется весьма добротной: мягкий резиновый подвес, довольно прочная рабочая поверхность, приличный ход. Тип акустического оформления – открытый ящик (фазоинвертор), смотрящий в пол. Правда, не стоит забывать, что китайцы – мастера копирования продукции известных брендов, и внешний вид мало что значит.

На задней панели всё как обычно – регуляторы громкости и среза фазы (кроссовер) от 35 до 150 Гц, переключатель фазы. На вход идут: одинарный RCA для готового НЧ-сигнала, 2RCA для подключения обычного источника стереосигнала, а также зажимы для подключения к источнику уже усиленного сигнала. Сразу стоит упомянуть о проблеме подключения данного сабвуфера в пару к настольным стереоколонкам – сигнал со звуковой карты нужно либо раздваивать в помощью разветвителя, либо использовать со звуковыми картами Creative kX драйверы – для создания двух одинаковых выходов (www.kxproject.com). Этого недостатка, кстати, лишены сабвуферы фирмы BBK – там есть обратный выход сигнала.

Заявленная мощность данного изделия – 80 Вт, низшая рабочая частота (самый важный параметр сабвуфера) – 35 Гц. Ну что же, это мы сейчас проверим.

Методика тестирования
Сабвуфер тестировался с двух позиций: сначала как Hi-Fi-компонент, затем – как бас-поддержка компьютерным колонкам. В первом случае он подключался шнуром RCA к НЧ-выходу усилителя (Pioneer) и дополнял стереопару Radiotehnika S90, во втором – подключался с разветвителя к Microlab SOLO-2. Использовалась звуковая карта Creative SB Live! с родными драйверами. Критерии оценки – низшая рабочая частота, отсутствие посторонних шумов и призвуков на разных уровнях громкости, натуральность передачи атаки, максимальный уровень неискажёного звукового давления (подробнее о методике см. «МБ» N№40’2006).

Результаты и рекомендации
Сначала сухие факты. Данное бюджетное изделие сильно удивило меня низшей рабочей частотой. Заявленные 35 Гц присутствуют в полном объёме! Более того, при грамотной установке хорошо слышно даже 30-32 Гц. Вот уж не ожидал! В общем, саб в среднем играл на 5 Гц ниже S90. С атакой он справился более-менее сносно – спецэффекты на твёрдую «четвёрку», но плотного жёсткого kick’а от него не добиться. Порог появления посторонних шумов достаточно высок, хотя призвуки фазоинвертора на некоторых музыкальных композициях они слышны довольно отчётливо. На пиковой громкости иногда резонировал корпус. При правильной установке изотропность баса (равномерность распространения по помещению) также неплохая. Мощности НЧ-системы вполне достаточно для покрытия комнаты 5×4 м со звуковым давление в 84-85 дБ неискажённого звука. Явный недостаток только один – бубнение в области 50‑55 Гц.

Теперь потребительский взгляд. Сабвуфер отыгрывает свои деньги. Низы в играх и фильмах чувствуются отлично, вибрация пола и стен на 35-40 Гц добавляет острых ощущений в DooM 3 и F.E.A.R. К музыке претензий побольше, но негативного впечатления не возникло и здесь. Для рок-музыки саб вообще не нужен, а техно, R’n’B, house и прочее звучат прилично.
При тестировании сабвуфера совместно с акустикой S90 звуковое давление было просто колоссальным – волосы на голове шевелились в трёх метрах от системы. Слышно аппаратуру было до 6 этажа общежития (я живу на 1-м). После этого с тестированием акустики мне пришлось завязать на месяц, а S90 эвакуировать из комнаты. Студенты, будьте осторожны!
Наиболее удобным (при наличии разветвителя) мне показалось использование сабвуфера совместно с Microlab SOLO-2 (1.3). Одинаковый цвет и отделка, а также удобная регулировка среза фазы на сабе, позволят многочисленным владельцам SOLO сконструировать весьма интересную 2.1-систему с очень приличным качеством звучания. Хотя не стоит забывать и о прямом назначении сабвуфера – НЧ-компонент домашнего кинотеатра.


Рекомендуем почитать: