Вспышки Sigma серии EF 500 DG

Благодаря магазину «Цифровой Техпром», нашей редакции удалось получить для тестирования две вспышки производства Sigma Corp. из наиболее популярной в последние годы серии EF 500 DG.

Есть такая буква
Японская корпорация Sigma хорошо известна и почитаема фотолюбителям и профессионалам.
Во-первых, именно Sigma использует не привычную на данном этапе развития технологий мозаичную матрицу с байеровским алгоритмом расчёта, а тройной сенсор Foveon – продвинутое решение отдалённого будущего.
Во-вторых, именно Sigma является самым скромным участником гонки производителей зеркальных цифровых камер. Настолько скромным, что не все даже знают, что корпорация делает не только фототехнику для других платформ, но и оригинальные решения для своих камер серии SD.
Наконец, в-третьих, именно Sigma делает доступные (они же – народные) объективы и вспышки для всех фотокамер ведущих производителей.
Серия EF 500 DG включает в себя два решения: Sigma EF 500 DG ST и Sigma EF 500 DG Super – оба выходили для зеркальных фотокамер Canon, Nikon, Sony и Pentax. Собственно, у этих камер есть и свои, фирменные вспышки – обычно их также насчитывается две: обычная модель и «продвинутая». Таким образом, Sigma напрямую конкурирует с фирменными аналогами – и зачастую выигрывает. По простоте, по функциональности и разумеется, по цене. В пользу же оригиналов говорит их полная совместимость, нередко более удачный конструктив и... наверное, магия «родного» бренда.
Впрочем, обо всём по порядку...

Равный обмен?
Сначала давайте определимся с противопоставлением «Sigma – оригинал» и проверим цену на имеющиеся в продаже решения для разных фотоаппаратов. Подробные технические характеристики всех рассматриваемых вспышек приведены в таблицах 1 и 2 (для младших и старших моделей соотвественно).

20080203_table1.jpg
Таблица 1. Технические характеристики вспышек, упоминаемых в статье (младшие модели)
20080203_table2.jpg
Таблица 2. Технические характеристики вспышек, упоминаемых в статье (старшие модели)

Как мы видим, в обоих случаях вспышки Sigma оказываются более дешёвым вариантом, чем фотоаксессуар от «родного» производителя. И если в младшей «лиге» мы, тратя меньше, идём на некоторые компромиссы по функциональности, то Sigma с приставкой «Super» даёт такой же, если не больший, творческий простор.

Дайте свет!
Тут, собственно, надо рассказать, а стоит ли вообще приобретать внешнюю вспышку? Ведь даже четыре-пять тысяч рублей – это существенные деньги, и их странно было бы потратить на малополезную вещь.
Что ж, рад сообщить, что покупка вспышки – один из наиболее простых вопросов любительской, а тем более профессиональной фотографии. Вспышка в хозяйстве однозначно нужна, ибо количество (достаточность) света при съёмке – основной фактор качества.
Помнится, на одном специализированном форуме обсуждался вопрос: что должно стать первой покупкой начинающего фотолюбителя – качественный объектив с большой светосилой или вспышка. Абсолютное большинство однозначно высказалось за вспышку. И правильно.
Изобретение вспышки в своё время преобразило фотографию. До этого момента съёмка была ограничена исключительно сюжетами, которые можно найти на улице в солнечный день. Собственно, в самом начале пути вспышки так и называли – карманное солнце. С точки зрения фотодела это устройство давало идеальный свет: максимально яркий на краткое время открытого затвора, температуры, максимально приближенной к солнечному освещению. Последнее стало особенно важно после изобретения цветной фотографии, а также для съёмки на природе в контрастном свете полуденного солнца.
Технически эволюция вспышек прошла три этапа: химический, электромеханический и электронный. В ходе изменений вспышки становились всё компактнее, мощнее и удобнее в эксплуатации. Современная вспышка – это весьма сложный электронный прибор, позволяющий фотохудожнику многие вопросы отдать на откуп автоматике, занявшись непосредственным творческим процессом.

Крепкая основа
На какие же характеристики следует обращать внимание при покупке вспышки для зеркального фотоаппарата, какие технологии должны присутствовать в ней?
Главная характеристика любой вспышки – ведущее число. Оно показывает максимальную мощность светового импульса. В основе ведущего числа лежит формула L х F, где L – расстояние до объекта съёмки в метрах, а F – число диафрагмы.
Таким образом, вспышка с ведущим числом 50 обеспечивает (в условиях, заявленных в документации: ISO и фокусное расстояние) нормальное (18% серого) экспонирование объекта, находящегося, например, в 10 метрах от фотографа, если диафрагма равна F/5.
Чтобы понять, много это или мало – ведущее число 50, – стоит напомнить, что мощность встроенных вспышек колеблется от 7 до 15 единиц.
Поскольку выдавать полный импульс вспышке надо вовсе не постоянно, она оснащена широким спектром механизмов для его дозирования. Самый простой механизм – это изменение угла рассеивания света. Подгоняя миллиметры угла рассеивания под миллиметры фокусного расстояния объектива, вспышка расходует импульс более экономно, а значит, – фотограф может позволить снизить его силу.
В первых вспышках снижение мощности импульса было ручным, однако современные устройства, работая совместно с электроникой фотоаппарата, с помощью технологий TTL и ADI самостоятельно определяют необходимое количество света в каждой конкретной сцене.

Работай головой
Автоматическая подстройка силы импульса под экспозицию – это для современной вспышки, что называется, «обязательная программа». Как и изменение угла рассеивания.
Остальное же богатство настроек и удобство эксплуатации присуще далеко не всем образцам нижнего ценового диапазона. Поэтому многие даже не представляют, что же ещё требовать от вспышки, кроме того, чтобы она банально светила...
Первое, на что следует обратить внимание, – это наличие у «головы» вспышки механизма поворота. Крутить «головой» – очень полезное занятие, обеспечивающее фотографа так называемым «отражённым светом».
Общеизвестно, что прямой свет, если он не смягчён каким-то фильтром, очень жёсткий. Он даёт крайне тёмные, некрасивые тени, он делает картинку плоской, он даёт на блестящих поверхностях (например, на коже) световые пятна (см. рис. 1-1).
Отражённый же свет – намного более качественный. Он смягчает тени, создаёт объём, распределяется более равномерно (см. рис. 1-2).

20080203__ict6064_01.jpg
Рисунок 1-1. Жёсткие тени
20080203__ict6069_01.jpg
Рисунок 1-2. Тени погашены вспышкой

Чтобы создать отражённый свет в помещении, фотографы обычно поднимают «голову» вспышки, и та бьёт уже не на объект, а в потолок, в место между фотографом и объектом съёмки. Есть и более сложные приёмы (от боковой стены, от объекта за спиной фотографа) – и в любом случае, для их использования, чтобы «голова» у вспышки вращалась.
У хорошей вспышки «голова» может быть направлена практически в любое место верхней полусферы, давая фотографу полный спектр возможностей игры светом и тенью.

Свет особого сорта
Более специализированной, но также и более полезной опцией «продвинутой» вспышки можно назвать наличие особых режимов освещения: моделирующего света, синхронизации с короткими выдержками, режима стробоскопа, многократной вспышки для серийной съёмки. У всего перечисленного, кстати, есть общая черта: всюду применяется постепенное опустошение конденсаторов вспышки – и именно от их качества зависит полноценная реализация этих режимов.
В самом деле, что такое, например, моделирующий свет? Это серия слабых импульсов, позволяющих фотографу заранее увидеть расположение теней и бликов на будущей фотографии.
В режиме стробоскопа вспышка испускает ту же серию импульсов, но происходит это в тот момент, когда затвор фотоаппарата остаётся открытым. Как вы сами понимаете, частота импульсов никак не должна быть меньше заявленной выдержки.
Описывать многократную вспышку в режиме серийной съёмки, думается, нужды нет. Единственное, что хочется отметить, – это внимание к качеству экспонирования на протяжении того количества кадров, которое заявлено в характеристиках вспышки. У некоторых экземпляров с этим наблюдаются проблемы.
Наконец, режим синхронизации с короткими выдержками. Его особое выделение связано с тем, что на выдержках, короче 1/200 вспышка уже не может правильно проэкспонировать кадр (это связано с механизмом затвора современных зеркалок). Выход был найден сравнительно недавно: на сверхкоротких выдержках вспышка излучает не один мощный импульс света, а генерирует в течение всего времени работы затвора множество маломощных импульсов с очень высокой частотой следования. Такой принцип синхронизации позволил «отодвинуть» границу использования вспышки до невиданных ранее выдержек порядка 1/8000 секунды. Что, в свою очередь, позволило использовать портретную светосильную оптику на открытых диафрагмах даже при ярком солнце.

Связанные одной цепью
По-настоящему высококлассная вспышка помимо верчения «головой» и пульсирования должна уметь ещё одну штуку: она должна уметь работать отдельно от фотоаппарата, освещая сцену по особому сигналу.
Самые лучшие вспышки и самые продвинутые фотоаппараты «общаются» между собой по радиоканалу, вспышки попроще (и фотоаппараты попроще) вынуждены прибегать к помощи дополнительных вспышек – в том числе и встроенных.
На деле это выглядит так: фотограф устанавливает вспышку на «башмак» сихроконтакта, настраивает параметры съёмки, отсоединяет её и устанавливает в нужном для экспонирования месте. Потом поднимает встроенную вспышку встаёт в точку съёмки так, чтобы импульс встроенной вспышки был «виден» вспышке основной, нажимает кнопку спуска. Секрет в том, что затвор фотоаппарата синхронизируется не с внутренней, а с внешней, вынесенной вспышкой. То есть, наложения источников света не происходит (в идеале). По крайней мере, если в этом нет особой надобности.
На этой оптимистической ноте мы завершаем теоретическую часть тестирования и переходим непосредственно к практикуму.

Киров вспышечный
Как уже было сказано, в нашу тестовую лабораторию попали две вспышки – Sigma EF 500 DG ST и Sigma EF 500 DG Super. Оба осветительных прибора несут на себе клеймо «MA», что показывает их совместимость с зеркальными камерами корпорации Sony и доставшимися ей по наследству камерами Konica-Minolta (как цифровыми, так и плёночными). Таким образом, можно говорить, что Sigma EF 500 DG ST является альтернативой фирменной вспышке Sony HVL-F36AM (фактически, перелицованная Minolta 3600), а Sigma EF 500 DG Super – вспышке Sony HVL-F56AM (фактически, перелицованная Minolta 5600 HSD). Это сравнение более чем интересно ещё и тем, что в Кирове можно найти все четыре упомянутые вспышки. Цены на них таковы:
Sony HVL-F56AM – 13100 рублей;
Sony HVL-F36AM – 9064 рубля;
Sigma EF 500 DG Super – 8043 рубля («Цифровой Техпром»);
Sigma EF 500 DG ST – 5197 рублей («Цифровой Техпром»).

Младшая группа
Sigma EF 500 DG ST попала нам в стандартной поставке: сама вспышка, краткое руководство пользователя на европейских языках, брошюрка на русском языке, подставка-ноги, коробка. Батарейки, коих требуется четыре штуки (размер АА) в комплект не входят. Тестирование проходило на цифровой зеркальной фотокамере Konica-Minolta Dynax 5D.
С точки зрения функциональности, Sigma EF 500 DG ST – довольно простая вспышка. Она работает в автоматическом (TTL и ADI) режиме, режиме подачи импульса полной мощности и режиме подачи импульса, равного 1/16 полной мощности. Задняя панель вспышки оснащена переключателем соответствующих режимов и полоской светодиодов, показывающих текущее положение угла рассеивания. Иных органов управления и информационных панелей на вспышке нет.
При сравнении Sigma EF 500 DG ST с Sony HVL-F36AM надо отметить, что вспышка от Sigma мощнее, «голова» у неё крутится в двух измерениях (у HVL-F36AM – только вверх на 90°). Кроме того, EF 500 DG ST дешевле почти вдвое.

20080203_ef_500_dg_st.jpg
Sigma EF 500 DG ST

Правда, Sigma EF 500 DG ST практически не имеет ручных настроек, она не может работать в отрыве от фотокамеры (в этой связи становится интересно: зачем в коробку положена подставка-ноги?), не поддерживает режимы моделирующего света и стробоскопа. Проще говоря, перед нами – недорогая, мощная и простая в эксплуатации вспышка для фотолюбителя. Полезность её в быту целиком и полностью
зависит от уровня совместимости c «неродной» камерой и качества работы автоматики.

Профи не сдаются
Поставка Sigma EF 500 DG Super, конечно, несколько богаче: помимо самой вспышки, тут можно найти солидно выглядящую брошюру руководства на популярных евро-азиатских языках, тоненькую книжку руководства на русском языке (есть некоторые неточности) и подставку-ноги для установки вспышки при беспроводном управлении ею. Батареек – их снова нужно четыре, – как и положено, нет.
Дизайн обеих вспышек Sigma практически идентичен, чего нельзя сказать о внутреннем устройстве. Согласно руководству пользователя, Sigma EF 500 DG Super может практически всё: крутить головой, работать в автоматических режимах ADI и TTL, светить многоимпульсным зарядом (высокоскоростная синхронизация, стробоскоп, множественный импульс при серийной съёмке, моделирующий свет), работать автономно (активация от встроенной вспышки, быть ведомой...). Кроме того, ручные настройки Sigma EF 500 DG Super позволяют фотографу самостоятельно выбрать мощность импульса (от полной до 1/128 с уменьшением в два раза за шаг), настроить угол рассеивания и отрегулировать значение ISO, если оно не совпадает с выставленным на фотокамере.
Управление и контроль параметров у Sigma EF 500 DG Super осуществляются через группу кнопок на задней панели и жидкокристаллическое табло. Для работы в темноте имеется подсветка табло, активируемая отдельной кнопкой. Однако в целом назвать управление вспышкой удобным никак нельзя – многие функции включаются лишь через многократное нажатие одной или последовательное нажатие нескольких кнопок. Сами кнопки сделаны из твёрдой резины, что также не добавляет эргономичности.
Если сравнивать Sigma EF 500 DG Super с Sony HVL-F56AM, то можно отметить, что у фирменной вспышки нет никаких преимуществ по функционалу. В плюсах – только более компактный дизайн, продуманное управление и «оригинальность», которая выливается в потенциально лучшую совместимость Sony HVL-F56AM с камерой на автоматических режимах. Цена Sigma EF 500 DG Super на две трети ниже решения от Sony.

Как три копейки
По итогам тестирования вспышки Sigma EF 500 DG ST следует сказать, что она полностью оправдала наши предположения. Перед нами – недорогое и мощное решение для основных нужд рядового фотолюбителя. С точки зрения силы освещения, вспышка удовлетворяет практически все потребности: съёмка в интерьере, портретная съёмка, репортажная съёмка торжественных событий, уличная съёмка – все эти и многие другие сюжеты приобретают с использованием Sigma EF 500 DG ST иное, гораздо более высокое качество.
Работу автоматики Sigma EF 500 DG ST можно назвать хорошей при съёмке «в лоб» и более чем удовлетворительной – при съёмке с использованием отражённого света. В любом случае, ошибки экспонирования Sigma EF 500 DG ST достаточно легко правятся вводом компенсации или переходом в ручной режим. Кстати, для улучшения результатов, специалисты советуют при съёмке «в лоб» использовать ADI-замер, а при фотографировании с поворотом «головы» – TTL.
К недостаткам вспышки Sigma EF 500 DG ST можно отнести довольно невысокую функциональность по сравнению с фирменным аналогом от Sony. Беспроводное управление и невозможность вручную управлять углом рассеивания – это, на наш взгляд, довольно неприятные потери. С другой стороны, относительно низкая цена Sigma EF 500 DG ST во многом компенсирует данные неудобства.

Дай порулить!
Обилие функций и сложность автоматики Sigma EF 500 DG Super делает эту вспышку более капризной в случае использования совместно с цифровыми зеркалками Konica-Minolta и зеркалками Sony. Во-первых, само руководство пользователя предупреждает, что верная работа автоматики возможна лишь при включении на вспышке режима быстрой синхронизации. Это, конечно, не значит, что и снимать вам придётся на сверхкоротких выдержках – выдержки могут быть любыми, а вот режим – только таким.
Во-вторых, автоматика Sigma EF 500 DG Super довольно чувствительна к качеству элементов питания. Лучше всего подойдут свежие батарейки или уже «раскачанные» аккумуляторы.
Наконец, в-третьих, специалисты советуют обратить внимание на порядковый личный номер вспышки. Ранее произведённые образцы, серий «6» и «7» имели на порядок больше проблем совместимости, нежели новые «восьмёрки». Нам, к счастью, досталась вспышка из новой, «восьмой», серии.
Тем не менее, при съёмке на автомате Sigma EF 500 DG Super заслужила следующие оценки: «в лоб» – почти хорошо, отражённым светом – удовлетворительно. Как обычно, ситуацию спасала экспокоррекция.
Многоимпульсные режимы работы Sigma EF 500 DG Super практически не получили нареканий. Всё в рамках заявленного в руководстве, за исключением режима серийной съёмки. К сожалению, на Konica-Minolta Dynax 5D вспышка не успевала выдать полную мощность, недоэкспонируя кадры начиная с третьего (кстати, эта «болезнь» характерна и для Sigma EF 500 DG ST).
Зато к режиму бесконтактной связи у нас претензий нет. Запускаясь от встроенной вспышки, Sigma EF 500 DG Super работала очень качественно.

На все деньги
Как мы видим, оба решения, протестированные нами, имеют право на существование. Невысокая цена Sigma EF 500 DG ST делает её хорошим выбором для того, кто хочет резко повысить качество своих снимков. При этом, будущий владелец вспышки не должен ожидать чудес и обязан чётко представлять те творческие ограничения, которые присущи использованию Sigma EF 500 DG ST.
Цена на Sigma EF 500 DG Super тоже более чем адекватна. Прекрасный функционал этой вспышки, безусловно, стоит более 8000 рублей. Что же касается некоторой нестабильности работы автомата, то она полнос-тью может быть нивелирована некоторой долей размышлений и богатством ручных настроек. Особенно в тех случаях, когда от фотографа не требуется спешка и ему не приходится беспокоится об эргономике управления Sigma EF 500 DG Super.

Благодарим магазин «Цифровой «Техпром» (ул. Московская, 13) за предоставленные на тестирование вспышки.


Рекомендуем почитать: