Конкуренты. Radeon HD 2000

В предыдущих частях тестирования вы ознакомились с новыми mainstream/low-end-видеокартами от NVIDIA (см. «МБ» №32'2007 и №34’2007). Теперь настала очередь поподробнее узнать, чем ответило графическое подразделение AMD ATI, выпустив серию видеокарт Radeon HD 2600/2400.

Первые видеокарты GeForce 8 появились уже давно, ещё в ноябре прошлого года, однако их спектр был крайне невелик – всего две hi-end-модели. AMD всех грела обещаниями, что «через месяц выйдет Radeon HD 2900 с небывалой производительностью», однако прошёл не один и не два месяца со дня релиза GeForce 8800, а ответа от ATI всё ещё не было. Красный день календаря наступил 14 мая, когда долгожданные видеокарты были представлены в количестве аж 10 (!) моделей… В продаже не появилось и половины – остальные обещали подтянуться через месяц-полтора, что всё-таки было сделано. NVIDIA для страховки выпустила полумифическую 8800 Ultra (чего можно было и не делать) и видеокарты на основе G86/G64, о которых вы могли прочитать в предыдущих частях. На вопрос, почему так долго NVIDIA тянула с 8600, можно ответить и сейчас: компания хотела продать как можно больше устаревших видеокарт GF7 по максимальной цене, а преждевременное появление GF8600 этому, мягко говоря, не способствовало.

Для AMD же промедление с выпуском mainstream было смерти подобно, поэтому сроки появления RHD 2600/2400 оказались весьма скорыми, а вот насколько скорыми оказались новые модели, мы сейчас и узнаем. Заодно станет понятно, почему видеокарты до сих пор используют 128-битную шину доступа к памяти.

Radeon HD 2600 XT
Видеокарта, как и все остальные тестируемые платы, произведены компанией Palit. Существуют две модели Radeon HD 2600 XT: с памятью GDDR4 и GDDR3. Первая отличается, как нетрудно догадаться, повышенными частотами памяти. В тестировании участвовала модель с памятью GDRR3, но принадлежность к серии Palit Sonic немного сгладило разницу. Комплектация почти стандартна: диск с драйверами, игра Xpand Rally: Extreme, краткое руководство по установке, карточка Half-Life (обладатель видеокарты ATI может совершенно бесплатно приобрести через систему Steam игры Half-Life 2: Lost Coast и Half-Life 2: Deathmatch), наклейка-стикер содержания «собери их всех», разветвитель S-Video. Карта использует 256 Мбайт видеопамяти, микросхемы традиционно расположены на лицевой стороне. В качестве интерфейса для подключения монитора можно использовать D-Sub, DVI, S-Video. Плата небольших размеров по сравнению с моделями GeForce 8 и Radeon X1000, дополнительный разъем для подключения питания отсутствует, что говорит о низком энергопотреблении и тепловыделении. Это подтверждено в ходе замеров температуры чипа: в простое она составляла 40°, в пике нагрузки – всего 62°.
Как обычно, для разгона планировалось использовать утилиту ATI Tool, но она отказалась корректно работать с новыми видеокартами AMD/ATI. Поэтому разгон осуществлялся через встроенную в драйвера утилиту ATI Overdrive. Увеличение частоты чипа и памяти на 50 МГц и 100 МГц соответственно является максимально возможным в данной программе, из-за чего дальнейшие эксперименты решено было продолжить в RivaTuner. К сожалению, отечественная утилита хоть и позволяла «увеличить» частоты, но по данным мониторинга они оставались неизменными. Поэтому результаты так и остановились на значениях 850/1700 МГц.

Radeon HD 2600 PRO
Тестируемый экземпляр произведён компанией Palit, относится к серии Sonic и выполнен на текстолите красного цвета. Используется упрощённая система охлаждения нереференсного дизайна, что не помешало производителю установить быструю память GDDR3 – тактовая частота поднята со стандартных 800 МГц до 1400 МГц! Система охлаждения аналогична 2600XT, поэтому рабочие температуры также невысоки: в простое – 39°, в пике нагрузки – 61°. Комплект поставки не отличается разнообразием: диск с драйверами, руководство по установке. Интерфейсы для подключения монитора – DVI, D-Sub, HDMI. Вследствие отсутствия кабеля от «тестирования» новомодного интерфейса пришлось отказаться.
Стандартный «разгоняльщик» ATI позволил поднять частоты до смешных значений 625/1450 MГц, хотя, несомненно, потенциал видеокарты намного выше.

Radeon HD 2400XT
Еще один продукт компании Palit, очень маленький по своим габаритам. РВС также очень проста. Охлаждение чипа обеспечивает алюминиевый кулер, память также накрыта радиатором. Комплектация минимальна: диск с драйверами, купон Half‑Life 2, руководство по установке. Интерфейсы стандартны: DVI, D-Sub, S-Video.

Температура чипа в простое – 39°, при загрузке – 57°. Разгон также упёрся в предел программы ATI OverDrive и составил 750/1600 МГц.

Тестирование
Для более полной картины мы будем обращаться к результатам протестированных ранее видеокарт и сравнивать их с показателями Radeon HD 2600/2400. Вполне естественно, что 2600 XT показывает самые высокие fps в сегодняшнем тестировании, однако в сравнении со своим прямым конкурентом GeForce 8600 GT наблюдается полный провал: видеокарта на чипе NVIDIA быстрее везде, за исключением NFS: Carbon, да и там только в «лёгком режиме». Тест 3DMark06 SM3.0 тоже отдаёт предпочтение Radeon, но только в режиме без сглаживания и фильтрации. Даже в процессорозависимом Test Drive Unlimited RHD 2600 XT показывает слабые показатели, а скорость в Tomb Raider: Legend просто катастрофически низкая. Добавьте к этому двухкратное (!) падение fps при активировании AA и AF, несмотря на то, что технологии улучшения изображения были, как и во всех тестах, отключены. Radeon HD 2600 PRO, как и следовало ожидать, немного уступил старшей 2600 XT и оказался в своеобразном окружении: до уровня 8600 GT карта явно не дотягивает, а 8500 GT превосходит, притом довольно значительно.

Соперником остаётся лишь 7600 GT, и, как это ни покажется странным, проверенный временем ветеран смотрится ничуть не хуже новичка: заметно уступив лишь в 3DMark05 и NFS: Carbon, 7600 GT практически во всех остальных играх быстрее. 2400 XT свою борьбу также проиграла, значительно уступив 8500 GT во всех играх, кроме, как вы уже, наверное, догадались, NFS: Carbon. Результаты в Test Drive Unlimited и Tomb Raider: Legend и вовсе отвратительны: откровенно бюджетное решение со слабой текстурной мощью не в силах обеспечить сколько-нибудь приемлемый fps. Сейчас с такой картой не то что в эру DirectX 10, а даже в DirectX 9 вступать стыдно. В итоге остается констатировать, что результаты сегодняшнего тестирования получились весьма низкими, особенно в тяжёлых режимах – сказывается недостаточная текстурная мощь чипов RV630/RV610. Это по сути и лишает смысла использование 256-битной шины – она просто-напросто окажется невостребованной.

Новаторство в угоду скорости
Как видим, новые видеокарты ATI не в состоянии соперничать со своими конкурентами в лице 8600 GT и 8500 GT. Да, они уступают в скорости, но, благодаря переходу на тонкий 65-нм техпроцесс, потребляют меньше энергии, что может оказаться решающим фактором при сборке бюджетных ПК. С другой стороны, теперь у ATI практически нет возможности существенно модернизировать дизайн чипов: они и так выходят довольно сложными. И опять получается ситуация, в которой канадская компания оказывается в последнее время довольно часто: в среднем ценовом сегменте вместо нормальных mainstream-моделей будут отдуваться «обрезки» hi-end (вспомним X1800 GTO и X1950 GT). Не то чтобы это очень плохо, просто прибыль с одной видеокарты будет чуть меньше по причине более высокой стоимости изготовления. Да и покупатели зачастую не могут разобраться во всем многообразии моделей. Конечно, можно было порассуждать на тему DirectX 10 и математической направленной архитектуры R600, но стоит ли? Игры, ориентированные на сложные шейдерные эффекты, пока так и не спешат появляться, да и о скорости говорить не приходиться: на сегодняшних mainstream-видеокартах можно будет наблюдать лишь красивое слайд-шоу. К тому же, через два с небольшим месяца NVIDIA «выкатит» нового флагмана, который наверняка будет значительно лучше «заточен» под DX10. И только после этого можно будет ориентироваться на пресловутый DirectX10, а пока нужно брать в расчёт текущие результаты.
К плюсу моделей GF8600 можно отнести чуть большую скорость, особенно в тяжёлых режимах, отлаженные драйвера и утилиты, плюсами RHD2600 являются их невысокая стоимость, низкое энергопотребление, мощный математический блок, блок аппаратной тесселяции, который пока не используется в играх, поддержка потоковых вычислений. Как видите, новые видеокарты от ATI получились технологичнее своих конкурентов, хотя и чуть медленнее. Поэтому принимать решение о покупке в каждом случае нужно по совокупности всех этих факторов. И ещё: очень бы хотелось предостеречь покупателей от приобретения подозрительно дешёвых экземпляров, которые могут идти с пониженными частотами, поэтому перед покупкой удостоверьтесь в точных характеристиках конкретной видеокарты.


Рекомендуем почитать: