Новое — не значит «лучшее», или Последствия кризиса

Идея данной статьи родилась в процессе спора. Изначальный постулат: «лучшее — враг хорошего» в итоге превратился во фразу, использованную в качестве названия статьи. Не буду далее томить читателей ожиданием: речь пойдёт о технологиях лазерной печати и о собственно лазерных принтерах на конкретных примерах.

Для начала небольшой теоретический экскурс. Что же происходит с листком бумаги, когда он попадает в захваты и медленно ползёт в нутро принтера? Сначала бумага электризуется, то есть приобретает электрический заряд, проходя над роликом переноса. Далее она попадает под фоторецептор (на сленге — «барабан») картриджа. В этот момент на фоторецепторе формируется изображение: луч лазера (находящегося в элементе конструкции под названием «оптический блок») электризует участки фоторецептора, на которых должен остаться тонер (создаётся так называемое электрическое изображение). Причём заряд фотобарабана противоположен по знаку заряду бумаги. Далее на фоторецептор наносится тонер из бункера картриджа, прилипая на наэлектризованные участии барабана. При соприкосновении бумаги с фоторецептором за счёт разности в электрических зарядах происходит перенос тонер на бумагу. Остатки тонера после переноса изображения удаляются с фоторецептора специальным лезвием (ракелем) в бункер для отработанного тонера. Далее бумага с нанесёнными частицами тонера попадает в узел закрепления («печка»). Там лист бумаги нагревается до температуры впекания тонера в бумагу, проходя между валом с термоэлементом и резиновым валом (прессующий ролик), — и, наконец, выходит из принтера.

Уф, с теорией, вроде, всё. В разных моделях принтеров это происходит немного по-разному, но основной принцип (без углубления в детали) — примерно такой, как описано выше. Разумеется, в различных профессиональных аппаратах многие конструктивные решения — принципиально иные; всё вышеизложенное справедливо для бытовых и офисных принтеров.
Теперь переходим непосредственно к моментам, которые послужили основными предметами спора.
Оптический блок ломается исключительно редко. Ненамного чаще ломается термоэлемент. Слабым звеном остаётся, как вы понимаете, многострадальный картридж. (Есть и ещё один многострадальный элемент — механика. Но о ней — чуть позже.)

• • •
Итак, картридж. Стандартные правила обращения известны: регулярно заправлять, чистить, в случае выхода из строя барабана, ракеля и электризатора (он же — «резиновый вал») — разумеется, заменить вышедшие из строя компоненты. Барабан и ракель выходят из строя после 3-4 заправок, электризатор — после 8 и более. После двух десятков заправок приходится менять шестеренки и/или корпус картриджа. То есть, теоретически картридж выдерживает просто неприличное количество заправок, выражающееся двухзначным числом. Но вся эта сказка/небылица/радость в суровой реальности возможна ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при использовании ОРИГИНАЛЬНЫХ картриджей. В случае использования так называемых «совместимых» поделок начинается лотерея. Примерно пятая часть из них умирает сразу и меняется по гарантии, чуть больше половины — переживают 2-3 заправки и тоже безвременно уходят в мир иной, и только 10-15% совместимых картриджей имеют шанс стать такими же долгожителями, как оригинальные. К сожалению, многие несознательные товарищи потребители смотрят только на ценники (а цены совместимых картриджей ниже примерно на треть) — и неизбежно попадают в ситуацию, когда срок жизни купленного картриджа — не более 3-5 заправок. Как говорится, скупой платит дважды. Хотелось бы отметить и ещё один немаловажный фактор долголетия: при заправке картридж просто необходимо разбирать и чистить. Если картридж заправляется по принципу «крышечку сняли, отработанный тонер вытряхнули, свежий засыпали, крышечку закрыли», то даже при выполнении условия оригинальности срок его службы неизбежно сокращается до 8-10 заправок. С картриджами вроде всё.

• • •
Теперь рассмотрим фактор механики.
В принтере (если вы рискнете его разобрать) находится несколько десятков различных роликов, шестеренок, направляющих. Подавляющее большинство из них сделано из пластмассы. А на пластмассе, как ни странно, можно сэкономить. Вот наши уважаемые производители и начинают экономить. Как следствие, такая экономия зачастую значительно ограничивает ресурс принтера. То есть при практически неизменном качестве основных элементов (оптический блок, картридж, узел закрепления) вся мелкая механика в современных принтерах значительно ослаблена. Недавно мне попался на глаза принтер HP LaserJet 4L (эта модель в нескольких модификациях производилась с октября 1992 года по май 1995. — Прим. ред.). Причём он работал , и вполне успешно. То есть запас прочности, вложенный в конструкции, позволил принтеру проработать не меньше десятка лет (по самым скромным прикидкам). Современные же модели рассчитаны на средний срок службы 3-5 лет, причём с ростом интенсивности эксплуатации срок снижается. То есть, принтеры начинают себя вести, как и многие другие компьютерные комплектующие: гарантийный срок (год-два) отработают, а дальше? А дальше — как повезёт.

Данной болезни подвержены все модели нынешнего и частично — прошлого года. По времени — как раз совпадает с разгоревшимся кризисом. Привязка, кстати, вполне очевидная и легко проверяемая: модели, выпущенные, например, в 2007 году, ведут себя значительно пристойнее (несмотря на второй год эксплуатации) — и на столы ремонтных мастерских попадают значительно реже моделей выпуска 2008 года. Такая вот забавная получается статистика. К сожалению, из-за врожденной подозрительности некоторых ремонтников и невозможности указать названия фирм-производителей (антирекламой мне заниматься явно не дадут) точных цифр привести не могу.
Также сменилась и маркетинговая политика основных производителей. Если раньше можно было выделить три категории принтеров: домашние, средний диапазон и офисные монстры — то сейчас среднее ценовое звено просто исчезло. Покупателям предлагают домашние модели ценой от $120 до $160 и офисные комбайны ценой от $500. Средней ценовой категории просто не существует. Разница в три раза никак не вписывается в разумные рамки — искусственно создаётся пустая ценовая ниша. А покупателям приходится жертвовать либо ресурсом, либо деньгами.

• • •
Когда доходы падают, человек начинает экономить. И этим бессовестно пользуются два производителя, Samsung и Brother, предлагая свои принтеры по непристойно низким ценам. Но разумеется, они не предупреждают покупателя о возможных проблемах с картриджами, которые имеют нестандартную конструкцию и капризны в заправке. А это зачастую приводит к значительному повышению расходов на их обслуживание. Как говорится, покупайте HP и Canon — марки, проверенные временем и работой.
Кстати, нельзя не упомянуть о новых (этого года) «домашних» моделях принтеров с меньшим ресурсом картриджа. Поясню: старые принтеры (неважно для офиса или дома) шли с картриджем, рассчитанным примерно на 2,5 тыс. страниц (разумеется, 5% заполнение листа и прочие технические нюансы, в которых нет смысла закапываться, имеют место быть), а новые модели принтеров, обладая сравнительно низкой ценой, идут с новым типом картриджа, рассчитанным лишь на 1-1,5 тыс. страниц. То есть, их покупка становится банально неоправданной. И этим, надо заметить, страдают сейчас модели всех производителей.

Так что смело могу посоветовать: не бойтесь покупать б/у принтеры. Разумеется, обращая внимание на год выпуска. Моложе 2008 года выпуска? Смело можно брать, их ресурс далеко не исчерпан, и они ещё послужат вам верой и правдой на протяжении как минимум пары-тройки лет. Тем более, что большинство этих принтеров как раз относится к исчезнувшей средней ценовой категории.
А если учесть, что далеко не все новые принтеры послужат столько же…
А если учесть, что стоят они, как правило, раза в два (минимум) дешевле…
Я думаю, правильный вывод сделать очень и очень просто...
PS. Чёткой вам печати и малых расходов!

Благодарю фирму «Бизнес и Технологии» и лично Chert’a за консультативную помощь и тёплую компанию.

Немного о бумаге
Каким бы хорошим и правильным ни был принтер, как бы качественно ни заправляли и ни ремонтировали оригинальный картридж, есть ещё один фактор который может попросту похерить всё. Имя этому фактору — бумага. Именно на бумагу наносятся тонер, именно бумага проходит через все изгибы принтера. И если она некачественная, то часто именно она и приводит к поломкам как картриджа, так и принтера. Дешёвая бумага, как правило, — шероховатая и недостаточно плотная («грязная», на сленге ремонтников.)

Шероховатости приводят к быстрому выходу из строя барабана, резинового вала, ракеля. А недостаточная плотность приводит к тому, что во время прохождения бумаги по принтеру и картриджу отдельные волокна и мелкие частички остаются внутри принтера и картриджа, забивая мелкодисперсной бумажной пылью всё доступное пространство. Смешиваясь с частичками тонера (неизбежно попадающего из бункера в процессе печати в принтер) бумажная пыль создаёт весьма неприятную субстанцию, быстро загрязняющую все рабочие (движущиеся) элементы принтера и картриджа, приводя к выходу из строя и без того непрочной (в последнее время) механики. Поэтому если вы хотите быстро убить принтер (и картридж) — печатайте на дешёвой бумаге. Я нисколько не хочу умалить достоинства целлюлозно-бумажных фабрик. Единственный совет: уважаемые пользователи! Ну, не покупайте, пожалуйста, «внучку Деда Мороза» (если редактор это не вырежет, я буду благодарен). Она, конечно же, дешёвая, но её качество значительно ниже среднего. И обходится в итоге весьма недёшево. Кроме того, что она шероховатая и «грязная», она обладает острыми кромками, которые просто срезают покрытие фотобарабана по краям, а это приводит к замене барабана через одну-две заправки. Используйте, уж если на то пошло, «Светокопи» и «Балет». Пусть пачка бумаги этих марок и подороже на десяток рублей, но такая бумага не оказывают такого разрушающего воздействия, как пресловутая «внучка», обладая хотя бы средним качеством по разумным ценам.


Рекомендуем почитать: