Restyling от Panasonic

Чуть больше года назад я рассказывал про видеокамеру NV‑GS25 фирмы Panasonic (см. «МБ» №33’2005). И вот сегодня снова возвращаюсь к теме любительского цифрового видео, причиной чего стало не очень приятное событие.

Началось всё в один из августовских вечеров. Вернувшись домой, я обнаружил, что в моей квартире побывал вор, утащивший, как выяснилось, ту самую NV‑GS25 и ещё кое-что. Не будем вдаваться в подробности дальнейших событий, а перейдём к возникшему тогда острому вопросу: какую камеру выбрать на этот раз? От изобилия моделей ведущих производителей ИТ-индустрии разбегаются глаза!
При выборе камеры сразу были отсечены модели с DVD-рекордерами ввиду своей ненадёжности: как показывает практика, пишущий лазер быстро выходит из строя. Кроме того, такая камера не любит резких движений – лазер легко сбивается при записи. Из круга потенциальных
претендентов на покупку также выпали камеры с HDD‑накопителем: как ни крути, а жёсткий диск – штука ненадежная. По крайней мере, на сегодняшний день. К тому же такой носитель значительно дороже обычной miniDV-кассеты.
Итак, при выборе я отдал предпочтение камере с традиционным плёночным носителем информации. И в конце концов мой взгляд опять остановился на продукции компании Panasonic, к сожалению, представленный в любительской категории всего тремя моделями семейства NV‑GSx7 (далее х7), из которых выбор пал на NV-GS47EE. Её мы и будем сравнивать с предыдущей линейкой NV-GSx5 (далее х5).

Покупка
Взяв заветную коробочку, я помчался домой, предвкушая знакомство с очередным творением от Panasonic. И вот момент настал – открываем! В комплекте представлены: инструкция пользователя с многочисленными вложенными в неё рекламными буклетами, диск с драйверами и программой обработки видео MotionDV Studio 5.6 LE (в линейке камер х5 версия программы была 5.3), кассета на 60 минут, чистящая кассета, пульт ДУ, ремень для переноски камеры, аккумулятор, зарядное устройство и кабель USB. К сожалению, почему-то не оказалось сумки, хотя в руководстве чёрным по белому написано, что кейс является неотъемлемой частью поставки оборудования. Надо сказать, что аккумулятор, зарядное устройство и пульт ДУ такие же, как и у линейки х5.

Дизайн
Вот тут инженеры Panasonic, скажем прямо, дали маху. Камера попросту не ложится в руку! Её корпус слишком мал для среднестатистической ладони взрослого человека, что вызывает некоторые неудобства при работе. Какая уж тут эргономика! Рычажок трансфокатора по сравнению с линейкой х5 стал более выраженным и удобным в работе, слегка увеличен джойстик и диск навигации меню. В целом органы управления камеры стали чуть крупнее своей младшей линейки. А вот кассетоприёмник претерпел кардинальные изменения: его вертикальное расположение поменялось на горизонтальное, что вызывает определенные трудности при загрузке и выгрузке: при попытке камеры «выплюнуть» кассету, та упирается в ременную ручку, заставляя и без того хлипкий механизм загрузки прилагать дополнительное усилие. Возникает впечатление, что разработчики камеры попросту на скорую руку слепили дизайн линейки х7, совершенно пренебрегая элементарными принципами эргономики и логики, понятными даже школьнику.

Что касается внутренней начинки, то как ни печально об этом говорить, инженеры Panasonic не придумали ровным счетом ничего нового. х7 – это та же х5 в слегка изменённом корпусе. Если сравнивать пункты руководства пользователя линеек х5 и х7, касающиеся технических характеристик, то мы увидим поразительное сходство, вплоть до тысячных долей массы изделия – совпадает каждый пункт характеристик.

Работа
Оставим неудачный дизайн на совести разработчиков и перейдём непосредственно к работе камеры. Итак, включаем.
Камера предлагает установить дату и время, после чего переходит в режим, установленный переключателем: камера, просмотр видео, фотокамера, просмотр фото и передача данных на ПК. Меню линейки х7 оказалось абсолютно таким же, как и у х5, за исключением нового пункта Help, предоставляющего простенькие подсказки по ряду позиций меню. Что касается качества съёмки, то тут особо сравнивать не с чем, поскольку большинство производителей сейчас используют при изготовлении камер CCD-матрицы, в связи с чем качество съёмки у современных любительских камер примерно одинаковое. Исключения составляют дешёвые камеры производителей второго эшелона, в которых зачастую применяются отбракованные сенсоры либо вообще матрицы типа CMOS, отличающейся малой чувствительностью. Картинка у х7 сочная, контрастная.

Порадовал автоматический режим настройки баланса белого: в линейке х5 этот механизм нередко давал сбои при съёмке в помещениях, освещённых лампами накаливания, когда баланс смещался в сторону красного и долго не мог оттуда выйти. В линейке х7 процесс автонастройки стал намного быстрее и корректнее. Претерпел некоторые изменения и режим быстрого старта: теперь для этого достаточно открыть дисплей или выдвинуть видоискатель, тогда как в линейке х5 режим активировался только кнопкой включения камеры (при этом сбивался ряд настроек, что сводило преимущества быстрого старта на нет).
Камера может сохранять стоп-кадры – как в режиме съёмки, так и в режиме просмотра – на карту памяти типа SD или MMC. Максимальное разрешение составляет 640×480. Естественно, что ни о каком сравнении со снимками, сделанными при помощи цифрового фотоаппарата, не может быть и речи. Впрочем, видеокамера – это прежде всего инструмент для создания видеоматериала, а не фотографий.
Лёгкое недоумение вызвал режим WEB‑камеры. Можно транслировать только видео, записанное на плёнку! Весьма оригинально! А как насчёт реальной картинки? Как её передать в сеть? Оказалось – никак. Что же это – очередная недоделка? Ещё один вопрос инженерам Panasonic.
Теперь про возможности ночной съемки. Впечатления неоднозначные. Можно с уверенностью сказать лишь две вещи. Во-первых, в старшей модели линейки х7 есть светодиодная подсветка, которая нужна камере, собственно, как кошке пятая нога: эффекта от неё – ноль. Во‑вторых, уровень цветовых шумов хоть и мал, но всё же они заметны. Чувствительность немного слабовата. Впрочем, что вы хотели от обычной ССD-матрицы, да ещё и размером всего 1/6 дюйма? Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой: чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. В идеале, размер матрицы не должен быть меньше ¼ дюйма. Но в целом картинка, снятая в ночном режиме, вполне различимая и чёткая.

Особенности
За оцифровку поступающего с матрицы сигнала отвечает DSP-процессор Pure Colour Engine – старая разработка, но с улучшенным алгоритмов обработки изображения. Так сказать, выжали последние соки – и не зря.
Поставляемая в комплекте программа MotionDV пригодна только для захвата видео с камеры: функции редактирования даются этой софтинке со скрипом. К тому же программа работает исключительно под WinXP SP2 и Win2000 SP4. К чему такая нелюбовь к остальным ОС – неясно.

Поставляемые под WinХР драйверы вообще отказались ставиться, сославшись на то, что ОС и так всё сама знает. Зачем же тогда они нужны?
Оцифровку можно производить через USB-интерфейс (обязательно USB 2.0), при этом качество видео не теряется, что является плюсом как линейки х5, так и х7.

Выводы
К плюсам можно отнести качественную картинку, простоту и удобство меню, а также продуманное расположение органов управления. Камера удобно синхронизируется с ПК (USB 2.0 есть сейчас практически у каждого, а вот FireWire пока ещё не столь распространён).
К минусам отнесём старое «железо» от серии х5: могли бы применить действительно
что то новое; сыроватое программное обеспечение (впрочем никто вам не запрещает пользоваться другими видеоредакторами, такими, например, как Adobe Premier).
Что же имеем в результате: х7 – слегка модифицированная х5.
В целом камеры Panasonic 7-й серии – весьма достойные аппараты для любительского видео.
Хочу предупредить тех, кто только собирается приобрести видеокамеру: если вам предложат купить трёхматричную камеру по стоимости чуть выше традиционной – откажитесь. Стоимость хорошей трёхматричной камеры начинается с 1700 долларов. Разницу при съёмке традиционной и аналогичной по стоимости трёхматричной камеры заметить невозможно – её просто нет. Что касается количества мегапикселей, для любительской видеокамеры это значение колеблется от 0,3 до 1. Если матрица содержит до 0,4 MPix, то в камере применён оптический стабилизатор изображения, если число активных пикселей превосходит значение 0,4 MPix – стабилизатор изображения электронный. И ещё – излишняя избыточность пикселей (более 1 Мпикс) приводит к уменьшению чувствительности камеры в режимах низкой освещенности.
Про технологии производства современных датчиков (ПЗС-матриц), и отличии традиционных камер от трёхматричных мы поговорим в следующий раз.


Рекомендуем почитать: