Второклассник

Наверное, каждый из нас когда-либо держал в руках цифровые фотоаппараты начального уровня – так называемые «мыльницы». Думаю, что практически каждый, кто имеет в своем арсенале такую, хотел бы побаловаться аппаратом классом повыше. Именно этим мы сегодня и займемся.

Интернет буквально пестрит обзорами, тестами, отзывами о тех или иных аппаратах. Больше всего вы встретите информации о таких брендах как Canon, Nikon, Olympus, Fujifilm. Эти марки завоевали поистине народную популярность – и есть за что. Но неожиданно я наткнулся на одном из англоязычных сайтов на обзор фотокамеры Panasonic DMC-LZ3/LZ5, которую ставили в один ряд с такими моделями как Canon PowerShot A530 или Pentax Optio SVi. К этому времени имеющийся у меня Canon A420 окончательно меня разочаровал – уж очень шумная матрица. Всё это и подтолкнуло меня к покупке того самого Panasonic Lumix DMC-LZ3 (LZ5 отличается лишь наличием микрофона и матрицей 6 Мпикс).

Комплектация
Аппарат упакован в симпатичную коробочку, в которой оказались: сама фотокамера, шнурок для переноски на запястье, USB-кабель, кабель для подключения к TV, комплект необычных батареек Panasonic Oxyride с номинальным напряжением 1,7 В, диск с ПО, инструкция, ну и конечно, множество рекламных буклетов. Забегая вперед, скажу, что номинальное напряжение батареек при работе практически сразу упало до значения 1,5 В.

Особенности
Аппарат укомплектован массивной оптикой с 6-кратным увеличением. Полностью объектив выдвигается аж на 5 см. Имеется оптический стабилизатор. Электронно-механический затвор. Высококонтрастный ЖК-дисплей диагональю 2’’. К сожалению, конструкцией не предусмотрен оптический видоискатель (что конечно же сказалось на цене) – видимо, из-за большого объектива не нашлось места в корпусе.

За работой
Камера включается быстро и бесшумно при помощи переключателя на верхней панели. На первый взгляд возникает ощущение, что при доставании и укладывании аппарата в чехол этот движок будет случайно включать камеру, однако опасения оказались напрасны: переключатель надежно фиксируется в крайних положениях. Предусмотрены четыре режима индикации: простая картинка, с добавлением информации о текущем режиме, с «живой» гистограммой (что весьма полезно и, в общем то, порадовало), а также режим контрольных линий, разделяющий изображение на девять секторов, позволяющий выполнить снимок с хорошо составленной композицией.

Камера способна работать в восьми режимах, переключаемых при помощи диска.
1.Простой режим. Рекомендуется для начинающих. Здесь можно управлять минимальным количеством настроек. По сути – режим «мыльницы».
2.Обычный режим. Здесь можно манипулировать всеми возможными настройками (о них немного позже).
3.Экономичный режим. Предусматривает некоторое снижение энергопотребления ЖК-дисплея. В остальном – это тот же «Обычный режим».
4.Режим макросъемки. Минимальное расстояние до объекта около 4-5 см. Хотелось бы меньше, но что поделать – издержки большого объектива. Вспышка оказалась совершенно бесполезной – она просто засвечивает снимаемый объект. Макросъемка лучше всего дается аппарату при точечной фокусировке: при остальных способах камера слегка задумывается, а при фокусировке по пяти точкам может зафиксировать объект некорректно.
5.Режим видеосъемки. Камера способна снимать ролики разрешением 640×480 до 30 fps без звука (DMC-LZ5 – со звуком). Причём, видео пишется исключительно на карты типа SD: если установить накопитель типа ММС, аппарат откажется записывать ролики, мотивируя это тем, что скорость работы ММС недостаточна, либо предложит низкокачественный режим записи (320×240@10 fps).
6. и 7. Режимы предустановок. Всего предусмотрено 15 предустановленных настроек, выбор которых осуществляется в меню. Особенность в том, что наиболее часто используемые режимы съёмки можно разнести на разные пункты диска рабочего режима. Это очень удобно, если вы, например, производите съёмку то на улице, то в помещении.
8.Режим воспроизведения. Позволяет просматривать сделанные снимки или видео с подробной информацией. Показываются гистограмма, режим съёмки, параметры диафрагмы, уровень ISO. Возможна подрезка, поворот, изменение размера снимка, а также отправка на принтер.

Настройки
Меню аппаратов Panasonic сильно смахивает на меню камер, произведенных компанией Canon – простое и интуитивно понятное. Единственное отличие в том, что у Panasonic’ов закладки меню расположены вертикально.
Фокус. Предусмотрено пять способов фокусирования: по пяти зонам, по трём зонам, быстрое по трём, быстрое по одной и точечная фокусировка, используемая при сложной композиции и макросъемке. Первый способ – самый медленный, но обеспечивающий филигранную точность, однако бесполезный при макросъемке. Наиболее предпочтительным оказался способ фокусировки по трем зонам – и быстро, и точно. Способы фокусировки переключаются в меню, хотя можно было повесить переключение на отдельную кнопку – было бы гораздо удобнее и быстрее. К сожалению, отсутствует возможность ручной регулировки фокуса – при съёмке тестируемым аппаратом такая потребность возникала. В целом к алгоритмам и механизму фокусировки претензий не возникло.
Светочувствительность ISO. Предусмотрен автоматический и ручной режим с градацией ISO 80, 100, 200, 400, 800 и 1600. Последние два режима, как показали полевые испытания, ничем не отличаются от ISO 400, так что не стоит обольщаться.
Формат снимка. Всего доступно три формата 4:3, 3:2 и 16:9, при этом максимальное разрешение снимка будет 5, 5 и 4,5 Мпикс соответственно. На сайте же производителя утверждается, что аппарат делает снимки только с соотношением сторон 4:3 и 3:2. Оказалось, что купленный мной аппарат – модифицированная модель. Можно было и обновить информацию на своём сайте! Пожалуй, это первый камень в огород Panasonic.
Настройка экспозиции. Автоматическая и ручная с шагом ±1/3 EV. Предусмотрен режим брекетинга (работает только при выключенной вспышке), когда аппарат делает серию из трёх снимков с разным значением экспозиции, чтобы можно было выбрать более удачный.
Оптический стабилизатор. Работает во всех режимах съемки. Весьма неплохо реализован, существенно облегчая жизнь оператора: за все время тестирования фотокамеры с включенным стабилизатором, мне так и не удалось получить смазанных снимков. Может функционировать непрерывно или только при нажатии кнопки затвора. Возможно отключение стабилизатора совсем.
Вспышка. Режимы традиционны практически для всех аппаратов – не будем перечислять. Однако огорчило отсутствие
ручной регулировки интенсивности вспышки (очень хорошо организована в некоторых аппаратах Canon), позволяющей в некоторых ситуациях избежать засвета кадра. Второй камень в огород Panasonic.
Видоискатель (если можно так выразиться). В классическом понимании он просто отсутствует. Вместо него нам предлагается смотреть в большой экран, размером 2 дюйма. Да, на нём помещается вся необходимая оператору информация (в том числе «живая» гистограмма), не загромождая сам снимок. Да, на нём очень удобно просматривать снимки. Однако в солнечную погоду на таком дисплее, естественно, трудно что-либо разглядеть. Вот тут-то бы и посмотреть одним глазком в оптический видоискатель – а некуда. Вот вам и третий – самый большой – камень сами знаете куда.
Ещё о дисплее. В аппарате предусмотрена функция High Angle, позволяющая чётко видеть на экране картинку, когда вы делаете снимок, подняв камеру над головой. Частично функция компенсирует отсутствие видоискателя.
Аппарат имеет датчик пространственного положения, позволяющий посредством встроенного алгоритма, поворачивать снимки. Удобная функция, экономящая время. Кроме того, если просматривать снимки на телевизоре, функция становиться просто незаменимой – не надо постоянно вертеть головой, чтобы понять, что же там на снимке запечатлено.

Софт
На диске кроме драйверов присутствуют две небольшие программки: PhotoImpression 5 и PhotoBase 4.5. Если первая – подобие Photoshop, то вторая очень сильно напоминает всем известную ACDSee, однако работает значительно быстрее.

Надо отдать должное разработчикам этих двух программ – работать в них очень просто. Некоторые функции, эффекты, фильтры, подобные Photoshop’у, реализованы настолько просто, доступ к ним настолько лёгок, что пока вы доберётесь до них в монстре от Adobe, в PhotoImpression вы уже всё сделаете. Естественно, что программы годятся лишь для незначительной корректировки изображений (поворот, подрезка, коррекция цветовых каналов, контраста, гамма-коррекция и т.п.).

Впечатления
Аппарат хорошо ложиться в руку. Получаемые снимки очень даже неплохого качества. Обладая большим вместительным экраном, корректным автофокусом, камера все же имеет ряд недостатков – а куда без них. Ощущается некоторая нехватка ручных режимов и отсутствие видоискателя. Недостаточно широкоугольный объектив (впрочем, рядовой пользователь вряд ли это заметит).

Что касается энергопотребления, то аккумуляторов на 2500 мА/час хватает примерно на 200-220 кадров, а вот с батарейками дело обстоит хуже – они умирают уже после 60-80 снимков.
В целом аппарат показывает себя достойным конкурентом тому же Canon PowerShot A530. Весьма неплохой выбор, учитывая соотношение цена/качество.


Рекомендуем почитать: