Компактный ультаразум

После продолжительной «игры» с фотокамерами начального уровня меня стало посещать желание шагнуть на следующую ступень безграничного мира фотографии. Для этого первым делом необходимо было сменить фотокамеру.

Начитавшись на необъятных просторах Глобальной Сети всевозможных тестов и обзоров и исходя из расчётной стоимости аппарата порядка 12-15 тыс. прикипевших к сердцу деревянных рублей, были отобраны следующие кандидаты: Canon S5 IS, Olympus SP-550 и Panasonic Lumix DMC-FZ8. Беглое изучение функциональности упомянутых камер показало, что первые два аппарата не обладают функцией съёмки в RAW. Canon вдобавок слегка тяжеловат, а Olympus – не блещет функциональностью. В итоге мой выбор, как вы уже, наверное, догадались, пал на очередное творение Panasonic.

А это что?.. Пепелац...
Сиё творение досталось мне в привычной уже для Panasonic’ов тёмно-фиолетовой коробке. Открыв её, видим собственно камеру, зарядное устройство, бленду с переходником (на него же можно надевать сменные фильтры; их, правда, в комплекте нет), защитную крышечку на объектив, ремешок для переноски, инструкцию с вложенным CD «Driver And Soft» и два кабеля – USB и видео. Сразу же возникло слегка неприятное чувство, будто натебе сэкономили. Дело в том, что для зарядки внутреннего аккумулятора и стационарной работы камеры предусмотрены два разных адаптера. Последний в комплект, естественно, не входит. Почему нельзя было совместить два этих блока в одном? Тем более, как выяснилось позже, их электрические схемы и параметры абсолютно одинаковы.
Но вот все пакетики вскрыты, все шнурочки привязаны, аккумулятор заряжен. Как сказал когда-то Гагарин: «Поехали!»

Дизайн
Корпус выполнен просто и напоминает скорее рабочую лошадку, нежели лимузин (последнее применимо к Canon S5 IS). Однако в этой простоте кроется отличная сбалансированность линий, форм и применённых материалов. Очень добротная пластмасса, отделанная в месте захвата резиновой накладкой с небольшим углублением под палец. 12-кратный объектив от Leica окантован металлической накладкой, добавляющей серьёзности аппарату. Органы управлении расположены удобно и не вызывают сложностей при работе. Большой качественный экран плюс электронный видоискатель с превосходным качеством картинки. Из новшеств можно отметить появление джойстика, о котором чуть позже.

Рисунок 1. Внешний вид

Аппарат отлично ложится в руку. При этом он компактен и весит достаточно мало – всего 310 граммов. В общем, первые впечатления исключительно положительные.

Гравицаппу поставим и полетим...
Итак, перед нами хороший пример того, что можно сделать за разумную цену (полные технические характеристики см. в таблице). Не слишком большой размер матрицы компенсируется отличной оптикой Leica, показывающей себя с лучшей стороны. Зачастую аппараты с большей матрицей (физический размер), но менее светосильным объективом дают худший результат. Габариты объектива сбалансированы: маленький размер сенсора позволяет использовать более компактную и менее дорогую оптику. Не секрет, что качественная оптика – половина успеха камеры.
Размер матрицы всё же даёт о себе знать. На высоких значениях ISO (свыше 400) изображение хоть и незначительно, но шумит. Естественно, полного отсутствия шумов ждать не стоит: чудес не бывает. Однако надо отдать должное инженерам Panasonic: алгоритмы сглаживания помех позволяют добиться неплохих результатов. Даже на максимальном значении ISO 1250 картинка на удивление не разваливается, большинство мелких деталей различимы, цвета хоть и страдают, но в целом адекватны реальным.
Меню фотокамеры разделено на две половины: основное и рабочее (используемое при съёмке). На основном меню задерживаться не будем, а перейдём сразу к рабочей части.
Вот оно, то самое новшество – мини-джойстик, на который и повешены все необходимые в работе функции (см. рисунок 2).
С его помощью всего парой нажатий можно оперативно изменять такие параметры, как: режимы экспозамера, фокусировки, баланса белого, чувствительности ISO, метода сжатия. В зависимости от выбранного режима съёмки на джойстик вешаются дополнительные функции регулировок диафрагмы, выдержки, зон фокусировок. При этом управление остаётся таким же простым и быстрым.

Рисунок 2. Органы управления

При полуавтоматических режимах камера может подсказывать, в какую сторону необходимо изменять скорость затвора и показатель диафрагмы. Для начинающих возможность подсказки может пригодиться.

Режим полёта – нормальный
Включив аппарат, я не испытал никаких трудностей с управлением – интерфейс интуитивно понятен. На дисплее ничего лишнего. Привычная уже для Panasonic’ов «живая» гистограмма может сильно облегчить жизнь оператора.
Очень хорошо реализована функция регулировки импульса вспышки, столь необходимая при съёмке в макрорежимах (уменьшение импульса позволяет избежать засвета близкого объекта).
Неплохо реализован режим ручной настройки фокуса. Управление осуществляется опять же джойстиком, при этом по экрану можно перемещать маленькое окошко, в котором часть объекта увеличена. Это даёт возможность произвести более точную настройку фокусировки. Хотя регулировку можно было реализовать и классическим способом в виде кольца на объективе (что сделано в старшем брате DMC-FZ50) – пусть и электронного, но более привычного, нежели джойстик. Вообще камера фокусируется очень быстро, справляясь даже с сами сложными сюжетами.
Удивил макрорежим. Если верить заводским характеристикам, минимальное расстояние до объекта составляет 5 см. Однако мне удалось произвести съёмку с расстояния примерно в 1,5-2 см, при этом камера устойчиво фокусируется и даёт изумительные кадры.

JPEG

Экспозамер в автоматическом режиме ничем не удивил. Алгоритм работает чётко и без сбоев, за исключением точечного замера. При съёмке контрастных объектов иногда случается лёгкий пересвет, чего без труда удаётся избежать при фокусировке на более светлый участок объекта. Во всех остальных режимах экспозамер нареканий не вызвал.
Зумирование плавное, не слишком быстрое, как это сделано в Canon S5 IS, когда рискуешь проскочить нужную точку, но и не медленное. Хроматические аберрации есть (это присуще практически всем гиперзумам), но они оказались на неожиданно низком уровне – процессор Venus III плюс оптика от Leica достаточно прилично с ними борются. Как результат – минимальные аберрации среди камер с телезумами в своём классе.

RAW

Отдельно остановлюсь на режиме интеллектуального ISO. При выборе этой опции оператором устанавливается максимально необходимое значение чувствительности, до которого камера может снимать (для данной модели поднимать планку выше 400 единиц бессмысленно, так как картинка теряет в качестве). При этом алгоритм Venus III обнаруживает наличие динамичных сцен (например, если вы снимаете движущийся автомобиль) и, чтобы кадр получился чётким, камера уменьшает время экспозиции за счёт искусственного увеличения чувствительности. Из отснятых мной тестовых снимков порядка 85% имели достаточно приличное качество. Однако в полностью ручном режиме при определённом багаже опыта и сноровки можно добиться более впечатляющих результатов. Вообще эта опция хорошо подходит для моментов, когда нет возможности быстро настроить параметры экспозиции в ручном режиме.
Кроме того, в камере реализованы режимы приоритета диафрагмы и затвора. Первый позволяет упражняться со снимками статичных объектов, второй подходит для работы с динамичными сценами. Режимы пригодятся для сложных сцен и позволяют добиваться задуманных результатов, а не запланированных автоматикой (например, лёгкое размытие движущегося объекта для придания ему динамичности).
При всём этом камера может подсказывать, в какую сторону необходимо изменять показатели, для достижения наилучшего результата, коим по умолчанию считается чёткий кадр.
Набор предустановок режима сцен впечатляет: 19 пунктов на все случаи жизни. Хотя я лично никогда этими функциями не пользовался, поэтому внимание на этих предустановках заострять не буду – впрочем, как и на следующей опции.
Видео. Всегда говорил и повторюсь ещё: хотите снимать классное видео – купите себе видеокамеру. Но для тех, кому всё же интересно, привожу ТТХ режима: 30 fps с разрешением 640?480. Результирующая картинка вполне сопоставима с видеокамерами при съёмке в светлое время суток. При слабой освещенности снимать не стоит – результат будет весьма посредственным.
Ручная настройка баланса белого реализована в виде диаграммы, что позволяет наглядно сдвигать точку баланса в нужную сторону. При этом вы видите реальную картинку, которую будете снимать.
Камера при съёмке в JPEG позволяет настраивать параметры сжатия, такие, как контрастность, чёткость, насыщенность, а также уровень подавления шумов. Играясь последним, можно добиваться интересных результатов.
Но самое интересное начинается при съёмке в RAW-формат, который даёт возможность обрабатывать сырой код на ПК и получать снимки гораздо более качественные, нежели отснятые в JPEG. Разницу между форматами можно увидеть на рисунке 3 (слева – JPEG, справа – RAW). Поддержка формата RAW является серьёзным преимуществом Panasonic Lumix DMC-FZ8 перед другими камерами того же класса.
Кстати, на прилагаемом к камере диске имеется мощный RAW-конвертор с множеством функций. Правда, интерфейс у него хромает: меню немного запутанное, а поддержки русского языка нет – у новичков это может вызвать некоторые трудности.

Приземление
В заключение обзора мне хотелось бы отметить, что в последнее время у Panasonic явно заметен серьёзный прогресс на поприще производства хороших фото- и видеокамер. Хотя, конечно же, пользователям всегда хочется чего-то большего и идеального. Однако Lumix DMC-FZ8 на 100% отрабатывает свою стоимость, позволяя получать качественные снимки (насколько это вообще возможно) практически в любых условиях.

Panasonic Lumix DMC-FZ8EE
Тип: Переходная
Сенсор: ½,5", ПЗС, 7 Мpix, заявленная ISO – 320 единиц
Объектив (эквивалент 24×36): Leica 2,8-3,3/36-432 мм, стабилизация
Видоискатель: электронный 188 Мpix + экран 2,5” 207 Мpix
Фокусировка: AF по 9 зонам, макро, ручная
Экспозамер: точечный/центровзвешенный/многоточечный
Режимы съёмки: Авто, P, A, S, M, сюжетные программы
Выдержка: 60 с – 1/2500 с
Чувствительность: Авто, 80-1250 ISO
Вспышка: Авто, ручная, регулировка импульса
Баланс белого: Авто, 7 режимов, ручной
Формат файлов: JPEG Exif 2.21, RAW
Тип носителя: SD, SDHD до 4 GИ
Питание/ресурс: Li-ion 7,2 V, 710 mA-h / ~ 250-290 снимков
Масса: 310 г (без батареи)
Цена в Кирове: ~12,5 тыс. рублей

Плюсы:
–поддержка RAW;
–светосильный объектив;
–удобство управления;
–оптический стабилизатор;
–сбалансированный zoom;
–быстрая фокусировка.
Минусы:
–шумная матрица с ISO 400;
–сильное шумоподавление уничтожает детали;
–нет «горячего» башмака.


Рекомендуем почитать: