Обратная связь

После падения цен на высококачественные геймпады ниже отметки в 1000 рублей (начитавшиеся брошюр про маркетинг граждане назовут это «преодолением важного психологического рубежа») не иметь этот тип манипулятора у себя дома — особенно с учетом разгорающейся у нас на глазах эры кроссплатформенного игростроительства и массового портирования игр с приставок на ПК и обратно — становится просто глупо и стыдно. Учуяв спрос, десяток, если не два, вполне солидных фирм с мировой известности именами наперебой предлагают нам свои геймпады из широчайшей фирменной линейки: от простейших четырехкнопочных уродцев, знакомых геймерам еще по, мир ее памяти, приставке Dendy, до многоосных монстров с двумя аналоговыми штырьками, россыпью кнопок и курков по всему телу и парой моторов для создания эффекта «обратной связи».

Прошерстив магазинные просторы родного города, мы решили посвятить это тестирование именно лучшим геймпадам из линеек своих фирм-изготовителей. С двумя штырьками. С россыпью кнопок. С обратной связью…
И — что интересно — не дороже (или чуть-чуть дороже) «психологически важной» 1000 рублей…

Как мы тестировали
Хотя некоторые издания любят заковыристые тестирования, играя в DooM 3 рулевым колесом, а в квест Largo Winch — полноразмерным джойстиком с педалями, «Мегабайт» предпочитает классику эксперименту, отобрав для тестирования предоставленных нашей лаборатории геймпадов игры традиционных для взаимодействия с этим манипулятором жанров.
Итак, на тестовый компьютер перед началом нашего естествоиспытательского забега были установлены: аркады Gish и «Крылатая Мясорубка» (за рубежом — AirStrike 3D), аркадный автосимулятор Need for Speed 5, аркадные симуляторы бандита Grand Theft Auto III и Grand Theft Auto: Vice City, спортивный симулятор FIFA Football 2004, файт-платформер The Rage (игра в стиле Double Dragon или Target Renegade), аркада-платформер Gift (в России — «Подарочек») и файтинг Virtua Vighter.
При оценке результатов мы основывались на собственных субъективных ощущениях от игры с использованием того или иного геймпада, мысленно сравнивая их с ощущениями от игры на горячо любимом нами Saitek P880 Dual Analog Pad.

Logitech Wingman Rumblepad
Производитель: Logitech
Комплектация: геймпад, диск с драйверами и утилитой перепрограммирования клавиш, краткое руководство
пользователя (русский есть), гарантийный талон и гарантийные обязательства
Число кнопок: 11 (6 на передней панели, 2 курка, кнопка переключения режима «S», кнопка переключения функциональности «Mode», кнопка отключения режима обратной связи «Rumble»)
Дополнительные функции: два аналоговых штырька, бегунок газа «Throttle»
Подключение: USB
Цена на момент обзора, руб.: 948
Удобство: 4+
Функциональная полнота: 4
Цена/Качество: 5
Общий балл: 4+

IMG_1218

Геймпад поставляется в умеренных размеров коробке, где, помимо него, мы находим диск с драйверами и утилитами и заклеенный липкой лентой пакет с документацией и многочисленными буклетами гарантийно-рекламного характера.
Установка Logitech Wingman Rumblepad протекала традиционно для игровых устройств с подключением через порт USB: после крайне непродолжительной инсталляции драйвер просит вас подключить геймпад к порту, калибрует его и… на этом все благополучно заканчивается. Можно играть.
Пущенная на разогрев пальцев «Крылатая мясорубка» показала, что геймпад работает, причем рабо­тает правильно, всеми своими органами управления: штырьки рулили, курки переключали ракеты и стреляли, кнопки тоже стреляли короткими очередями, переключали пулеметы и делали массу другой полезной работы. Обратной связи, однако, не было (вина разработчиков, а не инженеров Logitech).
Следующим номером была Gish, предъявляющая к геймпаду весьма своеобразные требования: удобство перехода пальца с крестовины на штырек (крестовиной удобней прыгать вверх, а штырьком легче управлять Гишем в полете и на сложных ландшафтах) и моментальное ориентирование в кнопках и четкое их нажатие. К сожалению, нельзя сказать, что Logitech Wingman Rumblepad справился с заданием на «отлично»: именно в Gish выяснилось, что крестовина у геймпада не слишком удобна (традиционное заболевание геймпадов от Logitech), а кнопки — недостаточно велики и также не слишком удобны. Зато нас крайне порадовали аналоговые штырьки: вразрез с общепринятой модой, они сделаны не в виде «грибков», а в виде этаких гвоздиков с вогнутой — для удобства расположения подушечки большого пальца — шляпкой. Кроме того, у штырьков Logitech Wingman Rumblepad довольно тонкая ножка, позволяющая им свободнее и шире ходить внутри своего паза — это, разу­меется, крайне благотворно сказывается на точности управления. Наконец, нам очень понравилась упругость штырьков, позво­ляющая надеяться, что даже через год игры их головки не начнут безвольно болтаться туда-сюда.
FIFA Football 2004, The Rage и Virtua Vighter не добавили к выводам ничего нового, лишь укрепив нашу веру в их справедливость: крестовина действительно не слишком хороша, кнопки правда мелковаты, плохо различимы одна от одной, вызывают легкий дискомфорт своей необычной (прямоугольной) формой, а аналоговые штырьки и впрямь очень хороши.
Need for Speed 5 стала первой игрой (почти: во время запуска FIFA Football 2004 пробивала кратковременная дрожь, но до полноценной поддержки эффекта «обратной связи» дело не доходило), позволившей нам проверить эффект «обратной связи», имеющийся у Logitech Wingman Rumblepad благодаря работе двух встроенных в «рога» манипулятора моторов. Что ж, надо честно сказать: «обратная связь» у руля — это совсем не то, что «обратная связь» у геймпада. Последнее — скорее забавная имиджевая штука, нежели серьезный способ добавить игре реалистичности. Да, рев мотора мчащегося вперед «Бокстера» отдается дрожью геймпада в ладонях. Да, при переходе с передачи на передачу или при выезде с дороги на гравий характер этой дрожи немного меняется. Но сравнивать все эти милые нюансы с реаль­ным сопротивлением и боем руля мы бы не стали.
Самым непростым испытанием для тестируемых геймпадов стала серия GTA III / GTA: VC. Несмотря на то, что на компьютер игра пришла с приставки PlayStation 2, ее авторы настолько хорошо потрудились для максимально безболезненного переноса геймпадного управления на связку клавиатура + мышь, что обратное «знакомство» с геймпадами проходило для нас с большими приключе­ниями. Начнем с того, что в игре используется невероятное количество действий, «повесить» которые на 8 кнопок Logitech Wingman Rumblepad (6 кнопок + 2 курка) без ущерба для эргономики оказалось непросто. Тут бы не помешала еще парочка кнопок — к примеру, расположенных под аналоговыми штырьками (как у того же Saitek P880 Dual Analog Pad) — однако их нет. Зато есть совершенно ненужный в 99% случаев бегунок газа, хлипкий, расположенный невесть где, да еще и умудряющийся спутать все расклады. К примеру, в той же GTA III / GTA: VC он неожиданно стал отвечать за… вращение героя вокруг своей оси. Представляете? Чуть сдвинешь бегунок со срединной отметки — и мир вокруг превращается в карусель.

Thrustmaster Firestorm Dualpower 3 (feedback)
Производитель: Guillemot www.thrustmaster.com
Комплектация: геймпад, диск с драйверами, краткое руководство пользователя (русского нет) + вкладка с русским переводом, гарантийный талон.
Число кнопок: 13 (4 на передней панели, 6 курков, 2 дополнительные под аналоговыми штырьками, кнопка переключения функциональ­ности)
Дополнительные функ­ции: два аналоговых штырька
Подключение: USB
Цена на момент обзора, руб.: 1126
Удобство: 4+
Функциональная полнота: 5
Цена/Качество: 5
Общий балл: 5-

IMG_1235

Нельзя сказать, что отсутствие на диске с драйверами утилиты создания и управления профилей сильно нас разочаровало — как-никак на сайте производителя все это имеется в полном объеме — однако сам факт такой скаредности ничуть не украшает французских инженеров из Guillemot и их детище — геймпад Thrustmaster Firestorm Dualpower 3. Или 4?
Эта полудетективная история стала хорошим началом нашего знакомства с манипулятором, названным собственной коробкой Dualpower 3, идущим в каталоге моделей на сайте разработчика под именем Dualpower 3, но определяемого фирменным драйвером с диска как Dualpower 4. Как это понимать, граждане французы? 3 или 4? 4 или все ж таки 3?
Как бы то ни было, FIFA Football 2004 вообще не определила этот геймпад, как нечто ей знакомое — а посему не дала перенастроить его раскладку (тут надо отметить, что точно так же вышеозначенная FIFA вела себя и с Saitek P880 Dual Analog Pad, милостиво сделав исключение только для продукции Logitech). Это, однако, не помешало нам вполне нормально пользоваться Thrustmaster Firestorm Dualpower 3 (4) во время матча.
Аркадный марафон Gish-"Крылатая мясорубка"-The Rage-Virtua Vighter принес нам следующие результаты: прорезиненный материал, которым геймпад покрыт сверху донизу, очень хорош и удобен в игре, лицевые кнопки — великолепны (в первую очередь, из-за своей малочисленности, размера и удобного расположения), крестовина — жестковата, а аналоговые штырьки (традиционные «грибки») несколько толстоваты и немного неповоротливы. Кроме того, выступающая из-под прорезиненной «шляпки» узкая (несколько микрометров) полоска твердой пластмассы создает беспокойным подушечкам больших пальцев довольно сильный дискомфорт во время прикосновения к ее режущей (это почти не метафора) кромке.
Проверенный в Need for Speed 5 эффект «обратной связи» у Thrustmaster Firestorm Dualpower 3 (4) был ничуть не хуже (но и не лучше), нежели у Logitech Wingman Rumblepad. Хотя — это надо отметить — его характер был несколько иным.
Однако точку, эффектную точку — подчеркнем, — геймпаду Thrustmaster Firestorm Dualpower 3 (4) позволила поставить грандиозная серия GTA III / GTA: VC. Дело в том, что получивший в ходе коммерческих манипуляций имя Thrustmaster геймпад Dualpower 3 (4) ведет свою родословную с фантастического изобретения фирмы Guillemot — геймпада Guillemot Digital Gamepad, впервые в истории дизайна игровых манипуляторов имевшего 6 курков. 4 из них классические — на передней стороне, а 2 оставшихся — в углублении «рогов». При этом держать такого монстра в руках было по-прежнему удобно… Почти…
Да, это так — к дизайну Thrustmaster Firestorm Dualpower 3 (4) и особенностям его «захвата» вашими натруженными геймерскими руками надо привыкать. Но привыкнув (а куда деваться?), вы с удивлением заметите, что 6 курков вкупе с 4 лицевыми кнопками и 2 кнопками, спрятанными под аналоговыми штырьками, дают удивительную свободу действия в любой современной игре. Даже в привередливых ПК-версиях шикарных GTA III / GTA: VC.

Вердикт
Единоличного победителя тестирование не выявило. И это хорошо — каждый выберет для себя то, что считает важным.
Если для вас важно удобство аналоговых штырьков, хорошо отлаженные драйверы и программа управления профилями, а также распознавание геймпада большинством игр — выбирайте Logitech Wingman Rumblepad.
Если же вы интересуетесь богатой функциональностью, но готовы мириться с необычным, требующим привыкания, дизайном, а также плевать хотели на отсутствие на диске программы управления профилями, то ваш выбор — Thrustmaster Firestorm Dualpower 3. Или 4.
Наконец, нельзя не упомянуть о рекламируемой крупным шрифтом коробок «обратной связи». «Обратная связь» — эффект интересный, добавляющий в игру веселье и жизненность. Вот только в компьютерных играх (в отличие от приставочных), ориентированных на управление с геймпада, «обратная связь» применяется пока очень, очень редко…


Рекомендуем почитать: