NVIDIA versus ATI

Всё ближе зимние праздники, и народ начинает подумывать об апгрейде. Обеспеченные геймеры покупают 3D-монстров типа 8800GTX, почти в два раза превосходящей по производительности флагманы прошлого поколения. Мы же будем ближе к народу и выберем видеокарту в ценовом диапазоне 4500—6000 рублей.

В рассмотренный диапазон – с учётом доступности видеокарт на кировском рынке – попали следующие экземпляры: NVIDIA GeForce 7600GT, NVIDIA GeForce 6800GS, ATI Radeon X1800GTO и ATI Radeon X850PRO. К сожалению, к моменту обзора исчез с прилавков недавно анонсированный GeForce 7900GS. В его отсутствии за победу, скорее всего, будут бороться 7600GT и X1800GTO. Своеобразная «тёмная лошадка» – это 6800GS, оснащённый 512 Мбайт видеопамяти, что обычно является прерогативой самых топовых моделей. Не стоит сбрасывать со счетов и 256-битную шину доступа к этой самой памяти. А производительность X850PRO позволит узнать, как проявляют себя сегодняшние mainstream-решения на фоне флагманов уходящих поколений.

Radeon X1800GTO
Для начала познакомимся с X1800GTO. Видеокарта построена на чипе R520, который также использовался для производства X1800XT, но по экономическим соображениям получил «понижение»... вместе с блокировкой четырёх пиксельных конвейеров.
В комплект включены все необходимые переходники (2хDVI->D-Sub, кабели S‑Video и RCA, разветвитель для подключения внешнего питания, разветвители VIVO и YpbPr), руководство по установке, а также три диска – с драйверами, программным обеспечением CyberLink и игрой Pacific Fighters. Вполне стандартный набор для видеокарты такого уровня.

Разводка платы практически аналогична старшим моделям серии X1800; как следствие, – значительные габариты устройства. Однако на такой огромной площади практически нет свободного места – весь текстолит буквально испещрён элементами. За теплоотвод отвечает однослотовый кулер, на котором изображена виртуальная модель Ruby с не менее виртуальным мечом в руках. Воздух забирается маленьким шумным вентилятором, а затем прогоняется сквозь медные рёбра радиатора. Чипы памяти контактируют с радиатором через специальные термопрокладки.

GeForce 6800GS
Видеокарта произведена компанией Palit, поэтому от неё заранее можно ждать любых сюрпризов – как хороших, так и не очень. Впрочем, об этом подробнее узнаем чуть позже, во время тестирования. А пока уделим внимание комплектации и разводке платы.
В большой ярко-оранжевой коробке, помимо самой карты, обнаружились: переходник DVI->D-Sub, разветвитель для HDTV и VIVO, кабель для подключения дополнительного питания видеокарты, диски с драйверами и CyberLink Power DVD 5 и руководство пользователя на восьми языках, включая русский.
Видеокарта выполнена на текстолите красного цвета, оснащена цифровым, аналоговым выходами и TV-Out. На дальнем конце платы распаян разъём для подключения дополнительного питания. В качестве системы охлаждения используется однослотовая турбина, выполненная из алюминия. Два дополнительных радиатора прикрывают восемь чипов памяти, суммарный объём которых составляет 512 Мбайт.

GeForce 7600GT
Следующий претендент на победу – графический видеоадаптер ASUS EN7600GT. На коробке изображена разъяренная горилла по имени Кинг-Конг, символизирующая, по всей видимости, огромную мощность видеокарты. На мой взгляд – явный прогресс по сравнению с упаковками для GeForce шестой серии, где покупателю приходилось мириться с изображением бешеного красно-волосого мужика. Внимательный глаз заметит на коробке интересную особенность: фраза «графическая карта» на всех языках написана с большой буквы, и только русский вариант – с маленькой. В комплекте идут все необходимые переходники, CD с драйверами и утилитами, игра King-Kong и руководство пользователя.

7600GT оказалась самой маленькой из всех тестируемых карт, что неудивительно – она изначально разрабатывалась под средний ценовой сегмент. Небольшой, но довольно громкий кулер покрывает чип и модули памяти. Карта оснащена двумя цифровыми выходами и TV-out.

Radeon X850Pro
«Вот это коробочка!» – первая мысль, которая приходит в голову при взгляде на упаковку этой карты. Внутреннее убранство также производит впечатление не слабее: во-первых, всё аккуратно разложено по отсекам, во-вторых, в комплекте идёт фирменный CD-кейс от ASUS, в-третьих, покупатель получает 8 (восемь!) компакт-дисков с различным ПО и играми. Вдобавок коробка оснащена ручкой для переноски – мелочь, а приятно. Все необходимые переходники и кабели, разумеется, присутствуют. Пожалуй, ASUS X850Pro стоит выдать бонусную награду – «Лучшая комплектация».

Сама плата имеет небольшие размеры; практически всю её площадь покрывает однослотовая система охлаждения, крепящаяся на шурупы. С задней стороны – во избежание деформаций – находится стальная пластина для крепления кулера, который оснащён большим и не очень шумным вентилятором. На него нанесена наклейка с лицом девушки и вызывающей надписью: «Выбор опытных игроков». Естественно, мы проверим, насколько правдиво это высказывание. На обратной стороне припаян
чип Rage Theater, необходимый для реализации VIVO.

Методика тестирования
Конфигурация тестового стенда приведена во врезке. Все тесты проводились под операционной системой Windows XP Professional SP2. В качестве драйвера для видеокарт NVIDIA использовался ForceWare 91.31, для видеокарт ATI Radeon – Catalyst 6.7. Тестирование проходило в двух режимах: «лёгком» – с разрешением 1024×768 пикселей и отключенными функциями антиалиасинга и анизотропной фильтрации – и «тяжелом» – 1024×768, AA‑4x, AF-16x. В обоих случаях отключалась вертикальная синхронизация, никаких других настроек драйверов не проводилось. Для снятия данных использовались либо встроенные средства игры, либо утилита Fraps 2.7.2. В играх качество графики выставлялось на максимально возможный уровень, за исключением Serious Sam 2 – в «тяжёлом» режиме ввиду особенности архитектуры GeForce 6-7 HDR использовался не на всех видеокартах.
В F.E.A.R. проводилось два прогона
встроенного бенчмарка – с мягкими тенями и без, поскольку эта опция очень сильно влияет на производительность.

Результаты тестирования
Полные результаты приведены в таблице, сейчас же мы проведём «разбор полётов».
3DMark 2005. По традиции начнём с результатов, показанных картами в самом известном тестовом пакете от компании Futuremark. Здесь первое место без каких-либо оговорок принадлежит X1800GTO – 7600GT отстаёт от него более чем на 800 очков. С учётом того, что графический движок активно использует вершинные шейдеры, причину поражения 7600GT легко объяснить меньшим количеством вершинных конвейеров (пять против восьми у X1800GTO). 6800GS и X850Pro заметно отстают, показывая наихудшие результаты. Включение 4xAA и 16xAF расстановку мест не изменяет, хотя, разумеется, показатели сильно снижаются у всех видеоадаптеров, в особенности у 7600GT (виной тому узкая 128-битная шина памяти).
3DMark 2006. Совсем другая картина наблюдается в последней версии 3DMark: 7600GT и X1800GTO показывают практически равное количество «попугаев». 6800GS в гордом одиночестве показывает третий результат. X850Pro демонстрирует катастрофически малые показатели, так как очки получает только за два из четырёх тестов. Впрочем, и в тестах SM2.0 данная видеокарта показала худший результат, заметно уступив 6800GS. Активирование сглаживания и анизотропной фильтрации не даёт возможности корректного сравнения производительности, поскольку все тесты прошёл только X1800GTO. Однако если брать на рассмотрение результаты SM2.0-тестов, то общая картина не изменится – 7600GT и X1800GTO идут вровень, 6800GS, несмотря на свои 512 Мбайт видеопамяти, ничем похвастать не может, а
производительность Radeon X850Pro почти в два раза ниже, чем у лидеров.

F.E.A.R. Высокотехнологичный шутер от компании Monolith предъявляет довольно высокие требования к аппаратной части ПК, и самая большая нагрузка ложится на видеокарту. Игра в огромном количестве использует сложные шейдеры 1.1 и 2.0, благодаря чему мы можем наблюдать красивые спецэффекты типа slo-mo, а также качественную прорисовку поверхности воды. Как видим, в самом лёгком режиме без мягких теней 7600GT оказывается намного быстрее, чем X1800GTO, к которому вплотную приблизилась GeForce 6800GS. Это вполне объяснимо, если учесть высокую скорость обработки шейдеров второй версии на картах NVIDIA GeForce 7. Средний FPS на X850Pro тоже на достаточно высоком уровне; более того: по показателю «минимальный FPS» Radeon ничуть не уступает более производительному 7600GT. Последней, по всей видимости, в сложных сценах просто не хватает 128-битной шины. Включение мягких теней заметно снижает производительность (больше, чем 4xAA + 16xAF!), и теперь ни одна из тестируемых карт не может обеспечить комфортный уровень игры. В режиме со сглаживанием и анизотропной фильтрацией небольшое преимущество получает X1800GTO, буквально на пару FPS опережая 7600GT, но в пользу Radeon говорит значение минимального FPS. Важность этого параметра не стоит умалять, поскольку даже кратковременные тормоза способны подпортить впечатления от игры. 6800GS и X850Pro показывают также практически равные результаты, но их мощности всё же недостаточно для игры со сглаживанием, не говоря уже про скорость работы с мягкими тенями.
Quake 4. Единственная в нашем тестовом наборе игра, использующая графический API OpenGL, отдала свои предпочтения видеокартам на чипах NVIDIA. Вполне закономерно, если учесть что модифицированный движок от Doom 3 активно использует преимущества архитектуры GeForce 6-7 по работе со стенсил-буфером для отрисовки динамических теней. В лёгком режиме 7600GT и 6800GS заметно быстрее X1800GTO, но включение сглаживания и анизотропии устанавливает паритет между этими тремя видеокартами. X850Pro в этом тесте полностью проваливается – его скорость на 30% ниже, чем у соперников. Поскольку игра практически для всех поверхностей использует несколько текстур, то здесь отлично себя должны проявлять карты с большим количеством «набортной» памяти, что и подтвердила 6800GS.
Tomb Raider – Legend. Ещё один технологический шедевр, на этот раз от студии Crystal Dynamics, способен в экстра-тяжелых режимах поставить на колени любую из существующих видеокарт, за исключением разве что 8800GTX да тандемов SLI и CrossFire. Неудивительно, что количественные показатели тестируемых карт находятся на неиграбельном уровне. Кроме того, отсутствие аппаратной поддержки DirectX 9.0с выбивает X850PRO из списка тестируемых видеокарт, так как опция Next Generation Content доступна только на видеокартах с SM3.0.
В этом тесте мы не стали использовать два режима (с Next-Gen и без), так как во втором случае отключился бы не один графический эффект, а несколько, да и качество картинки было бы далеко от современных стандартов. Как видно из таблицы, 7600GT с заметным отрывом обошёл X1800GTO, который, в свою очередь, опережает 6800GS. С включенным сглаживанием и анизотропной фильтрацией и без того малый фреймрейт опускается ниже отметки 20 на всех картах. В этом режиме X1800GTO немного приближается к 7600GT – впрочем, с учётом скорости это не так уж и принципиально. В который раз приходится констатировать, что 6800GS не может составить конкуренцию своим соперникам в лице вышеперечисленных карт. Стоит отметить, что ни одна из тестируемых сегодня карт не может обеспечить игроку даже минимального комфорта, поэтому пользователям придётся снижать качество графики.
Call of Duty 2. Шутеры от первого лица всегда были самыми требовательными в плане графики играми, зато они и выдавали наилучшую картинку. Не является исключением и известная игра про Вторую Мировую войну – Call of Duty 2. На этот раз быстрее всех оказывается Radeon X1800GTO, а 7600GT проигрывает ему в обоих режимах, притом достаточно серьёзно. Несмотря на то, что игра – как и Quake 4 – «ценит» количество локальной видеопамяти, 6800GS себя здесь не проявляет. Очевидно, это связано с недостаточным быстродействием самого видеочипа NV42. Второй представитель карт предыдущего поколения – X850PRO – тоже не блещет, и если в лёгком режиме он ещё может на равных соперничать с 6800GS, то в тяжёлом проигрыш в скорости уже обращает на себя внимание.
Serious Sam 2. Весьма странные показатели получились при тестировании в игре Serious Sam 2. Абсолютно все видеокарты
демонстрировали очень низкую скорость. Чем это было вызвано, к сожалению, выяснить не удалось. Если же судить по этим результатам, то получается довольно странная картина: в лёгком режиме без AA и AF, но с HDR X1800GTO показывает 21 кадр в секунду, но в более тяжёлом, где HDR уже не использовался, а AA и AF включены, FPS упал с 21 до 15. Совсем по-другому ведут себя оба GeForce: их производительность во втором режиме только возрастает. То, что различия в скорости работы с HDR у Radeon и GeForce есть, – это факт, но не настолько же большие! Более того, лидером в первом режиме (звук фанфар) является X850PRO, но стоит только активировать сглаживание и анизотропию, как он тут же оказывается... тоже на первом месте, но с конца. Ввиду неоднозначности полученных данных, мы не советуем при выборе видеокарты брать в расчёт этот тест.

Ну и кто?
Как показало наше тестирование, однозначного лидера выявить не удалось. 7600GT и X1800GTO с переменным успехом оказываются быстрее в одних играх и медленнее в других. К минусам 7600GT стоит отнести 128-битную шину памяти, что в тяжелых режимах ведет к большему падению скорости, чем у X1800GTO. Но с другой стороны, это в лучшую сторону сказывается на цене продукта: будь шина 256-битной, стоимость была бы несколько выше (что отчасти происходит с X1800GTO). На стороне Radeon возможность одновременного HDR+AA, однако скорость в таких случаях оставляет желать лучшего. В плане комплектации и качества системы охлаждения лидера из числа этих двух моделей выявить также не представляется возможным: у обеих в запасе несколько дисков и необходимых кабелей, переходников, а шумность турбин примерно одинакова. С другой стороны, подобный паритет позволяет просто ориентироваться на цены: какая карта дешевле, ту лучше и покупать, главное, чтобы характеристики конкретной модели не были хуже референса. 6800GS оказалась скорее неприятным сюрпризом. Выстрелив лишь один раз в Quake 4, данная видеокарта не смогла составить конкуренцию 7600GT и X1800GTO. Мы ещё раз убедились, что наличие 512 Мбайт нужно лишь на самых быстрых графических решениях (правда, с выходом 8800GTX этот параметр вырос до 768 Мбайт). Вероятно, интерес может представлять более дешёвая версия с 256 Мбайт видеопамяти, но это уже другая ценовая ниша. Ветеран X850PRO оказался бессилен перед новыми картами на чипах R520 и G73, и ни о каком выборе этой карты опытными игроками даже и речи быть не может – время этого ускорителя прошло. Помимо этого наблюдается проигрыш в технологиях: не поддерживается SM3.0, что не позволит обладателям данный карты насладиться всеми красотами игры, а в самом худшем случае – даже поиграть. Жаль, что столь хорошая комплектация пропадает зря.
В итоге к покупке можно рекомендовать как Radeon X1800GTO, так и 7600GT – кому что больше нравится.

Тестовый стенд
Материнская плата: Gigabyte GA-K8N Pro (nForce4 SLI), Socket 939
Процессор: AMD Athlon 3200+
Память: 2×512 Мбайт DDR PC3200 Kingston
Жёсткий диск: WD 80 Гбайт, SATA
Блок питания: Thermaltake 450 Вт


Рекомендуем почитать: