На рубеже эпох. NVIDIA vs AMD – 3DRank DX9

Сегодня мы представляем вашему вниманию обширное и скорее всего, уже заключительное тестирование видеокарт в DX9- и OpenGL-играх уходящего поколения. Скоро нас ожидает массовое внедрение технологий DirectX 10, а пока подведём итоги и сформируем рейтинг видеоакселераторов.

Диапазон
Помимо всех видеокарт, построенных на графических чипах нового поколения, были взяты ещё несколько из предыдущего. Причём для сравнения бралось именно то, что сейчас ещё реально найти в магазинах. Для наглядности все тестируемые карточки были разбиты на три ценовые категории, их характеристики вы можете узнать из соответствующих таблиц. Новинки GeForce 8800 GT, Radeon HD 3870 и Radeon HD 3850 к моменту проведения тестов в Кирове ещё не появились, так что, увы, в рейтинг они не попали.

20080126_rx_1650_pro.jpg
Radeon X1650 Pro

Большинство видеокарт работало на референсных (рекомендованных производителем видеочипа) частотах, но для полноты картины в обзор были добавлены ещё GeForce 8500 GT от Gigabyte (частоты GPU 500/1400 против 450/900 МГц стандартных!) и Radeon HD 2600 Pro c GDDR3-памятью – как весьма любопытные по соотношению цены и производительности продукты. Также, учитывая, что все проведённые тесты графически не слишком тяжелы и за редким исключением не используют более чем 256 Мбайт видеопамяти, большинство карточек были взяты именно с таким её объёмом, исключение составили лишь видеокарты сегмента hi-end. GeForce 8800 GTS бралась с 640 Мбайт памяти на борту, но ясно, что в данном тестировании скорость её будет не выше, чем у 320-Мбайт варианта.
Обратите внимание, что среди видеокарт предыдущего поколения уже сложно найти достойные варианты: Radeon X1650 Pro выпускался только с памятью GDDR2 вместо GDDR3, а у GeForce 7600 GS вообще, вопреки спецификациям, было лишь 8 пиксельных конвейеров вместо 12 (чип – тот же G73, но включить обратно уже не получится). Правда, GeForce 7600 GT порадовал ревизией B1 – это означает, что его чип G73 сделан по 80?нм техпроцессу.

20080126_ttx_hi_end.jpg
Таблица 1-1. Технические характеристики видеокарт (hi-end)
20080126_ttx_middle_end.jpg
Таблица 1-2. Технические характеристики видеокарт (middle-end)
20080126_ttx_low_end.jpg
Таблица 1-3. Технические характеристики видеокарт (low-end)

Набор тестов
Сложность подбора методики тестирования была обусловлена очень большой разницей в производительности между самыми мощными и самыми слабыми испытуемыми. В итоге мы остановились на разрешении 1024×768 для всех без исключения тестов, но с использованием в большинстве случаев анизотропной фильтрации уровня 8x. При отсутствии в игре собственного теста производительности замеры fps производились с помощью программы Fraps 2.9.2, все значения средние (average). Полный список тестов таков:

Список тестов
3DMark05 (8x AF) – общий балл.
3DMark06 (default) – общий балл.
S.T.A.L.K.E.R. (max detail, 8x AF) – пробежка по карте ЧАЭС, 3-4 прогона.
Call of Duty 2 (max detail, 8x AF) – собственный демо, один прогона.
Serious Sam 2 (max detail, HDR, 8x AF) – демо Greendale, три прогона.
Quake 4 (high detail (не ultra!), 16x AF) – собственное демо, два прогона.
F.E.A.R. (max detail, no soft shadows, 8x AF, 4x AA) – встроенный бенчмарк, один прогон.
Tomb Raider – Legend (max detail, NGC On) – заключительный ролик на движке, два прогона.
TES IV – Oblivion (max detail, HDR, 8x AF) – пробежка по лесному массиву, четыре прогона.
Company of Heroes (max detail) – встроенный бенчмарк, один прогон.
Test Drive Unlimited (high detail, HDR, 8x AF) – короткая трасса (подвоз девушки), три прогона.
NFS Carbon (max detail, 8x AF) – спринт средней длины с 8 автомобилями, два прогона.

Чтобы дать наглядное представление о производительности видеокарт друг относительно друга, мы решили использовать балловую систему. Результаты GeForce 8800 GTX, как наиболее мощной карты, по всем 12-ти тестам были приняты за 100 баллов. Далее был выведен итоговый балл – среднее арифметическое всех результатов для каждой видеокарты – естественно, это всё те же 100 баллов для 8800 GTX. Результаты для наглядности представлены на диаграммах.

20080126_diag_points.jpg

20080126_diag_price.jpg

Комментарии
Сразу бросается в глаза менее чем двукратное отставание GeForce 8600 GTS от 8800 GTX – при том, что в теории (по параметрам чипа) оно должно быть как минимум трёхкратным. Причина – явная процессорозависимость используемых тестов на данном процессоре. Если проводить эти тесты, скажем, на Core 2 Duo QX9650 или просто использовать такие DX10-игры, как Crysis, Lost Planet и т.д., то разница получится впечатляющей. Надеемся, всем теперь понятно, почему NVIDIA и AMD сделали в этот раз middle-end таким слабым: создавать в текущем поколении игр конкуренцию старшим моделям линейки невыгодно по экономическим соображениям.

20080126_rhd_2900__pro.jpg
Radeon HD2900 Pro

Порог хорошей играбельности в используемых играх с приведёнными выше настройками соответствует примерно 50 баллам, что позволяет говорить о достаточности GeForce 8600 GT и Radeon HD 2600 XT в играх, выпущенных до первой половины 2007 года включительно. И совсем уверенно могут себя чувствовать обладатели GeForce 8600 GTS и Radeon X1950 Pro, причём, в случае с последней, отсутствие поддержки DX10 не является критическим недостатком: мы уже не раз говорили, что GeForce 8600 GTS нечего делать в играх нового поколения. Впрочем, он всё же дешевле конкурента от AMD, а значит, предпочтительнее. Другое дело, что существуют такие продукты, как Palit GeForce 8600 GT Sonic+ и ему подобные, имеющие более быструю память и разогнанный чип. Ещё намного подразогнав их, можно даже превзойти результаты 8600 GTS – и это при значительно меньшей цене. Что касается среднего класса от AMD, то кроме Radeon HD 2600 XT больше посоветовать нечего – он почти на равных борется с 8600 GT, но в разгоне всё же уступит. Более дорогой вариант с памятью GDDR4 себя абсолютно не оправдывает. Надеждой экономных оверклокеров должен был стать Radeon HD 2600 Pro с GDDR3 вместо GDDR2 – чип RV630 обычно без проблем разгоняется до 800 МГц, как у XT-версии, а более шустрая память должна поспособствовать превращению Pro в полноценный XT. То ли нам попался плохой экземпляр, то ли все карточки 2600 Pro Sonic от Palit с такими странностями, но результаты заставили меня недоумевать. В почти половине игр GDDR2?вариант оказался незначительно быстрее GDDR3, в остальных – на столько же медленнее. Первоначальное предположение о слишком высоких таймингах DDR3 было напрочь развеяно результатами в 3DMark06 – такой разницы не добиться никакими таймингами. В 3DMark05, напротив, всё было в норме. Разгон Sonic’а до частот XT-версии показал, что с видеокартой действительно что-то не так: она оказалась значительно более медленной. В итоге, мы не рекомендуем Palit Radeon HD 2600 Pro Sonic к приобретению, но 2600 Pro GDDR3 от других компаний-производителей вполне может оказаться очень выгодной покупкой для оверклокера.

20080126_gf_8800_gtx.jpg
GeForce 8800 GTX

А вот брать что-то ниже по уровню, чем Radeon HD 2600 XT/Pro, если вы желаете хоть как-то играть в современные игры, не стоит. Да и экономия, согласитесь, никчёмная. Даже GeForce 8500 GT от Gigabyte, несказанно порадовавший значительно повышенной частотой блока потоковых процессоров, всё же очень слаб. Ветеран GeForce 7600 GT с хорошим разгоном смотрелся бы ещё неплохо, но только не с такой ценой. Глядя на результаты и цены карточек предыдущего поколения, можно смело сказать: переход на новую архитектуру состоялся, и при нынешних ценах нет никакого смысла даже смотреть в сторону GeForce 7xxx и Radeon Xxxx. Лишь продукты на чипе RV570 ещё способны конкурировать, но и их положение довольно шатко. Хорошим решением мог бы стать Radeon X1950 XT, за последнее время сильно подешевевший (~6500 руб.), но он уже практически исчез с прилавков. Radeon HD 2400 XT/Pro – это действительно видеокарты, хорошее решение для домашнего кинотеатра благодаря полноценному HDMI, низкому тепловыделению, технологии AVIVO и зачастую, низкопрофильному дизайну PCB.
И самое интересное – видеокарты класса hi-end. Все четыре его представителя, протестированные в этот раз, демонстрируют производительность явно избыточную для не-NextGen игрушек. Да, продукты на R600 уступают NVIDIA практически везде, а при игре в новейший Crysis в DX10-режиме на настройках «Very High» даже разогнанный Radeon HD 2900 XT не обеспечивает комфортного геймплея. Однако новые Radeon HD 3850 и 3870 будут хоть и слабее конкурента GeForce 8800 GT, но всё же и существенно дешевле. По производительности GeForce 8800 GT, если бы он попал в данный тест, находился бы между GeForce 8800 GTS и GTX, а Radeon HD 3850 и 3870 примерно соответствовали бы 2900 Pro и XT (кроме тяжёлых режимов).
На сегодня вывод таков: приобретать видеокарту для DX10-игр, выходящих в ближайший год-полтора, в этом году невыгодно: линейка GeForce 8800 только начала обновляться, и самая выгодная на сегодняшний день 8800 GTS 640 Мбайт скоро перестанет быть таковой. Цены на безусловный хит GeForce 8800 GT ещё совершенно неадекватны ввиду острого дефицита. Нового, более производительного 8800 GTS ещё даже нет в продаже. Для поклонников AMD ситуация не лучше: Radeon HD 2900 XT конкурирует по производительности лишь с GeForce 8800 GTS, очень горяч и всё?таки дорог. А Radeon HD 2900 Pro – тот же самый 2900 XT, только с немного пониженными частотами, и вовсе не успел снискать признания у потребителей: едва появившись в магазинах, он тут же исчез. В самое ближайшее время видеокарты на GPU R600 вымрут, как динозавры, уступив место серии Radeon HD 38xx. А 512-бит контроллер памяти, как вы могли убедиться, почти ничего не дал новым Radeon. В итоге, строго рекомендую ждать новой серии от AMD. Самое благоприятное время для покупки мощной видеокарты – первый квартал 2008 года.

20080126_res_hi_end.jpg
Таблица 2-1. Результаты тестирования (hi-end)
20080126_res_middle_end.jpg
Таблица 2-2. Результаты тестирования (middle-end)
20080126_res_low_end.jpg
Таблица 2-3. Результаты тестирования (low-end)

Коротко и ясно
Оптимальная игровая видеокарта на ближайшие полгода-год – GeForce 8800 GT (512 Мбайт).
Оптимальная видеокарта для игр 2006—2007 гг – GeForce 8600 GTS (256 Мбайт).
Игровой минимум на сегодня – GeForce 8600 GT и Radeon HD 2600 XT (256 Мбайт).
Оптимальная видеокарта для домашнего кинотеатра – Radeon HD 2400 XT/Pro (128 Мбайт).

Конфигурация тестового стенда
Процессор: AMD Athlon64 X2 4200+ @ 5400+ (2,8 ГГц).
Материнская плата: EPoX EP-MF4-J3 (nForce4).
Оперативная память: 2×1024 Мбайт DDR2-800 OCZ Gold Edition XTC.
Жёсткие диски: Seagate Barracuda 7200.9 80 Гбайт, WD Caviar SE 120 Гбайт (SATA-II).
Система охлаждения: Thermaltake Big Typhoon.
Блок питания: Thermaltake PurePower 460 Вт.
ПО: Microsoft Windows XP SP2, NVIDIA Forceware 162.18, ATI Catalyst 7.9.

Выражаем благодарность КЦ «Техпром» (ул. Московская, 12) за предоставленные для тестирования видеокарты.


Рекомендуем почитать: