На подходе Trident XP4!

Порой кажется, что почти каждую неделю всплывает очередная графическая компания, представляющая новый графический чип, который должен просто удавить ATi и nVidia. Поэтому намерения компании Trident организовать свой ренессанс на графическом рынке с конкурентом GeForce4 по цене меньше $100 не удивляют.

У Trident до этого ни разу не получались производительные 3D-ускорители, а сама компания приобрела репутацию ранней VIA — большие объемы, низкая цена, низкая производительность. Trident — компания, которая делала чипы для “стандартных PCI видеокарт” за $29 для какого-нибудь компьютерного магазинчика на задворках. Также Trident — лучший друг OEM, поскольку она обеспечивает простейшую графическую функциональность практически за копейки. Но когда произошла 3D-революция, Trident не успела за ней, что немедленно сказалось на рыночной доле компании.
В соответствии с Mercury Research, в четвертом квартале 2001 года Trident владела 4% графического рынка обычных компьютеров.
Конечно же, Trident даже и не будет пытаться выйти на рынок карт типа ATi Radeon 9700 и nVidia NV30. Но имейте в виду, что доля таких карт на рынке не превышает 5%, так что соваться туда — совсем не в интересах Trident. Не забывайте, что компания способна производить видеокарты в огромных объемах, особенно на рынки продукции стоимостью меньше $100.
Если поделить графический рынок на четыре сектора (до $100, $100-200, $200-300, больше $300), то наибольшие объемы наблюдаются именно в секторе до $100, и именно туда Trident и позиционирует свой чип XP4.
XP4 — это первый DirectX8.1-ускоритель от Trident, который должен показывать примерно 80% производительности от GeForce4 Ti 4600 всего за $99. Конечно, это лишь слова, однако, давайте посмотрим — прячет ли Trident козыри в рукаве.

GeForce4 с 30 миллионами транзисторов?
Для начала ознакомимся со спецификациями XP4:
— 0,13-микронный чип на частоте 250-300 МГц;
— 30 млн. транзисторов;
— 4 пиксельных конвейера рендеринга, 2 текстурных блока на конвейер;
— 2 программируемых вершинных конвейера vect4;
— 64/128-битная шина памяти DDR;
— до 256 Мбайт памяти на карте, рабочая частота 250-350 МГц (500-700 МГц DDR);
— мозаичный (тайловый) движок растеризации;
— поддержка AGP 4X;
— полная поддержка вершинных и пиксельных программ DirectX 8.1, поддержка DirectX 9 на базовом уровне.
Как видим, XP4 — это 0,13-микронный чип, который будет изготавливаться на UMC, а число транзисторов у него — всего 30 миллионов. Как вы, наверняка, помните, у GeForce4 — 63 млн. транзисторов, а у ATi Radeon 9700 — все 110 млн. Число транзисторов у XP4 равно их числу у первого Radeon и немного больше, чем у GeForce2 GTS. И хотя XP4 изготавливается по меньшему техпроцессу, это никак не сказывается на количестве транзисторов. Так чем же обусловлено их столь незначительное число? Ведь именно благодаря нему Trident может выставлять цену на XP4 карты ниже $100.
Если вы посмотрите на количество пиксельных и вершинных конвейеров, то ощутите некоторую аналогию с GeForce4. И там, и там есть два вершинных конвейера и четыре пиксельных конвейера с двумя текстурными блоками на конвейер. Именно две эти части и съедают большую долю пространства (и большее число транзисторов) на ускорителе. Так что, видимо, там и зарыта собака. К сожалению, Trident отказывается раскрывать более подробную информацию, ссылаясь на защиту своей интеллектуальной собственности, что, в общем-то, понятно. Поэтому мы лишь поверхностно опишем инновации в XP4.

Действительно четыре пиксельных конвейера?
Причина того, что XP4 в два раза меньше по размеру, чем GeForce4, связана с особым строением четырех пиксельных конвейеров у Trident. Четыре конвейера занимают самую большую площадь чипа по сравнению с другими частями. ATi и nVidia оснастили свои чипы несколькими пиксельными конвейерами методом простого копирования — один конвейер копируется четыре раза, и мы получаем четыре конвейера. К примеру, если один пиксельный конвейер GeForce4 занимает 15 млн. транзисторов, то каждый следующий конвейер будет также занимать 15 млн. транзисторов.
В XP4 Trident применила несколько иной подход. Первый конвейер рендеринга в XP4 идентичен любому DX8.1-программируемому пиксельному конвейеру в современных видеоускорителях. Если использовать пример, приведенный выше, то конвейер занимает 15 млн. транзисторов. Однако вместо копирования логики еще три раза, Trident потратила много времени и ресурсов на совместное использование логики каждым последующим конвейером. В итоге каждый последующий конвейер является менее сложным и разделяет некоторую логику с предыдущим конвейером.
Четыре пикселя по-прежнему будут выходить из конвейеров за один такт, но в силу совместного использования ресурсов, производительность чипа не будет такой же высокой, как при использовании четырех полностью независимых пиксельных конвейеров.
Главное преимущество такого подхода заключается в сокращенном числе транзисторов, что заметно снижает стоимость чипа. Можно приблизительно прикинуть экономию в числе транзисторов. Пусть первый конвейер занимает 15 млн. транзисторов, тогда второму понадобится только 7,5 млн., третьему — 3,8 млн., а четвертому — около 2 млн. Конечно, это очень грубые прикидки, но по ним легче представить общую идею Trident.
Главным вопросом здесь остается вопрос производительности, но мы вряд ли ответим на него раньше, чем протести­руем первые карты на XP4.
Кроме экономии транзисторов с четырьмя пиксельными конвейерами рендеринга, Trident сэкономила и на других блоках. Скажем, в XP4 нет блока T&L с фиксированной функциональностью, а все запросы к этому блоку переадресуются внутри чипа к блоку вершинных программ.
Низкое число транзисторов и 0.13-микронный техпроцесс привели также к низкому энергопотреблению — XP4 потребляет около 3-4 Вт. И хотя такие значения слишком высоки для мобильного рынка, туда Trident тоже попытается пробиться.
Уже давно ходили слухи, что XP4 будет построен на мозаичной (тайловой) архитектуре рендеринга, как и STMicro Kyro II, однако вы не найдете подобной архитектуры в XP4. Trident XP4 базируется на стандартной архитектуре рендеринга, как GeForce4 или Radeon 9700… Разве что XP4 обладает мозаичным движком растеризации. Это лишь означает, что XP4 использует мозаичный алгоритм для хранения пикселей в кадровом буфере, поэтому вместо записи линий пикселей в кадровый буфер XP4 записывает данные в виде блоков. Мозаичный растеризатор XP4 очень напоминает графическое ядро Intel 845G, и главная цель такого растеризатора — оптимизировать внутренние кэши XP4. В результате мы получаем заметное улучшение эффективности пропускной способности памяти, что сильно помогает XP4, поскольку в нем отсутствует механизм отбрасывания невидимых пикселей.
Trident поддерживает сглаживание по методу суперсемплинга и анизотропную фильтрацию, но пока неизвестно, как на такой архитектуре скажется включение фильтрации высокого порядка или сглаживания.
XP4 обладает одним Ramdac 420 МГц, однако он поддерживает несколько мониторов через цифровой ЖК- или ТВ-выход параллельно с аналоговым монитором.

Линейка XP4
Trident разбивает линейку XP4 в зависимости от размера памяти, ширины шины и тактовых частот. Мы увидим модели T3, T2 и T1.
Trident XP4 T3 будет работать на 300 МГц (ядро) и оснащаться 128 Мбайт памяти. T3 использует 128-битную DDR шину памяти, на карту будет устанавливаться 300-350-мегагерцовая DDR-память (эффективное значение частоты 600-700 МГц). То есть карты на T3 получат пропускную способность памяти от 9.6 Гбайт/с до 11.2 Гбайт/с. Как предполагает Trident, производительность T3 будет находиться примерно на уровне 80% от GeForce4 Ti 4600. Карты на XP4 T3 128 Мбайт появятся в продаже по цене $99.
XP4 T2 сходна с T3, за исключением уменьшенного до 64 Мбайт объема памяти и частоты: 250 МГц — память (эффективное значение 500 МГц) и 250 МГц — чип. Уменьшение таковой частоты приведет к уменьшению пропускной способности памяти до 8 Гбайт/с. Продажная цена T2 составит $79.
XP4 T1 идентична T2, за исключением уменьшения шины памяти до 64 бит. Цена карты составит $69.
Подход Trident очень напоминает nVidia, поскольку компания будет производить только чипы, а уже третьи компании будут выпускать карты. Что огорчает, Trident отказалась назвать своих партнеров по выпуску карт.
Как предполагает Trident, 90% прода­ваемых карт будут составлять T2 и T1.

Заключение
Поскольку у нас в руках нет готовой железки, вряд ли стоит надеяться на конкретику. Естественно, для успешного продвижения нового ускорителя нужно несколько больше, нежели просто список спецификаций на бумаге. Известно, что на успех влияет множество факторов, начиная от процента выхода годных кристаллов, и заканчивая качеством драйверов. Ведь именно от драйверов в немалой степени зависит производительность в играх. Ниже мы постарались обобщить все, что пока знаем о XP4.
XP4 должен появиться в магазинах уже в октябре, чтобы успеть к сезону рождественских покупок. В соответствии с данными Trident, производительность драйвера в настоящее время составляет 90% от запланированного (80% от Ti 4600). Если Trident сможет достичь обещанного, то XP4 T3 составит конкуренцию GeForce4 Ti4200 и Radeon9000 Pro, причем по заметно меньшей цене. Но все же следует подойти к обещаниям компании с некоторой долей скепсиса. Кстати, Trident сообщила о внедрении 6-месячного цикла по выпуску новых продуктов, так что через 6 месяцев после выпуска XP4 мы должны увидеть и его преемника.
Будет очень интересно узнать, насколько подход Trident к пиксельным конвейерам рендеринга скажется на тестах и ­реальных приложениях…


Рекомендуем почитать: