Музыканту на распутье

Качественный звук – неотъемлемый атрибут домашней системы любого уважающего себя любителя музыки. Но что если понятие «любитель музыки» в данном случае включает в себя и термин  «музыкант»?
Воображение сразу рисует домашнюю студию: комнату, увешанную проводами, на столе — midi-клавиатура и микшерный пульт, в углу — гитарный или басовый комбик, качественные мониторы ближнего поля и хорошие наушники, висящие на стуле. А если вы только планируете проект домашней студии? Что выбрать и как подключить?

Изложить все премудрости студиостроения – даже домашнего – в рамках одной статьи не представляется возможным, тем более, вариант гитариста кардинально отличается от варианта, например, клавишника, особенно — электронщика или DJ, конкретных же случаев вообще не счесть. Поэтому рассмотрим гитарную студию (как наиболее универсальную) и примем то, что нам необходимо подключение 2-3 источников (гитара, микрофон и что-нибудь с линейным выходом – например, выход комбо-усилителя). Уже имеются в наличии сами источники и мониторная система (активные мониторы ближнего поля (или пассивные + усилитель) и наушники) – рассмотрение таких тонкостей выходит за рамки темы статьи. Остаются, по сути, два компонента: микшерный пульт и звуковая карта. С микшерным пультом особых затруднений возникнуть не должно (нам подойдет и простейший, с двумя моно- и двумя стереолинейками, лишь бы шумов поменьше было), а вот карточек сегодня наплодилось великое множество; очень легко запутаться во всей этой пёстрой толпе изделий от Creative, Midiman, EgoSys, Audiotrack и многих других вендоров.
Для сравнительного теста мы отобрали три карточки примерно одной ценовой категории — $150-200. Две из них практически одинаковой стоимости (разница менее 5%), а вот одна заметно дешевле — $150 – хотя и ничуть не хуже. Выкидывать её из теста было бы совершенно неправильно, поскольку она представляет собой один из множества подклассов качественных звуковых карт, причём подкласс весьма интересный.
Итак, объявим номинации!

Мастер на все руки
Creative SoundBlaster X-Fi Fatal1ty Champion 7.1 внушает уважение к своей крутизне одним только своим названием. Из того, что можно «пощупать руками», то есть определить как настоящее преимущество, а не маркетинговый ход, можно назвать реальное повышение качества звука по сравнению со всеми предыдущими продуктами Creative (правда, не его профессионального подразделения E-MU). Несомненным преимуществом решения от Creative является и стильная патч‑панель, упрощающая частую коммутацию – к тому же, только с ней доступны более качественные АЦП. Но самая главная фишка X-Fi — это универсальность: большинство полупрофессиональных карточек не умеют толком работать с играми, не поддерживают EAX ни в каком виде и не всегда адекватно ведут себя с Vista. Здесь же мы имеем медиацентр развлечений, работающий в одном из трёх режимов: развлекательный, игровой и создание музыки. Режимы переключаются в утилите Mode Switcher. Помимо различий во внешнем виде, режимы отличаются оптимизацией под конкретные задачи. Например, в игровом режиме эффект-процессор и аппаратные буферы используются для EAX5, в то время как в режиме Creation они освобождаются для поддержки аппаратного MIDI-синтезатора.

Creative SoundBlaster X-Fi Fatal1ty Champion 7.1

Это решение больше подойдёт для самых начинающих музыкантов, ещё не готовых выкладывать деньги за отдельную звуковую карту для своей студии. К тому же, в этом случае вполне можно обойтись без внешнего аппаратного микшера — программный, поставляемый в комплекте, позволяет управлять всеми возможностями карты. Кстати, трудно переоценить и значение эффектов EAX в любительской звукозаписи начального уровня: когда не хватает денег на процессоры эффектов и гитарные педали, EAX — самый лучший выход.

Любитель программного сведения
ESI Maya44 — это бюджетная карта, которой не нужен внешний микшер. Этакий средний вариант, когда уже даёт о себе знать профессиональная направленность (в отличие от той же X-Fi, здесь стоят только полноформатные ¼-дюймовые позолоченные джеки и твердотельные конденсаторы), но на дополнительные атрибуты (вроде микшера и усилителя для наушников) разоряться смысла нет. Принцип работы Maya следующий: вы каждой дорожкой прописываете микрофон (или другой относительно низкоомный источник сигнала) напрямую в микрофонный вход карточки, а потом, мониторя, например, в наушниках (также напрямую подключенных в карточку), сводите микс в каком-нибудь софтовом мультитрековом микшере-рекордере. Экономия и ускорение развертывания налицо: воткнул карточку, поставил софт, записался. Минусом конкретного решения является то, что нет возможности регулировки уровней по IrLink, что довольно неудобно.

ESI Maya44

К преимуществам надо отнести обширные коммутационные возможности драйверов: как и все свежие продукты EgoSys, драйверы Maya44 умеют перенаправлять звуковой поток между разными интерфейсами – такими как MME, WDM, ASIO и GSIF – и физическими входами. За это отвечает DirectWire 3.0. Кстати, здесь мы можем посмотреть и внутреннюю топологию карточки, дабы не запутаться и сразу начать работать. Драйверы и программы настройки устройств EgoSys вообще, пожалуй, самые внятные. Отчасти, конечно, благодаря несколько урезанной функциональности, однако у той же M-Audio так все запутано, что не сразу догадаешься, что часть функций относится к режиму, в котором установлено несколько карточек Midiman. Кстати, в устройствах Windows Maya44 представляется как три карты: две стерео и одна 4-канальная, что даёт нам преимущества при использовании мультитрековых рекордеров.
Главным отличием Maya44 от того же X-Fi можно назвать представление по сути двух полнодуплексных карточек, то есть вы можете на один выход, например, направить мониторинг записи, на одном входе снимать гитару, на втором — микрофон, а на второй выход направить фоновую музыку, которую слушают ваши друзья или близкие.

Маленький профессионал
M-Audio Audiophile 192 — устройство уже почти профессиональное, этакий опытный подмастерье. Вроде бы уже и готов к работе, но нет той отточенности движений и завершенности готовой продукции. Карточка является последователем Audiophile 2496, из названия понятно, что теперь максимальная частота дискретизации ограничена 192 KГц. Как и у остальных представителей серии Delta, драйвера 192-й позволяют установку до четырёх карт в один компьютер с расширенной цифровой коммутацией сигналов через шину PCI.

M-Audio Audiophile 192

Устройство имеет ставшие практически стандартом де-факто АЦП и ЦАП от AKM (AK5385A и AK4358 соответственно), что позволяет рассчитывать на качество «на уровне» – точно такие же преобразователи стоят на ESI Juli@. Среди особенностей стоит отметить два входа при четырёх выходах, одна пара которых называется Monitor Outputs, а вторая — Main Outputs и не имеет регулятора выходного уровня. С помощью настроек можно добиться двух независимых стереовыходов, причём оба выхода поддерживают как не балансное, так и балансное подключение.
Audiophile 192 является практически полным аналогом EgoSys Juli@, выгодно отличаясь от неё дополнительным аналоговым выходом, однако Juil@ видимо, вследствие более грамотной разводки (например, отсутствие в цепи разъема, напоминающего по виду LPT) – звучит чуть-чуть лучше. Какую из двух карточек выбрать — это уже нюансы, которые будут видны лишь конечному пользователю.

Перед выбором
Как видно, особой конкуренции между карточками нет, поскольку звучат они, конечно, далеко не одинаково, но все же сравнимо. Но вот тут-то вступают в дело подклассы, которые позволяют найти то, что нужно именно вам. Человек, не готовый к «аскетичной» жизни аудиофила (никаких игр, домашнего кино и прочего мультимедиа – только звук), однозначно выберет X-Fi. Человек расчётливый и сводящий микс исключительно в программах без предварительной аналоговой обработки, скорее всего, остановится на Maya44, так как она позволяет обойтись без микшерного пульта (если не сказать – делает его покупку бессмысленной). Ну, а Audiophile 192 придётся по душе тем, кто обожает широчайшие возможности коммутации и настройки и планирует в обозримом будущем постепенное расширение канальности системы за счёт докупки ещё нескольких карт. Если же вы хотите «просто качественный звук», тогда ESI Juli@ будет наилучшим выбором.
Таким образом, мы можем отчётливо наблюдать уже сложившийся класс звуковых интерфейсов стоимостью порядка $150-250, внутри которого, к счастью для потребителя, производитель не зацикливается на какой-то конкретной конфигурации, а создаёт всё новые и новые решения, позволяющие подобрать устройство специально под конкретную ситуацию пользователя. Что ж, приятно видеть! Вам же остаётся только пожелать подойти к этому выбору со всей ответственностью и найти «свою» карточку.


Рекомендуем почитать: