Красота обманчива

Эта статья родилась только благодаря незапланированному апгрейду (а впрочем, может, и даунгрейду) рабочей станции автора, после чего негативные мысли переполняли его голову и так и просились на страницы газеты, дабы развеять всеобщее мнение о доминировании Creative на рынке профессионального звука.

Отступление
Вопреки всеобщему мнению, Creative никогда не была лидером или эталоном в производстве качественного звукового оборудования (да и остального тоже), все это надуманное и разрекламированное заблуждение. У нас ведь как — что дороже, то и лучше. Так считает большинство, а зря!!!
Итак, сегодня мы тестируем разрекламированные возможности Creative Live 5.1 и малоизвестной Yamaha 754-R.

Сначала о хорошем
Yamaha — установка драйверов проста до предела (хотя встречаются “продвинутые пользователи” у которых возникают проблемы с установкой, главная из которых — кривые руки). Звук кристально чистый. АЧХ на всем диапазоне ровная, нет завала на высоких частотах (сказывается многолетний опыт работ инженеров Yamaha в области синтеза звука). Работа 3D-симулятора очень даже корректная! Да-да, именно так. Действительно ощущаешь, что ты находишься где-то в бесконечном пространстве, а звук напористо, но чисто обволакивает тебя со всех сторон (это при том, что адаптер имеет­ формулу 4.1). MIDI-синтезатор на очень высоком уровне, при том, что он аппаратный на 100%. Реальную конкуренцию встроен­ному синтезатору Yamaha DS-XG (64 аппаратных + 512 программных голосов) могут составить только загружаемые банки Creative SB Live! (остальные непрофессиональные карточки просто отдыхают). Кроме того, чипы YMF7x4 поддерживают систему Sondius-XG (www.sondius-xg.com) для синтеза одноголосного инструмента путем физического моделирования происходящих в нем процессов. При имитации ряда инструментов этим способом удается добиться очень приятных на слух результатов. “Благодаря универсальности банка инструментов композиции на всех компьютерах с XG MIDI звучат почти одинаково (с небольшими вариациями), чего не скажешь о “Лайве”, где каждая композиция, как правило, привязана к конкретному компьютеру. Я уже не говорю об играх, где возможности MIDI заметно превосходят и вытесняют устаревший FM-синтез. Таким образом, по удобствам MIDI-карточки на YMF754 реально превосходят Live!” — констатирует Александр Карабуто, “тест-пилот” «Компьютерры».
Гармонические искажения сигнала в диапазоне 100–10000 Гц не превышают 0.01% (обычно даже меньше). У “идеала” Creativе этот показатель на порядок выше. Это при том, что на обоих адаптерах применяются одинаковые кодеки от SigmaTel (одни из лучших на сегодняшний день).
Цифровой выход может выдавать сигналы в формате AC-3 (Dolby Digital) на внешний декодер, данные цифрового микширования с шины AC-link (оба — на частоте 48 КГц) или транслировать сигнал с цифрового входа без преобразования частоты дискретизации. А что у Creative? Реально — только АС-3.
Загрузка процессора при обработке звуковых потоков у Yamaha в два раза меньше, чем у Creative, и составляет 3.7%. К слову — процессор Yamaha 754-R способен одновременно обрабатывать до 68 потоков DirectAudio (проще говоря, одновременно вы можете преспокойно слушать музыку, смотреть кино, играть в игры, цифровать звук да много чего еще…).
И еще. Радует наличие большого количества различных аналоговых и цифровых входов/выходов.
Creative — стильный дизайн платы, и… пожалуй, все! Ничего, абсолютно никаких положительных эмоций. Что предлагает нам процессор адаптера, кроме цифрового выхода 5.1? Да практически ничего. Все эффекты программные, но с весьма неплохими алгоритмами работы, играясь которыми можно получать интересные звуковые схемы.

А теперь о плохом
Yamaha — к сожалению, отсутствуют обновления драйверов. Под управлением Win 98/Me на экране вместо ярлычков в различных меню могут появляться цветные точки: недоработка драйвера. Под управлением Win2000/XP/2003 все идеально.
Зато в Win2000/XP/2003 может возникнуть конфликт оборудования, хотя адаптер продолжает работать. С чем это связано, трудно сказать. К тому же проблема проявляется далеко не на всех компьютерах.
Creative — даже не знаю с чего начать! Слишком много устанавливаемых компонентов, ну куда столько?! Работа с эффектами через меню AudioHQ и Creative Surround Mixer оставляет желать лучшего — слишком заумно.
Собственный буфер чипа EMU10K1 в несколько раз меньше, чем у Yamaha. То ли производители посчитали, что раз сейчас время мощных компьютеров, стало быть, надо и нагружать процессор больше, то ли просто толку не хватило создать рациональный аудиочип.
Искажения в АЧХ на высоких частотах при большом уровне микшера легко заметны даже “невооруженным ухом”, и самое главное — провал в области средних частот; приходится поднимать уровень всеми доступными способами. В целом по качеству звука претензий много — некоторая “электронность” в звучании, переизбыток высоких частот.
Адаптер больше все же программный, чем аппаратный, особенно в части MIDI, а жаль!
А что у нас с аналоговыми входами? Кроме линейного да микрофонного — только TAD и AUX. А если у меня четыре внешних источника?! Куда заводить от них сигнал?
Теперь, собственно, об аппаратной части адаптера. Удручает обилие электролитов в аналоговом тракте. Не секрет, что полярные конденсаторы являются основным источником нелинейных искажений и шумов. Да, без них в развязке выходных каскадов трудно обойтись, но минимизировать их количество все-таки можно было. Идеальным же решением было бы применение неполярных емкостей, хотя бы в выходных каскадах.
И все же Creative имеет один плюс при оцифровке аналогового сигнала. Разрядность АЦП у EMU10K1 составляет 24 против 16 у YM754-R, что значительно уменьшает эффект передискретизации, особенно при частотах выше 44 КГц. Правда, заметить подобное явление при прослушивании и оцифровке обычного аудиосигнала практически невозможно…

Общее впечатление
К сожалению, ожидаемого восторга от установки Creative Live 5.1 совсем не было, настроение оказалось безнадежно испорчено. Зато появилось желание установить обратно старую добрую Yamah’у и наслаждаться звучанием любимой музыки. И за что, спрашивается, платить $25, когда можно приобрести более дешевый аудиоадаптер с гораздо большими возможностями?!
Еще бы концерн Yamaha все-таки довел до ума драйверы под свое детище, дабы возможности Y754-R можно было использовать на все 100%…


Рекомендуем почитать: