Intel + NVIDIA = удачный альянс?

Прошло четыре года с тех пор, как на выставке Computex nVidia представила свой первый чипсет nForce 420, с которого началось ее победной шествие на этом рынке. Несомненный успех nForce2 для процессоров AMD вывел и без того процветающую компанию в разряд лидеров по поставкам наборов логики для этой платформы. А в конце прошлого года компания объявила о заключении кросс-лицензионного соглашения с Intel…

По нашему мнению, со времен внедрения процессоров Prescott у Intel не было интересных разработок, и она была в роли догоняющей стороны. Догоняли они, конечно же, AMD… Так или иначе, в рамках этой платформы появился определенный застой. Процессоры получались весьма посредственными по соотношению цена/производительность, а переход на новые технологии (DDR2, PCI Express) не принес пользователям существенных выгод. Заметным событием стал выпуск процессоров семейства Pentium D – первых массовых двухъядерных чипов. Причем весьма доступных по цене. Сравните: Pentium D 2.8GHz стоит всего $241. За эти деньги вы можете купить процессор от AMD лишь одноядерный — правда, более высокочастотный. Pentium D построен на базе ядер Smithfield, однако в них отключен Hyper-Threading, и дело ограничивается физической двухъядерностью.
Надо заметить, что споры на тему “что лучше: более медленный двухъядерный или быстрый одноядерный процессор” не утихают до сих пор. Мы можем сказать следующее: если вы в основном используете многозадачный режим, то два ядра справятся лучше, а если крутится одна, но “тяжелая“, задача (пусть даже под многозадачной ОС), то более производительный одноядерный процессор имеет некоторые преимущества. Так или иначе, двухъядерные Pentium D становятся все более заманчивым приобретением, и мы с интересом протестировали два набора логики, предназначенные для работы с этим процессором.
О выпуске чипсетов, поддерживающих двухъядерный Intel, заявили практически все компании, работающие в этой области. Реально же готовые изделия имеют только две из них: сама Intel и nVidia. Что же представляют из себя эти чипсеты?

Чипсет Intel 955X

Возможности, обеспечиваемые северным мостом MCH:
— поддержка Intel Pentium 4, Pentium 4 Extreme Edition, Celeron D и других процессоров для Socket LGA775 с частотой системной шины 800/1066 МГц;
— двухканальный контроллер памяти DDR2-533/667 с поддержкой до 8 Гб;
— графический интерфейс PCIEx16
— двунаправленная шина DMI (частота работы 2 Гб) до южного моста.
955x.jpg
Возможности, обеспечиваемые южным мостом ICH7R:
— до 6 портов PCIEx1;
— до 6 слотов PCI (до 5 устройств Bus Master);
— до 4 портов Serial ATA на 4 устройства SATA300 (SATA II, второе поколение стандарта);
— Intel Matrix Storage — организация RAID-массива уровней 0, 1 и 0+1 из дисков, подключенных к любым из встроенных ATA-контроллеров;
p4_extr.jpg
— до 8 устройств USB 2.0;
— MAC-контроллер 100 Мбит/с;
— HD Audio/AC97-аудио (7.1);
Как видно из спецификации, чипсет имеет стандартные на сегодняшний день параметры. Отметим один интересный момент: поддержка SLI на PCIEx16 достигнута использованием внешнего моста и может быть введена в любой момент (сейчас ее нет).

nForce4 SLI Intel Edition

Возможности, обеспечиваемые северным мостом SPP:
— поддержка процессоров Intel Pentium 4, Pentium 4 Extreme Edition, Celeron D с частотой системной шины 400/533/800/1066 МГц;
— двухканальный контроллер памяти DDR2-400/533/667 (допускается асинхронная работа относительно FSB) с поддержкой до 4 модулей DIMM;
— графический интерфейс PCIEx16 с возможностью “разбивки” на два канала PCIEx8 для организации SLI;
— выделенный блок, обеспечивающий работу двух видеоускорителей в режиме SLI;
до 3 портов PCIEx1;
— двунаправленная шина HyperTransport (частота работы 800 МГц) до южного моста;
nvidia.jpg
Возможности, обеспечиваемые южным мостом MCP:
— до 6 слотов PCI (до 5 устройств Bus Master);
— до 4 портов Serial ATA на 4 устройства SATA300 (SATA II, второе поколение стандарта), с поддержкой функций вроде NCQ);
— до 4 устройств (2 канала) ATA133;
возможность организации RAID-массива уровней 0, 1 и 0+1 из дисков, подключенных — к любым из встроенных ATA-контроллеров;
— до 10 устройств USB 2.0;
— MAC-контроллер для сети 10/100/1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet) с поддержкой функций программно-аппаратного брандмауэра;
— AC'97-аудио (7.1) и MC'97-модем;
— обвязка для низкоскоростной и устаревшей периферии.
По функциональности версия nForce4 SLI для Intel практически аналогична версии для AMD64; изменения коснулись лишь контроллера памяти. В предыдущих версиях он состоял из двух отдельных 64-битных блоков, работающих по перекрестному принципу. Такая схема эффективна при параллельном обслуживании двух устройств (в первую очередь процессора и памяти). В случае Intel-чипсета задача уже другая – ускорить доступ к памяти процессору. Для этого на каждый модуль имеется отдельная шина данных и адреса, что в свою очередь позволяет эффективнее использовать команды регенерации памяти. Отметим, что Intel тоже использует подобную технологию. Механизм DASP (блок предвыборки и кэширования данных) оптимизирован для многопоточного режима работы, что позволяет наилучшим образом задействовать полосу пропускания двуканальной DDR2-памяти. Чипсет поддерживает новую технологию QuickSync – FSB и шина памяти тактуются независимо друг от друга.

Результаты тестирования
Для сравнительного испытания чипсетов была использована следующая конфигурация.
Материнские платы:
— Intel D955XBK 955X Motherboard – на чипсете Intel 955X
— ASUS P5ND2-SLI nForce4 SLI Intel Edition Motherboard – на чипсете nForce4 SLI Intel Edition
Все остальные комплектующие в том и другом случае абсолютно идентичны:
— LGA-775 Intel Pentium Extreme Edition 840
— 2 x 512MB Crucial DDR-II 667 Dual Channel DIMMs 4-4-4-15
— ATI Radeon X800 XL PCI Express
— NVIDIA GeForce 6800GT PCI Express
— Seagate Barracuda 7200.7 Plus (with NCQ)
— Maxtor MaXLine III (with NCQ) for NCQ tests
К сожалению объем статьи не позволяет привести все выкладки с графиками, поэтому ограничимся только основными выводами.
По данным ScienceMark 2.0 при равных таймингах скорость чтения из памяти у NVIDIA ниже на 13%. Это очень много — и может негативно сказываться на скорости работы реальных приложений. Но думается, что в реальности дела обстоят не так плохо, ведь благодаря DASP и другим разгонным возможностям чипсет можно легко компенсировать эту разницу.
Запись данных в память и случайная выборка – различия в показателях не превышает статистическую погрешность.
Производительность в офисных приложениях выполнялись в Business Winstone 2004. Изделия от NVIDIA обычно в них лидируют. В нашем случае эта закономерность повторилась: в офисных приложениях платформа на Intel отстала от своего конкурента на 13%. В мультимедийных приложениях разница между чипсетами составляла не более 3-4%, и явного лидера здесь выявить не удалось.
И NVIDIA, и Intel предлагают поддержку NCQ в их SATA-контроллерах — и мы не прошли мимо возможности испытать в деле это нововведение. Напомним, что NCQ – технология оптимизации чтения/записи дискового кеша. Неплохо было бы также узнать, есть ли различия в работе между этими SATA-контроллерами.
Мы обнаружили, что на современных жестких дисках до десяти потоков ввода/вывода (условно считаем, что каждое приложение создает один поток, хотя в реальности это не так) не создают никаких проблем даже на младших конфигурациях. И только в случаях тяжелых задач с количеством одновременных потоков более тридцати двух начинается заметная перегрузка дисковой подсистемы. То есть можно сказать, что NCQ при операциях линейного чтения/записи практически не оказывает никакого влияния. Оба контроллера показали идентичную производительность. А вот тесты на произвольный доступ к данным показали почти 20% лидерство NVIDIA. На это стоит обратить внимание — ведь реальная работа дисковой системы в большинстве случаев именно такая.
Не могли мы пройти и мимо тестирования работы видеосистемы в режиме SLI (об этой технологии мы рассказывали в МБ № 1-2'2005). Для тестов мы использовали игры: Doom 3, Half Life 2 и Splinter Cell: Chaos Theory – на сегодняшний день это самые требовательные к ресурсам видеоадаптеров игры.
Doom 3 всегда была сильным подспорьем в продажах изделий NVIDIA, и выгода от использования SLI здесь крайне ощутима. В разрешении 1600×1200 6800GT получает 34 % прироста производительности от SLI, в то время как 6600GT имеет 56%-ный прирост. Для Doom 3 пара 6600GT не только дешевле, но и на 22 % быстрее, чем единственный ATI Radeon X850 XT Platinum. Включение AA 4X приводит даже к большему приросту производительности по сравнению с 6800GT, у которой он колеблется от 23% до 70%, а у 6600GT — от 58% до 75%. Несомненно от работы двух GPU мы имеем значительно более высокие показатели.
А вот Half Life 2 – “вотчина” ATI. Интересно, что даже пара 6800GT не способна опередить единственный X850 XT Platinum. Даже со включенным AA в разрешении 1600×1200, где 6800GT находится в “родной стихии”, сказываются преимущества X850 XT PE. Если Half Life 2 ваша игра — то SLI, увы, пока не для вас.
Что же касается Splinter Cell: Chaos Theory, то надо отметить, что тут SLI крайне положительно влияет на скорость всего игрового процесса. А если еще включить все NVIDIA-ориентированные “фенечки”, то преимущество спаренных видеокарт будет подавляющим.

Выводы
И Intel 955X, и nForce4 NVIDIA SLI IE, как ожидается, будет доступныs в системных платах к концу мая. Несомненно, прочитав эту статью, вы, скорее всего, не смогли определиться, что же предпочесть. Оба соперника весьма сильны. NVIDIA имеет преимущества в плане поддержки SLI, большее количество PATA устройств и лучшая работа NCQ по сравнению с Intel 955X. С другой стороны, Intel имеет HD Audio, официально поддерживает TM2 на двухъядерных процессорах – все это уравнивает его шансы, и к тому же в продажу он пойдет по более низкой цене.
Понятно, что для огромного количества пользователей платы на NVIDIA будут вне конкуренции из-за поддержки SLI — и они будут безусловно правы. Не стоит сбрасывать со счетов и действительно хорошую роботу NCQ, которая очень неплохо поднимает общую производительность системы.
Нельзя сказать, что Intel выпустила плохой чипсет. Нет, их продукт обладает практически теми же характеристиками и будет пользоваться большим спросом. Но, пожалуй, впервые сторонняя компания выпустила для их процессора чипсет, который по меньшей мере не уступает, а кое в чем — и значительно превосходит собственные разработки Intel.


Рекомендуем почитать: