Железные воспоминания

Прошедший год был очень бурным. Выпуск PhysX, новые платформы, крупные сделки – всё это изменило облик индустрии. Давайте вспомним самые знаменательные события, произошедшие в 2006 году, и попробуем оценить из значимость.

Летом 2006 года AMD представила относительно новую платформу AM2, которая научилась работать с оперативной памятью DDR2. Новые процессоры должны были составить конкуренцию новым продуктам Intel, но, к сожалению для приверженцев продукции AMD, какого-либо заметного прироста в скорости по сравнению с Socket939 замечено не было – если не сказать обратное (см. «МБ» N№38’2006). Дело в том, что для процессоров калифорнийской компании большее значение играют задержки памяти (которые у DDR2 значительно выше), нежели высокие частоты. Однако покупателям, которые ориентируются только на магические цифры частоты памяти, этого не объяснить, поэтому, чтобы не терять долю рынка, AMD выпустила AM2.

• • •
Весь год, как и следовало ожидать, шла непримиримая борьба за абсолютное лидерство среди производителей графических чипов: в феврале ATI выпускает X1900 XTX, NVIDIA отвечает 7900 GTX. Не удовлетворённая успехом, калифорнийская компания летом создает серийную видеокарту, построенную на двух чипах – 7950 GX2. Канадцы продолжают выжимать максимум из одного процессора – так увидел свет X1950XTX. Всё это время цены находились на стабильном уровне в районе $500-600 на 7900 и X1900 – разве что во время анонса цены немного кусались – и $600-700 на последующие, более производительные решения. Наступило 8 ноября – «зелёный» день календаря: вышла GeForce 8800GTX – первая видеокарта с поддержкой DirectX10 (игр для которого пока нет и не будет ещё чуть менее полугода), 128-потоковыми процессорами, работающими на частоте 1350 МГц. Очевидно, что тратить такие ресурсы только на игрушки кощунственно, поэтому NVIDIA представила собственный SDK CUDA для оптимизации программ под свой продукт. Конкурент в лице ATI не успел представить свою разработку, поэтому цены на 8800GTX остановились у отметки в $750-800. Ещё раз убеждаемся, что отсутствие конкуренции рынку ничего хорошего не несёт.

• • •
Самым значительным событием в процессорном секторе стало, конечно же, появление новой архитектуры Intel Core. Не секрет, что последние представители Netburst хоть и могли конкурировать с аналогами AMD, но было очевидно, что данная архитектура себя изжила. Однако появившиеся в июле процессоры Core 2 E6xxx в одночасье отобрали пальму первенства у Athlon, обеспечивая непревзойденную скорость и низкое тепловыделение. Любителям оверклокинга тоже было чему порадоваться – процессоры легко разгонялись более чем на 50%, а при экстремальном разгоне – и того выше. Неудивительно, что спрос на такие чудо-камушки стал огромен. Цены, к огорчению покупателей, тоже стараются не отставать. Дабы удерживать свои позиции на рынке, AMD пришлось заметно снизить цены на свои процессоры, однако Intel тоже не бездействовала и вела агрессивную ценовую политику. Впрочем, покупатели от этого, безусловно, только выигрывают.

• • •
В недрах компании Ageia зародилось принципиально новое устройство: специализированный чип для обсчёта физики в играх. На момент выхода – а случилось это в марте – игры, поддерживающие эту технологию, можно было легко пересчитать по пальцам одной руки. Стоимость платы на момент начала продаж составила около $250, поэтому говорить о широких рыночный перспективах не приходилось. К тому же, по отзывам многих игроков и специа-листов, эффекты, применяемые в играх, были слишком просты и не показывали всю мощь PhysX. Чуть позже некоторые производители додумались в комплект с физико-ускорителем вкладывать диски с играми, поддерживающими технологию Ageia PhysX, чтобы хоть как-то увеличить привлекательность товара. Отсутствие достаточного количества игр и высокая цена ставят под сомнение перспективы PhysX, тем более что конкуренты в лице ATI и NVIDIA заявляют, что в скором времени вторую видеокарту в режимах CrossFire, и SLI можно использовать отдельно для обсчёта физики.

• • •
Пожалуй, самым важным событием в IT-индустрии стало слияние компаний ATI и AMD. Поначалу в Интернете ходили лишь слухи, которые вскоре подтвердились подписанными договорами. Сумма сделки составила $5,4 млрд. По заявлениям AMD, основной целью было получение контроля над созданием графических решений и наборов системной логики, что позволит в будущем создать спектр собственных платформ как для бюджетного рынка с интегрированной графикой, так и для высокопроизводительных систем. Немаловажное значение имеет и мобильный сегмент, где у ATI есть много полезных наработок и большая доля рынка. Но не всё оказалось так гладко: многие производители материнских плат отказались от использования наборов логики ATI, что привело к уменьшению дохода компании. Очевидно, здесь не обошлось без вмешательства Intel, которая совсем не заинтересована в обогащении своего главного конкурента. Реакция NVIDIA тоже не заставила себя долго ждать – компания теперь довольст-вуется статусом единственного производителя чипсетов и мульти-GPU решений для Intel и AMD. Также было отмечено, что теперь их отношения с Intel станут более плотными.

• • •
Вот таким нам запомнится ушедший 2006 год. Наступивший 2007 должен принести нам новые процессоры AMD K8L, переход на операционную систему Windows Vista и наверняка много других событий.
С Новым Годом!


Рекомендуем почитать: