GeForce–overclocking

Возможно, некоторым пользователям информация, поданная в данном разделе, может показаться излишне сложной, но из-за постоянно возрастающего интереса к процессу разгона, некоторые вопросы изложены очень подробно.

Стоит остановиться на одном заблуждении, которое часто возникает у «не продвинутых» пользователей. Многие воспринимают увеличение частот чипа и памяти на видеокарте как единственный способ повышения производительности в 3D-приложениях. На самом деле существует еще масса системных параметров и установок, от работы которых так или иначе зависит скорость работы видеоподсистемы. Вот краткий список этих параметров: режим работы шины AGP (1x, 2x, 4x), тайминги/вольтаж/частота AGP, режимы Fast Write и sideband addressing, вольтаж видеочипа/видеопамяти, внутренние тайминги (паузы при обращении к памяти) видеопамяти. Для успешного манипулирования этими параметрами необходимы серьезные знания об особенностях работы видеоподсистемы, в противном случае можно повредить дорогостоящее оборудование (видеокарта, материнская плата). Но не все перечисленные параметры являются явно доступными для изменения, что с одной стороны иногда затрудняет получение от оборудования полной отдачи, с другой — уберегает новичков от серьезных необратимых ошибок. Что и как изменять, каждый пользователь решает для себя сам. Главное — отдавать себе отчет в том, что и для чего необходимо делать и к чему это может привести. Если «отразить» эту общую мысль на серию GF2, то можно сказать что манипулирование такими настройками достаточно существенно отражается на поведении видеокарт (пример: поднятие вольтажа на видеочипе GF2 GTS позволяет при серьезном охлаждении поднять его частоту свыше 300 (!) MHz, а увеличение вольтажа на шине AGP может помочь «запустить» видеоплаты даже если частота данной шины больше 90 MHz).
Для полноты картины рассмотрим теоретическую низкоуровневую эффективность разгона видеокарт использующих чипы GF2 MX и GF2 GTS (см. таблицу).
Заметно, что даже самый разогнанный MX недотягивает до «штатного» GTS практически по всем категориям. Однако данные в таблице имеют скорее теоретически познавательный характер. На практике ситуация выглядит следующим образом: пока нагрузка на полосу пропускания видеопамяти не становиться «узким местом», разогнанный (до 260/270) MX показывает равные с GTS результаты иногда даже превосходящие, но при увеличении разрешения и глубины цвета, превосходство GTS снова становиться очевидным.
На практике же разгон оказывает реальный прирост (в среднем господа, в среднем) до 50% для MX и до 25% для GTS.
Перейдем к практическим рекомендациям по разгону карт на базе GF2 MX и GF2 GTS. Сразу следует заметить, что необходимые процедуры для успешного разгона весьма разнятся для MX и GTS. Объективно можно сказать, что существенно разогнать MX-платы значительно проще, нежели платы на чипе GTS. Сам чип MX (MX400) и установленная на нем SDR-память работает на более низких частотах, и выделяют значительно меньше тепла чем «старший брат» с DDR-памятью, следовательно, и структура применяемое охлаждение может быть проще. Не лишним будет заметить, что встречаются модели MX вообще без охлаждения и GTS с недостаточным охлаждением. Такие платы даже в номинальных режимах в плохо вентилируемых и маленьких корпусах могут работать нестабильно, а о разгоне вообще не может быть и речи. Опять же существуют MX-ы и GTS-ы с некачественным исполнением (плохая разводка, некачественный монтаж элементов на плате и т.д.). Кроме того, микросхемы видеопамяти могут иметь слабый порог разгоняемости. В таких случаях применение даже ОЧЕНЬ эффективного охлаждения не приведет к возможности значительного увеличения частот.
То есть с основными составляющими эффективного оверклокинга мы определились — это непосредственно качественная плата с микросхемами памяти имеющими значительный «запас прочности» и продуманное охлаждение.
Для MX-плат можно посоветовать использование специальных «видеокулеров» вроде BLUE ORB от TermalTake, либо более дешевых решений от китайских производителей. Такая нехитрая переделка помогает увеличить частоту чипа, кроме того, уменьшает температуру платы в целом, что опять же расширяет границы разгона для видеопамяти. Применение радиатора на видеопамяти для MX-плат оправдано лишь в том случае если память имеет время доступа 5.5 ns и менее и при этом действительно хорошо гонится. В заключение можно сказать, что применение огромных радиаторов и вентиляторов вместе с дорогими термопастами на MX-видеокартах хоть и не противопоказано, но и не слишком эффективно: необходим просто достаточный отвод тепла и непосредственно качественная плата.
«Старый» MX имеет предел разгоняемости где-то в районе 215-235 MHz, новый MX400 — 235-260, максимально достижимые частоты памяти — от 225 для 6 ns до 270 для 4.5 ns.
Видеокарты на чипах GF2 GTS при стандартных частотах выделяют больше тепла, чем любой экстремально разогнанный MX, следовательно, требования к охлаждению здесь гораздо выше. Замена штатных «кулеров» на решения вроде BLUE ORB в данном случае мало эффективны как в плане стоимости, так и в плане отдаления порога разгоняемости. Для достижения действительно серьезных результатов требуется значительная доработка самой платы, что часто ведет к безвозвратной потере гарантии. Вариантов таких доработок можно найти великое множество как в Internet, так и печатных изданиях. Отметим лишь необходимость обязательного применения радиаторов с использованием термопасты для DDR-памяти, а также применение серьезных элементов охлаждения для чипа, желательно с двух сторон платы.
Для чипа GF2 GTS без увеличения вольтажа пределом являются частоты 240-270 MHz, для DDR-памяти максимальные значения находятся где-то от 425 MHz для 6 ns до 475 для 5 ns (32 MB GTS с 5 ns DDR-памятью встречаются достаточно редко, в основном такой памятью оснащаются 64 MB модели которые тоже редкость).

Общие рекомендации
Не стоит эксплуатировать видеокарту с максимально допустимыми частотами даже если она хорошо охлаждается, лучше убавить их где-то на 5 MHz для чипа и памяти, что не сильно повлияет на скорость, но, во-первых, добавит стабильности, а во-вторых продлит срок жизни видеокарты. Проверять видеокарту на стабильность необходимо достаточно серьезно, например запустить какой-нибудь 3D-тест или демо-програму в режиме loop, желательно на высоком разрешении и 32-битной глубине цвета, чтобы нагрузка на карту была максимальной, и погонять пару часов. Если при этом система не повиснет и не будут появляться различные артефакты (выпадения текстур, белые или цветные точки, разноцветные текстуры), значит система действительно стабильна. По поводу пределов разгона видеокарт как в Internet так и печатных изданиях очень много противоречивой информации, поэтому полностью равняться на такие результаты не стоит. К слову, даже в одной партии видеоплат предельные частоты могут меняться от изделия к изделию. Очень эффективно использование специализированных утилит по разгону, настройке и диагностике видеоплат (например: Riva Tuner, PowerStrip). При нанесении термопасты на модули памяти нужно соблюдать осторожность, чтобы после установки радиаторов она не попала на другие активные элементы видеокарты. При установке дополнительных радиаторов на модулях памяти, либо с другой стороны видеочипа, нужно позаботиться о том, чтобы они не замыкали электрические контакты на плате. Желательно добавить в корпус ПК хотя бы один дополнительный вентилятор для обеспечения хорошей циркуляции воздуха.
О самих чипах однозначно можно сказать, что на время своего создания они «удались» и заслуживали, по крайней мере, оценки «хорошо». Как это обычно бывает с продуктами компании nVidia, со временем появились БИОСы, драйвера, а главное — программы, которые позволяют использовать мощность данных чипов на все 100%. По всей видимости, серия GF2 еще достаточно долго не уступит пальму первенства следующему поколению видеоакселераторов на базе GF3 в основном из-за высокой цены последних.

20080701_20010320_v6600mx_01.jpg

Подведем общий итог всего написанного и ответим на вопрос: что же можно сказать про видеоакселераторы с чипами GF2 MX/GTS? Проанализировав результаты, показанные обоими чипами, можно выделить простую закономерность, чем больше нагрузка на видеоподсистему (большие разрешения/глубина цвета, большие объемы текстур, сложная геометрия, применения сглаживания, фильтрации и т.д.) тем больше разница в быстродействии GTS и MX становиться очевидной. Продукты на GF2 GTS можно назвать более «элитными», чем MX: разброс в модельном ряду меньше, меньше noname-моделей, более серьезный подход к качеству плат у brand-производителей. Этим и обусловлена сфера их применения в «элитных» производительных ПК с мощными процессорами. Производительность старых МХ-ов с номинальными частотами 175/166 явно не соответствует потенциалу самого чипа, новый MX400 (200/183) тоже надо сказать недалеко ушел в этом плане. Нормальные результаты МХ начинает показывать, начиная с частот 200/200 для чипа и памяти соответственно, то есть разгон видеокарт на базе чипов МХ в ряде случаев просто необходим (именно из-за заниженных изначально частот разгон МХ оказался таким эффективным). GF2 GTS напротив при стандартных частотах (200/333) показывает очень неплохую производительность, действительно соответствующую используемому в нем, ядру, разгон его дело скорее творческое и интересное, нежели необходимое.
Разумеется, охватить все аспекты, так или иначе влияющие на работу карт на чипах GF2 MX/GTS очень сложно, да и ненужно. Если к данному обзору добавить «парочку» платформ с различными системными чипсетами и центральными процессорами, взять десяток карт от разных производителей и протестировать их на разных версиях драйверов в большинстве популярных программах использующих 3D-графику, то полученной информации хватит на солидную книгу, а поданный материал перестанет быть информативным. Опять же обязательно найдется вопрос, который не будет в ней освещен. Следовательно, данная статья может стать «справочным пособием» для начинающих пользователей, а более «продвинутые» читатели наверняка смогут найти в ней необходимую практическую информацию.


Рекомендуем почитать: