Убийца старого Hi-End'а (nVidia GeForce 7600 GT)

В конце 2005 на смену популярным, но устаревающим middle-end-видеокартам GeForce 6600GT и Radeon X700XT/Pro комапнии NVIDIA и ATI выпустили соответственно GeForce 6800GS и Radeon X800GTO. ATI также представила Radeon X1600XT/Pro, который, судя по производительности, являлся лишь запоздалым ответом ATI на GeForce 6600GT с его HDR и Shader Model 3.0. Потрясающий разгонный потенциал Radeon X800GTO 256Mb делал эту карту отличной заменой морально стареющей GeForce 6600GT, однако в первом квартале 2006 года появилась новинка от nVidia – GeForce 7600GT. Ответ ATI в лице серии Radeon X1700 ожидается ближе к осени, а Radeon X1800GTO стоит около $300 и в Кирове пока не встречается. Я решил противопоставить GeForce 7600GT своей X800GTO, которая при экстремальном разгоне в тестах зачастую не уступала X800XT. Посмотрим что из этого вышло.

Выбор
При выборе производителя я остановил свой выбор на Palit для GeForce и Sapphire для Radeon. Эти фирмы хорошо зарекомендовали себя, как производители недорогих и достаточно качественных видеокарт; к тому же их изделия чаще других встречаются в Кирове. Palit GeForce 7600GT, в свою очередь, встречается в двух видах – собственно 7600GT и 7600GT Sonic. Вариант Sonic примечателен памятью 1.2 нс, работающей на частоте 1.5 ГГц, частотой чипа, увеличенной до 580 МГц, более эффективным и менее шумным кулером, красным цветом текстолита вместо зеленого и радиаторами на чипах памяти. Так как разница в стоимости составляла примерно сотню рублей, я остановил свой выбор именно на Sonic-варианте (однако, у купленного мною экземпляра радиаторов на чипах памяти почему-то не оказалось).

Palit GeForce 7600GT Sonic. Дизайн платы практически соответствует референс-дизайну плат семейства GF6600 (что, несомненно, удешевит ее производство). Графический чип G73 выполнен по новому техпроцессу 90 нм, отличается низким тепловыделением и должен неплохо разгоняться. Система охлаждения представляет собой низкопрофильную малошумящую турбину с голографической наклейкой Palit на вентиляторе. Турбина эта, кстати говоря, имеет очень удобное крепление и легко снимается. На борту карта несет 256 Мбайт памяти (четыре BGA-микросхемы Samsung 1.2 нс). Выходы – D-Sub, DVI, S-Video.

Видеокарта поставляется в OEM комплектации – пакетик, универсальный переходник с S‑Video на тюльпан и композитный выход, а также диск с драйверами ForceWare 81.98, которые о существовании серии GeForce 7600 даже не догадываются (подходящую версию 84.20 я нашел на апрельском DVD “Игромании”).
Sapphire Radeon X800GTO. Эта видеокарта имеет референсный дизайн X850XT, построена на чипе R480, у которого отключили четыре пиксельных процессора, снизили до 400 МГц частоту и несколько урезали систему питания (дополнительный разъем отсутствует). Как следствие, при разгоне необходимо обеспечить хорошее охлаждение не только памяти и GPU, а еще и силовых MOSFET с дросселями. Я установил на карту кулер GlacialTech NorthPole 1000 и кучу радиаторов (на все, что грелось), использовав термопасту АлСил-3 и термоклей АлСил-5. Дополнительно был установлен 80-мм вентилятор. Разгон производился с помощью программы ATI Tool 0.25 beta12.
Технические характеристики обеих видеокарт представлены в таблице 1.

Из ТТХ видно, что главным недостатком 7600GT является 128-битная шина памяти, из-за чего, собственно, данная видеокарта и позиционируется, как middle-end. Однако что касается GPU, то неразогнанный GF7 не уступает разогнанному Radeon по параметру Fillrate и лишь немного отстает по скорости геометрии (сказывается отсутствие одного вершинного блока). Однако в его пользу должна сыграть более совершенная архитектура (все-таки это второе поколение видеокарт с поддержкой DirectX 9.0c).

• • •
Отдельно стоит поговорить об особенностях разгона всех GeForce седьмой серии.
Два блока графических чипов серии G7x (блок шейдеров и растеризации и геометрический блок) имеют различные тактовые частоты. Разница между частотами этих блоков получила название “дельта”. Геометрический блок чувствителен к разгону и перегреву, и именно он тормозит разгон видеокарты, вызывая так называемые “фризы” – кратковременные замирания картинки. Для того чтобы избежать этого явления, необходимо выставить отрицательную дельту – снизить частоту блока геометрии. Для этого необходима программа nVidia BIOS Modifier и прошивальщик BIOS – nvflash v5.31. Кстати RivaTuner 2.0 RC15.8 не понимает эту карточку – разгонять придется с помощью PowerStrip. По умолчанию оба блока у GeForce 7600GT работают на одной частоте, и примерная методика разгона будет такова:
1. Выясняем максимальные стабильные частоты без модификации BIOS.
2. Сохраняем оригинальный BIOS карты при помощи загрузочной дискеты с nvflash.exe (A:\nvflash –b my_bios.rom)
3. Выставляем в BIOS значение дельты -128 и прошиваем его в карту (A:\nvflash new_bios.rom)
4. Определяем новый предел разгона ядра без фризов и артефактов.
5. По разнице частот, полученных в пунктах 1 и 3, выясняем примерное значение дельты и окончательно определяем его экспериментальным путем.
6. Прошиваем итоговые значения в BIOS видеокарты; при этом можно скорректировать и скорость вращения вентилятора.
У меня стабильная частота составила 710 МГц при дельте в -120 (на не-Sonic версии карты значения будут другими!).
А вот память разогналась всего до 1600 МГц, при номинале для 1.2 нс памяти в 1666 МГц. Скорее всего виноваты заниженные тайминги, но есть в этом и плюс – память даже после многочасовых прогонов в 3DMark и NFS:MW не нагревается выше 35-40°С. И, как обычно, предупреждаю, что все действия по разгону и модификации BIOS видеокарты вы делаете на свой страх и риск. Прошивка BIOS с неправильно подобранными значениями или отключение электропитания во время перепрошивки могут погубить видеокарту навсегда!
Видеокарты тестировались в типичных для middle-end условиях: 1024×768х32, мах detail, 16хAF, но без полноэкранного слаживания. Проводить тест X800GTO в 3DMark06 я не стал из-за отсутствия у него поддержки Shader Model 3.0 и HDR. Роль теста Direct3D играл F.E.A.R., а OpenGL – Doom 3. Результаты – в таблице.
При разгоне чип GeForce 7600GT не нагрелся выше 570С. В то время как Radeon даже при модифицированном охлаждении нагревался до 65, а при штатном до 950С!

Скажу также, что были проведены еще и испытания на предмет тормозов в NFS:MW путем установки заоблачных разрешений и FSAA 4x. Radeon X800GTO, несмотря на 256 bit шину памяти, сдался сразу: 1280×1024 без сглаживания и вот уже 20-25fps, включаем AA – и нормально ездить уже нельзя. А вот GeForce 7600GT показывает фантастические результаты – 1280×1024 + 4хAA или 1600×1200 noAA – в среднем 40 fps. 1600×1200 4хAA – 25-30fps!

Выводы
GeForce 7600GT, несомненно, лучший выбор геймера в middle-end диапазоне ($200-$250). Даже без разгона данная карта может на равных соперничать c топовыми видеокартами прошлого поколения (такими, как GeForce 6800Ultra и Radeon X850XT; причем даже в тяжелых режимах), а кое в чем даже превосходит их. При этом она имеет гораздо меньшие размеры (помещается в один слот), обладает меньшим тепловыделением, издает меньше шума и отлично разгоняется.
P.S. Выставив используемой на данной видеокарте 1.2 нс памяти стандартные для нее тайминги, повысив напряжение и установив радиаторы, вполне можно достичь частоты 1.9-2.0 ГГц, что позволит преодолеть планку 7000/15000 “попугаев” в 3DMark’05 и 3DMark’03 соответственно; так что…

Конфигурация тестового стенда
Процессор: Athlon64 2500MHz Venice (~ 4000+)
Материнская плата: Gigabyte K8N Pro SLI F9 (Socket 939)
Память: 2048 Мбайт (4×512 Мбайт Samsung PC3200) 455 МГц [3-3-3-8-2T]
Жесткий диск: RAID 0 160 Гбайт SATA 3 Гбит/с (2xHitachi Deskstar)
Блок питания: FSP 350W
Монитор: Dell P793
Операционная система: Windows XP SP1
Драйверы: ForceWare 84.20, Catalyst 6.1


Рекомендуем почитать: