Это — пять!

Казалась бы, еще совсем недавно пределом мечтаний фотолюбителей была зеркальная цифровая камера ценой в тысячу долларов. Однако прогресс не стоит на месте, и сейчас «зеркалкой» за 28-30 тысяч рублей никого не удивишь. Создателям из Большой четверки (Canon, Nikon, Olympus и Konica-Minolta) пришла пора сделать следующий шаг — вывести на рынок цифровые фотоаппараты со сменной оптикой, ценой 500-800 условных единиц.

Интересно то, что каждый разработчик пошел своим путем. Так, Canon, выпустив EOS 350D, в нишу «зеркалок за 800 баксов» перевел бывшую «тысячедолларовую» модель — EOS 300D. А Olympus планы по удешевлению своей фотопродукции связал с матрицей размерности 4/3 (кроп-фактор — 2). В свою очередь Nikon, проведя доводку прошлогоднего D70 до стадии D70s, в нижний сектор вывел функционально урезанную версию новинки, получившую индекс D50. Похожим образом поступила и Konica-Monolta, сконструировавшая на базе своей умопомрачительно удобной Dynax 7D бюджетную Dynax 5D — практически ничем не пожертвовав в функциональности, но полностью убрав то самое умопомрачительное удобство…

7-2=5
Хочется сразу заметить читателям, что предметом этого обзора является исключительно камера Konica-Minolta Dynax 5D — без учета доступной для нее оптики, ее (оптики) технических характеристик и возможностей. То есть мы не станем тут рассказывать о том, сколько линий на дюйм нам удалось сфотографировать, насколько быстр автофокус, имеют ли место виньетирование, замыливание и аберрации — зеркальные камеры тем и хороши, что, сменив один объектив на другой, пользователь получает совершенно новую структуру изображения.
Основные ТТХ Dynax 5D, а также его старшего собрата — Dynax 7D — приведены в таблице.
Как видите, Dynax 5D проигрывает Dynax 7D в разрешении дисплея и отсутствии пользовательских настроек экспозиции (запоминаемых). Зато — и это хорошая новость — лишние 10 месяцев разработки позволили младшей модели обогнать старшую по времени включения (Dynax 7D стартует около 2.5 секунд, а 5D — чуть менее секунды) и по наличию функции автоматического поворота кадра во время просмотра.

Дизайн: торопиться некуда
Фразу «дизайн фотоаппарата зауряден для цифровых зеркалок начального уровня» можно считать описанием недостатка только в том случае, если не помнить, что Dynax 5D ведет родословную от Dynax 7D.
Да, камера лишилась почти всех механических «наворотов» старшей модели. Коррекция экспозиции и мощности вспышки — добро пожаловать в меню. Переключение типов замера? В меню. Режимы протяжки? Через кнопку — в меню. Кнопка авто/ручного фокуса? Непослушный рычажок на левой стороне. Переключение типов фокуса? В меню. Кнопка настройки чувствительности (ISO)? Не в самом удобном месте — наверху, около кнопки спуска.
У Dynax 5D, разумеется, только одно колесико настройки параметров экспопары. Зато для переключения типов баланса белого выделена отдельная большая «крутилка» слева. В целом это выглядит как… …разумная переработка дизайна (в сторону его удешевления) под нужды любителя. То есть человека, которому не нужно торопиться и крутить рычажки и колесики всеми пальцами сразу — ради того, чтобы не пропустить нужный кадр и не потерять возможную выгоду от его продажи. В любом случае, эргономика Dynax 5D в целом осталась на весьма высоком уровне, и в ней камера ничуть не проигрывает своим основным конкурентам — Canon EOS 350D и Nikon D50.

Все с собой
Главным функциональным достоинством серии фотоаппаратов Dynax является система стабилизации изображения Anti-Shake, встроенная в «коробку». До сих пор для компенсации дрожания зеркальной камеры при съемке «с рук» пользователю приходилось покупать дорогостоящие объективы (например, серия IS у Canon). Да что там «зеркалки»! У простых цифровых «мыльниц» использование систем стабилизации изображения стало распространяться только в этом году (хотя отдельные модели существовали и раньше). Так или иначе, специалисты компании Konica-Minolta утверждают, что выигрыш от использования механизмов Anti-Shake для камер серии Dynax равен 2-3 ступеням. И у нас есть все предпосылки верить данному заявлению (см. тесты).
Остальные параметры Dynax 5D находятся на вполне современном уровне: так, настройка баланса белого предусматривает­ не только «сценарные» варианты (солнечно, пасмурно, тень, искусственный свет ламп, искусственный свет флуоресцентных ламп, вспышка — все можно дополнительно подрегулировать от –3 до +3) и по «белому» листу, но и точное указание цветовой температуры (от 2500°К до 9900°К) со сдвигом в пурпурный/зеленый. Фокусировка Dynax 5D может производиться по девяти активным точкам (с возможностью выбора), а из режимов экспозамера доступны матричный, центровзвешенный и по центральной точке.

Внутрикамерные алгоритмы обработки изображения Dynax 5D позволяют пользователю задействовать шумоподавление (или отключить его) — при выдержках, превышающих 1 секунду, отрегулировать резкость, насыщенность цвета и контраст (все — от –2 до +2) и использовать иные, отличные от sRGB, цветовые пространства — точнее, Adobe RGB и Adobe RGB с присоединенным профилем.
Встроенная вспышка в камере — с механическим подъемом (характерная черта фотоаппаратов от Konica-Minolta — мне, к примеру, очень нравится), работает в классическом режиме TТL и усовершенствованном ADI. Также она используется для подсветки при автофокусировке (это, конечно, минус). Как и в старшей модели, в Dynax 5D имеется функция беспроводного управления внешними вспышками Program Flash 3600HS (D) и 5600HS (D) — то есть история с просьюмерками A2 и A200 не повторилась.

Наконец, в Dynax 5D применена новая технология от Konica-Minolta — Zone Matching, способствующая более качественной съемке малоконтрастных сцен: темных (активируется выбором в меню чувствительности ISO параметра Hi200) и светлых (Lo80).

Тесты
Заведя разговор о чувствительности, перейдем непосредственно к тестам камеры. Повторюсь: тестировать мы будем исключительно возможности «коробки», никак не связанные с качеством оптики: шумы на высоких значениях ISO, качество реализации механизма Anti-Shake, точность экспозамера в автоматических режимах («Auto» и «Р»), естественность цветов при выборе автоматического баланса белого, работу встроенной вспышки и емкость прилагающегося к камере аккумулятора.
По части «шумности» матрицы при использовании высоких значений ISO сенсор Dynax 5D показывает выдающиеся, лучшие в классе бюджетных цифровых зеркалок результаты: даже на снятых на ISO 800 фотографиях шумы практически неощутимы (при просмотре на мониторе в масштабе 100%). ISO 1600 может считаться для Dynax 5D полностью рабочим — шумы, регистрируемые на снятых таким манером изображениях, примерно соответствуют шумам «мыльниц» при съемке на чувствительности ISO 100-150. Что же касается ISO 3200, то оно хоть и не может похвастаться «шелковой» картинкой, но и не является — как это бывает у большинства камер стои­мостью до $1000 — маркетинговой уловкой. Скажем так: фотографии, снятые на Dynax 5D при ISO 3200 могут быть использованы для бытовых нужд после небольшой обработки специальными утилитами (например, Neat Image) — по качеству они примерно соответствует «мыльничным» с ISO 250-300. Еще интересно отметить такую особенность камеры: фотографии, снятые в формате jpg при ISO 100 кажутся «шумнее» тех, что снимались при ISO 200 — данный феномен, скорее всего, связан с особенностями алгоритмов постобработки, зашитых в процессор фотоаппарата.

Система стабилизации изображения Anti-Shake в тестах показала себя только с лучшей стороны. Реальный выигрыш от ее использования действительно равен 1-2 ступеням (3 ступени — для граждан с очень крепкими руками). Что особенно ценно, в камерах Dynax 5D и 7D имеется пятиступенчатая шкала дрожания фотоаппарата — она выводится на информационную панель видоискателя, помогая пользователю оценить потенциальную полезность Anti-Shake в данный момент времени. Кроме предохранения от «шевеленки» и смаза, система стабилизации также весьма благотворно влияет на микрорезкость изображения и сглаживает последствия от «хлопка» зеркалом, который для легкой Dynax 5D довольно ощутим.
Экспозамер Dynax 5D отлично справ­ляется с абсолютным большинством сцен. Разумеется, при некоторой помощи со стороны пользователя, который все-таки должен, исходя из логики кадра, иногда переключать тип замера на более соответст­вующий ситуации. Характерная для камер Konica-Minolta «любовь» к небольшой (буквально Ev -0,3) недодержке присуща и Dynax 5D. С этим можно бороться либо вводом компенсации, либо… не бороться вовсе — прекрасно осознавая главную проблему цифровой фотографии — «белые пятна».
Автоматический баланс белого у Dynax 5D довольно неплох… в стандартных ситуа­циях съемок на природе. Искусственное же освещение буквально сводит камеру с ума, отчего та начинает вытворять всяческие малоприятные вещи. Таким образом, Dynax 5D вряд ли заслуживает звания ­идеального фотоаппарата для любителей бездумного нажатия на спуск…
Съемку с использованием встроенной вспышки у Dynax 5D можно оценить как вполне удовлетворительную. ADI-замер действует четко и грамотно, никогда не «пережигая» изображение. Проблема «красных глаз» перед пользователем Dynax 5D тоже практически никогда не стоит — правда, если в меню управления вспышкой выбрать режим «Red Eye Reduction», то может возникнуть проблема «спящих» глаз (предварительная вспышка, призванная сузить зрачок, у Dynax 5D слишком сильна — в результате снимаемый человек зажмуривается).
Поскольку Dynax 5D не позиционируется как репортерская камера, ждать от нее выдающейся «скорострельности» вряд ли стоит. Однако и вполне соответствующую своему классу скорость съемки и, особенно, записи, Dynax 5D демонстрирует отнюдь не всегда. Дело в том, что камера весьма чувствительна к скорости записи используемой карты памяти — и если вы идете снимать что-то динамичное, спортивное, озаботьтесь покупкой соответствующего носителя (вполне подойдут карты с индексом х80 и выше).
Фирменный аккумулятор NP-400 позволяет снять примерно 250-400 фотографий без необходимости перезарядки. Конечно, это не заявленные разработчиками 550 кадров, но… снимая, мы никак не ограничивали себя в использовании вспышки, предварительном просмотре изображений и изучении меню.

Твердая пятерка!
Konica-Minolta Dynax 5D — одна из лучших на сегодняшний день цифровых камер со сменной оптикой, в ценовом диапазоне от 600 до 900 долларов. Пожертвовав эргономикой старшей модели серии, конструкторы практически не тронули ее начинку. В результате качество снимков у Dynax 5D при использовании соответствующей оптики — великолепное, а широта и удобство настроек — очень достойные.
Система стабилизации изображения Anti-Shake и феноменальная нешумность матрицы Dynax 5D позволяют пользователю вести съемку в любых условиях, используя при этом даже не слишком «светлые» недорогие объективы.
Наконец, нельзя не отметить великолепное качество сборки и подкупающий внешний вид камеры, никак не ассоциирующиеся с понятием «бюджетность».

Из существенных недостатков Dynax 5D следует упомянуть не слишком высокую разрешающую способность ее дисплея, из-за которой точный предварительный анализ снятого материала становится малореальным. Кроме того, как мы уже отмечали, у Dynax 5D не слишком точный автобаланс белого. Что, разумеется, без труда «лечится» ручным подбором или съемкой в RAW.
На данный момент за пределами нашей Родины Konica-Minolta Dynax 5D стоит около $750, в Москве ее можно найти за 23-24 тысячи рублей, а в Кирове ее цена составляет 26 тысяч 400 рублей.


Рекомендуем почитать: