Два к одному

В предыдущих обзорах не была рассмотрена акустика из верхнего ценового сегмента. Пользователям ПК, желающим получить относительно качественный звук, не потратив при этом $500 на напольную стереопару и отдельный усилитель, посвящается данное тестирование.

Формат
На мой взгляд, оптимальным выбором для ПК является акустика формата 2.1 (трифоники). Аккуратные и, как правило, небольшие сателлиты органично смотрятся рядом с современными мониторами, а грамотно установленный сабвуфер дополняет звучание стереопары глубоким и насыщенным басом (это в идеале). Формат 2.0 – тоже неплохо; но минуса тут два: занимает много места на столе (привет Microlab Solo 3) и, как правило, компромисс между басом и средними частотами (ведь речь идёт о мультимедийной акустике, а она в большинстве случаев двухполосная). Впрочем, есть и исключение – JB-381, но о ней в другой раз. Почему не 5.1? Качественная активная пятиканальная акустика – это 6-7 тыс. руб. как минимум, причём сателлиты, конечно, полочные и подключаются все к сабвуферу, из чего вырастает грандиозная (в условиях хрущёвок и студенческих общаг – особенно) проблема их размещения. А размещать абы как не советую и абы какую акустику. Место 5.1 – в домашних кинотеатрах; для прослушивания музыки она не нужна, для игр же лучше купить Creative SB X-Fi и хорошие наушники (см. «МБ» N№37’2006).

Участники
В выбранный мной ценовой диапазон $100-150 попало не так уж много акустических систем.
Microlab A-H200 – топовая трифоника; двухполосные сателлиты из MDF, акустическое оформление – фазоинвертор (ФИ) (как сабвуфера, так и сателлитов), 6.5″ НЧ динамик сабвуфера на лицевой его стороне (ФИ слева), выносная коробка с предусилителем и регуляторами уровня громкости – общей, сабвуфера, и баланса каналов. Система подкупает дизайном; её компоненты даже покрыты рояльным лаком. Указанная производителем мощность – 2×36Вт/72Вт.

JetBalance JB-465 – опять-таки топ-система в линейке 2.1. Сателлиты также двухполосные, но из пластика; акустическое оформление – закрытый ящик. Сабвуфер объёмистый, сделан из довольно толстого MDF, 6.5’’ динамик смотрит в пол и прикрыт решёткой, вниз направлены и два фазоинвертора. Для борьбы с паразитными резонансами в помещении сабвуфер оснащён фазовращателем. Имеется проводной пультик управления и – на любителя – 3D‑эффект. Дизайн – строгий, цвет – серый. Указанная производителем мощность – 2×15Вт/30Вт.

Creative I-Trigue 3600 – одна из старших моделей в линейке I-Trigue. Сателлиты по информации производителя – высокоточные титановые сферические микродинамики, изготовленные с применением технологии NeoTitanium Tri-Array™, которые обеспечивают более точный баланс и более широкую картину звука. Благодаря революционной технологии Acoustic Loaded Module, разработанной инженерами Creative, компактные саттелиты звучат не по размерам солидно, с более чистыми и мелодичными средними частотами. Динамик (также 6.5’’) сабвуфера установлен в левую стенку, порт фазоинвертора направлен вперёд. Блок питания – внешний. Есть довольно симпатичный проводной пульт. Указанная производителем мощность – 2×8.5Вт/24Вт.

К слову, акустика JB-465 была признана лучшей на V российских соревнованиях «ММ-звук» проходивших в ноябре 2005 г. Причём ей удалось опередить даже студийные мониторы M-Audio LX4, стоимостью около $300. На тех же соревнованиях A-H200 заняла лишь четвёртое место, но получила приз зрительских симпатий, то есть непрофессионалам она понравилась больше.

Методика тестирования
Тестировать качественную мультимедийную акустику без специальной аппаратуры – задача непростая. Но так как покупатель таких систем – обычный пользователь ПК, то в недрах его системника в лучшем случае стоит SB Audigy. Следовательно, и оценивать надо попроще. Потребительски. В то же время при субъективной оценке появляются словосочетания «выпуклый бас», «вялые средние» и т.п. Понятно – одному лишь оценивающему. Оценки «хорошо то», «плохо это» – тоже не подходят. Я решил использовать методику FSQ (Fast Sound Quality). Автор методики – заведующий кафедрой электроакустики и радиовещания МТУСИ Д.Г. Свобода. Метод FSQ интересен тем, что позволяет разбить цельную звуковую картину на отдельные пользовательские характеристики. Для их оценки предлагается использовать специальный диск, но достать его непросто. К тому же не все параметры, используемые в FSQ, можно оценить в домашних условиях. Вот набор критериев, которые я отобрал и оценивал по десятибалльной шкале:
1. Максимальная неискажённая громкость – звуковое давление (на расстоянии 1 м от колонок, дБ), при котором отсутствуют нелинеиные искажения. Другими словами, это предел громкости. Оценивалось субъективно.
2. Низшая частота работы АС (в данном случае сабвуфера), Гц. 10 баллов – 35 Гц, 9 баллов – 40 Гц, 8 баллов – 45 Гц и т.д.
3. Чистота низких частот – отсутствие у сабвуфера посторонних звуков (резонансный дребезг корпуса, шумы фазоинвертора и т.д.) на разных уровнях громкости.
4. Атака НЧ – детальность и динамичность низкочастотных звуков. Это передача
спецэффектов в фильмах и играх, реалистичное звучание барабанной установки и прочее.
5. Выразительность – эмоциональность воспроизведения акустикой несложных фонограмм, отдельных инструментов.
6. Макродинамика – способность акустики к воспроизведению сложных фонограмм – например, симфонического оркестра. Для современных игр и музыки – очень важный параметр. Ведь если колонки детально воспроизводят, скажем, скрипку, то не факт, что несколько скрипок вместе (а тем более с другими инструментами) будут звучать столь же детально.
7. Линейность стереокартины на разных уровнях громкости определяет величину звукового давления, при котором целостная звуковая картина ещё не превращается в кашу. Это второе ограничение максимальной громкости – наряду с нелинейными искажениями.
8. Передача звуковой панорамы – наверное, один из самых важных параметров для мультимедийной акустики. Он определяет, насколько хорошо система позиционирует кажущиеся источники звуков в пространстве. В музыке это важно для расстановки инструментов на сцене, в играх – для определения противника на слух, в фильмах – для полноценного эффекта присутствия.

Аппаратура
Все кабели и шнуры, необходимые для подключения акустики, были взяты из комплектов поставки. Системы подключались по очереди к звуковой карте Creative SB X-Fi XtremeMusic (опция повышения качества звучания 24 bit Crystalizer была включена), промежуток между прослушиваниями составлял не более 30 с. Было прослушано более 300 фонограмм самых разных жанров, поиграно в 10 разных игрушек, в том числе и с применением EAX 5.0.

Результаты тестирования
Баллы, выставленные мной при тестировании по упрощённому методу FSQ, приведены в таблице 1.

Итоги
JetBalance JB-465 – определённый лидер сегодняшнего тестирования, что впрочем и так было понятно из результатов ММ-Звука. Рекордный уровень звукового давления (92 дБ). Колонки уверенно играют от 40 Гц – это, в общем-то, рекордный результат для компьютерной акустики. Бас густой и ровный вплоть до порога нелинейных искажений. Очень выразительно звучание струнных инструментов. Также система неплохо справляется со сложными фонограммами – даже на большой громкости. В играх к акустическое системе также не было нареканий. Наибольшее впечатление было получено от игры в Battlefield 2 с настройками под X-Fi. Пулемёт с башни танка стучал мне по мозгам, пол вибрировал, как днище танка, а от выстрела орудия я глох на пару секунд. Прибавьте к этому 19’’ ЖК монитор, Athlon 64 2.8 ГГц и GeForce 7600GT – у всех, заходивших ко мне в этот день, челюсть отвисала сразу. В общем, однозначно лучшие колонки для всех задач. Соотношение цены и качества – также отличное (стоимость в Кирове – порядка 3.5 тыс. руб.).
Microlab A-H200 – в целом неплохая трифоника, и не будь на рынке JB-465, возможно была бы лучшей по соотношению цена/качество/мощность. Немного разочаровал сабвуфер – играет в линию лишь с 50 Гц. Даже в моделях помладше были особи, способные прилично звучать с 45-48 Гц (A 6325). К спецэффектам в играх претензий нет, а вот со сложными фонограммами проблемы – это именно тот случай, когда когда система с неплохой выразительностью звучания заваливается на сложной музыке. В целом акустика – компьютерная в полном смысле этого слова: mp3-музыка, видео с компрессионным звуком (128 Кбит/с), игры. Многие, наверное, даже не найдут недостатков. Но поставьте рядом JetBalance – и вы их найдёте, будьте уверены. И, наконец, цена. 4 тыс. руб. – 500‑700 «деревянных» переплаты по сравнению с лидером – и переплата эта, к сожалению, только за дизайн.
Creative I-Trigue 3600 – проиграла 1 балл акустике от Microlab только формально. Система весьма интересная и мне понравилась. Главные недостатки так или иначе сводятся к неважной работе при высоком уровне громкости (резонансы сабвуфера), а в остальных случаях отставание от лидера не столь уж значительно. Практически невесомый сабвуфер (за счёт внешнего БП), маленькие и стильные сателлиты, очень удобный пульт – и приемлемая цена – 3.2 тыс. руб. Габарита вчетверо меньше, чем у A‑H200, и втрое – JB-465. Владельцы ноутбуков, эта система – для вас.


Рекомендуем почитать: