Быстрый и недорогой DirectX 10

Первое поколение DX10-ускорителей на рынке уже более года, и оба графических гиганта, следуя за неугомонным прогрессом, поспешили выпустить улучшенные версии своих продуктов: графические чипы AMD (ATI) RV670, NVIDIA G92/G94. Сегодня мы рассмотрим, насколько эффективны видеокарты на новых чипах.

Вступление в эпоху DirectX 10 происходило с определёнными трудностями. Так, у модельного ряда Radeon HD 2000 была одна проблема: сами видеокарты HD 2000. Их обзоры вы уже могли прочитать на страницах «МБ», и результаты тестирования вызывали только сожаление. Поэтому неудивительно, что ATI поспешила представить новые Radeon HD 3800. У линейки карт GeForce 8 тоже была проблема, но уже не настолько глобальная: отсутствие быстрого performance-mainstream решения. 8600 GTS на эту роль не тянула из-за недостаточной скорости, 8800 GTS 640 MB не проходила «кастинг» из-за свой цены. Выпущенная чуть позже 8800 GTS 320 MB тоже не снискала особой популярности – и у покупателей фактически не было интересных вариантов при выборе видеокарты ценой в 7-9 тысяч рублей.
Спустя почти год после анонса 8800 GTX, NVIDIA представила новинку – 8800 GT на чипе G92. Выбор маркировки не очень понятен. Логичнее было бы увидеть, к примеру, G81, ведь архитектурных изменений в чипе совсем не много: уменьшено количество TMU – их структура повторяет таковую в чипах G84/G86, четыре больших блока ROP вместо шести в G80 и конечно же, 65-нм техпроцесс. На картах нет чипа NVIO, отвечающего за интерфейсы выхода, – этот функционал реализуется непосредственно самим G92 (чем отчасти объясняется его сложность – 754 млн транзисторов). Также чип поддерживает полное аппаратное декодирование HD-видео (H.264, VC-1, MPEG4), как и его предшественники G84/G86. Ещё одно отличие – поддержка PCI-E 2.0, от которой пока нет особой пользы, ибо и пропускной способности версий 1.0/1.1 для видеокарт предостаточно. При рекомендуемой цене в $299 эта карта стала бы лучшим выбором в среднем ценовом диапазоне, но даже с учётом реальной цены на уровне $400 спрос на неё был огромен.

ATI же представила новые модели Radeon HD 3870/3850, построенные на 55-нм чипе RV670. Заметных отличий в архитектуре между R600 и RV670 нет. Чип переведён на тонкий техпроцесс, сужена шина доступа к памяти. Присутствует поддержка DirectX 10.1, который, хотя и не применяется в играх, отлично используется маркетологами – что, в конечном счёте, влияет на продажи и прибыль. Из приятных особенностей стоит отметить функции PowerPlay – динамическое регулирование частот карты в зависимости от нагрузки, CrossFire X – возможность установки нескольких (до четырёх) видеокарт в систему. Так же, как и 8800 GT, новые Radeon поддерживают PCI-E 2.0. Radeon HD 3850 заняла очень удачную позицию на рынке – конкурентов среди GeForce 8 у неё просто не имелось. С учётом того, что этот сектор приносит компаниям самую большую долю прибыли, ATI могла сорвать большой куш. Могла, пока не было ответа от NVIDIA. А ответ последовал спустя четыре месяца – в лице GeForce 9! На этот раз ребята из солнечной Калифорнии представили новое семейство не с топовой карты, как можно было ожидать, а с мейнстрим-решения – GeForce 9600 GT. Новинка построена на чипе G94, который отличается от G92 только меньшим числом шейдерных процессоров и текстурных блоков.
На этом закончим теоретическое вступление и попытаемся разобраться, какая из этих четырёх видеокарт является лучшим претендентом на место в вашем системнике. Для начала перейдём к описанию конкретных экземпляров, принимавших участие в тестировании.

Radeon HD 3850
Видеокарта произведена известной компанией ASUS и поставляется в коробке огромных размеров (благо, для переноски имеется пластиковая ручка). Внутри всё разложено по отсекам: кабели и переходники (molex‑>6‑pin, s-video‑>RGB, соединитель CrossFire, DVI‑>D‑Sub, DVI‑>HDMI), компакт диски с драйверами и утилитами, игра Company Of Heroes – Opposing Fronts, руководство пользователя на нескольких языках (включая русский), которое ссылается на другое руководство пользователя, поставляемое с видеокартой, но не обнаруженное в постаке, и кожаный CD‑кейс с логотипом ASUS.
Видеокарта завернута в антистатический пакет и жёстко уложена в пенопластовую коробку – можно с уверенностью сказать, что никакая транспортировка ей не страшна.

Radeon HD 3850

Карта выполнена на PCB красного цвета, оснащена памятью Qimonda со временем доступа 1 нс. Двухслотовая система – большой кулер с направленными во все стороны рёбрами, крепление реализовано на четырёх винтах. Плюсом такого решения является обдув элементов, расположенных на печатной плате, и памяти. К сожалению, разгон не очень удался: 750 Мгц – чип, 1990 МГц – память. Уровень шума средний, притом, что охлаждение осуществляется достаточно качественно – чип разогрелся лишь до 71° C. Обратная сторона испещрена многочисленными электроэлементами. В качестве интерфейсов для подключения монитора и телевизора можно использовать два DVI (Dual-Link поддерживается) и S-Video. HDMI, к сожалению, нет. Подключение дополнительного питания традиционно осуществляется через 6-pin разъём. Для объединения видеокарт по технологии CrossFire X выведены два разъёма CF. С техническими параметрами вы можете ознакомиться, посмотрев табл. 1.

Radeon HD3870
Ещё один продукт ASUS – Radeon HD 3870. Комплектация и упаковка практически аналогичны предыдущей модели, поэтому перейдём непосредственно к описанию карты. Естественно, обращает на себя внимание большой двухслотовый кулер в форме турбины. Бловер забирает воздух из корпуса, прогоняет сквозь медный радиатор и выдувает часть наружу, а часть – внутрь, что не очень практично. Чипы памяти GDDR4 также покрыты радиатором. Уровень шума выше среднего, причём из-за динамической регулировки скорости заметны моменты ускорения и замедления кулера. Впрочем, значительным недостатком я бы не стал это считать – во время игры шум всё равно не будет слышно, а в 2D-режиме карта ведёт себя более-менее тихо.

Radeon HD3870

Тем не менее, Radeon оказался очень горячим – максимальная температура чипа достигала 91°. Разгон тестируемого экземпляра составил 845/2340 МГц – чип/память соответственно. В остальном всё аналогично Radeon HD 3850: два DVI, S-Video, дополнительное питание подключается через 6-pin разъём, CrossFire поддерживается.
Длина обеих карт – 22 см.

GeForce 8800 GT
Первым и очень серьёзным конкурентом картам Radeon является GeForce 8800 GT Palit. Карта сделана по собственному дизайну, и поскольку принадлежит к серии Sonic, имеет завышенные относительно номинала частоты: 650 МГц – чип и 1900 МГц – память. В разгоне «Соник» не разочаровал: 735 (1840 – шейдерный домен)/2190 МГц без каких либо модификаций, на стандартном охлаждении. Оно, кстати, оказалось очень эффективным – чип разогревался лишь до 69° C. В данном случае Palit сменила референсный однослотовый кулер на свою, более удачную модель, которая активно применялась и ранее.

GeForce 8800 GT

Отметим также, что память теперь покрыта алюминиевой плас-тиной для лучшего отвода тепла. Отдельный радиатор охлаждает силовые элементы. Вентилятор подключён через четырёхпиновый коннектор, скорость вращения меняется динамически в зависимости от температуры чипа. На 67% – максимальная скорость работы во время тестирования – кулер шумит достаточно заметно, но, как уже говорилось, во время игры это не заметно, а в 2D-режиме вентилятор ведёт себя тихо. На карте присутствует разъём MIO
для организации режима SLI, двухпиновый разъём для подключения вентилятора и шестипиновый  – для дополнительного питания. Для вывода изображения на экран можно использовать два DVI порта и S-Video (устаревший и малополезный интерфейс не спешит уходить со сцены). После двух видеокарт от ASUS о комплектации говорить особо нечего: как обычно, стандартный набор из CD с драйверами, игры (Tomb Raider – 10th Anniversary), руководства по установке и разветвителей с переходниками: DVI->D-Sub, DVI->HDMI, S-Video->«тюльпан», S-Video->RGB, molex->6-pin. И всё это упаковано в небольшую картонную коробку с привычным взгляду Фроботом (Frobot) на передней крышке.

GeForce 9600 GT
Переходим к самой интригующей видеокарте сегодняшних тестов – GeForce 9600 GT. В отличие от рассмотренных выше моделей, данный экземпляр поставляется в ничем не примечательном антистатическом пакетике, внутри которого, помимо собственно видеокарты, находится CD с драйверами. Видеокарта в точности повторяет референс. Большой однослотовый кулер с белым «глазом NVIDIA» черной крышкой покрывает абсолютно всю PCB. Воздух забирается небольшим бловером, прогоняется сквозь алюминиевые и медные ребра радиатора и выдувается с другого конца внутрь корпуса.

GeForce 9600 GT

Не очень практичное решение с точки зрения качества охлаждения, зато экономится место, что может быть особо актуально для владельцев плат c малым количеством слотов PCI. Впрочем, в продаже имеются решения от других производителей с двухслотовыми кулерами – выбор у покупателей в любом случае есть. Вопреки ожиданиям, кулер оказался довольно тих и эффективен – 46% вращения турбины при 64° в 3D-режиме. Разгон оказался средним: со стандартных частот 650/1900 МГц карта погналась лишь до 715 (1800)/2110 МГц. Владельцам мониторов с интерфейсом D-Sub придётся приобрести переходник с DVI на D-Sub отдельно – в комплекте его нет.
На этом мы заканчиваем представление участников и переходим к тестированию.

Тестирование
Все игры были разделены на две группы по очень простому принципу: с поддержкой DirectX 10 и без неё. Соответственно, тестирование DX10-режима производилось под управлением операционной системы Microsoft Windows Vista Ultimate (build 6000), а игрушки, использующие DirectX 9, а также тестовые пакеты «гонялись» традиционно на Microsoft Windows XP Professional SP2. Все настройки устанавливались на максимальное качество, за исключением F.E.A.R – в нём были отключены Soft Shadows. Производительность измерялась в двух режимах: «лёгком» и «тяжёлом», во втором случае – с активированными анизотропной фильтрацией x16 и сглаживанием x4 (классический MSAA, фирменные технологии улучшения картинки не использовались). В играх S.T.A.L.K.E.R и Bioshock использование сглаживания было невозможно в силу архитектуры движка, поэтому представлены результаты только «лёгкого» режима. Также игра Crysis тестировалась на настройках Ultra High и High (результат указан в скобках) ввиду абсолютно неиграбельного fps в первом случае. В таблице представлен средний и минимальный (где возможно) fps, % скорости относительно 8800 GT и падение скорости при тестировании в «тяжёлом» режиме, чтобы показать насколько, эффективно карты справляются cо сглаживанием.

Не будем подробно останавливаться на каждой игре, а дадим лишь общие комментарии к получившимся результатам. Во-первых, преимущество безоговорочно принадлежит GeForce 8800 GT: видеокарта показала лучшие результаты везде, кроме F.E.A.R, – да и то реабилитировалась в актуальном «тяжёлом» режиме. Притом, в DX9-играх разница между видеокартами не очень велика, – и более того, в 3DMark карты идут почти вровень, однако в S.T.A.K.E.R и TR:L разрывы между видеокартами уже весьма значительны.
Заслуживает внимания высокая скорость 9600 GT: карта совсем немного уступает лидеру и на равных борется с Radeon HD 3870. В лёгком режиме соперники показывают примерно одинаковые результаты, а включение сглаживания отводит Radeon HD 3870 роль проигравшего.
И на последнем месте оказывается Radeon HD 3850, уступивший во всех тестах «старшему брату». Нельзя не отметить более высокий минимальный fps на картах GeForce в играх F.E.A.R, TR:L: в технически сложных сценах видеокарты Radeon «проваливаются» намного значительные, нежели GeForce.
В DX10-играх расстановка сил в целом не изменяется: всё то же преимущество GeForce 8800 GT. Но теперь разрывы между видеокартами весьма значительны – 9600 GT и HD3870 заметно позади лидера, а Radeon HD 3850 вновь последний, что неудивительно. Также обращает на себя внимание сильное падение скорости в «тяжёлом» режиме – более 30% у всех карт, в то время как в DirectX 9 оно наоборот, не превышало этих же 30%. Отчасти «виновником» можно назвать отечественное демо «PT Boats – Knigths Of The Sea», в котором использование АА просто чудовищно снижает производительность.
Завершают тестирование два бенчмарка, которые отдают безоговорочное преимущество картам от Radeon – вот только практическая ценность этих результатов невелика: играть в Lightmarks мягко говоря не очень интересно.

Хит удался?
Собственно, исходя из результатов тестирования и цен на видеокарты напрашивается один простой вывод: если вы хотите получить максимальную скорость, выбор следует остановить на GeForce 8800 GT. Эта карта показывает самые высокие fps практически во всех играх и имеет цену, сравнимую с Radeon HD 3870 – в диапазоне от 9000 до 11000 руб. в зависимости от производителя. GeForce 9600 GT при цене в 7000 руб. может стать настоящим хитом в среднем ценовом сегменте, поскольку единственный конкурент в лице Radeon HD 3850 в подавляющем большинстве случаев оказывает намного медленнее. А вот выбор между 9600 GT и 8800 GT не так прост: в некоторых играх разница в скорости минимальна, в некоторых – уже велика. Притом, прослеживается тенденция, что в играх, построенных с использованием API DirectX 10, 9600 GT отстаёт заметнее, а также с большим трудом «переваривает» сглаживание. Поэтому обладателям мониторов с большими диагоналями, а также тем, кто не планирует в ближайшее время менять видеокарту, практичнее приобретать 8800 GT – в тяжёлых режимах и в новых играх её преимущество велико. В противном случае, 9600 GT станет отличным выбором за свои деньги. К сожалению, приходиться констатировать, что Radeon HD3870/3850 могут быть рекомендованы к покупке только после сильного снижения цен, пока же их приобретение не оправдывает вложенных средств. При этом, результаты бенчмарков однозначно показывают, что потенциал у видеокарт есть, только в играх он используется не на сто процентов. AMD (ATI) следует гораздо больше внимания уделять работе с игроделами – тогда Radeon снова сможет вернуть утраченные позиции.

Тестовый стенд
AMD Athlon64 X2 4200+ (SocketAM2, 3 ГГц);
Biostar TF560 A2+ (NVIDIA nForce560);
2048 Мбайт DDR2 PC-6400 (860 МГц);
Western Digital 120 Гбайт (SATA);
Samsung 250 Гбайт (PATA);
БП Thermaltake PurePower 460W.

Выражаем благодарность КЦ «Техпром» (ул. Московская, 12, ул. К. Маркса, 23) за предоставленные на тестирование видеокарты.

Рекомендуем почитать: