"Файтерстик". Неизвестный герой виртуальных войн

Джойстики компании СН (www.chproducts.com) в России известны мало, и причин тому несколько. Во-первых, компания СН Products широко известна за рубежом как производитель высокотехнологичных промышленных манипуляторов, которые снискали заслуженную славу точных и надежных устройств, незаменимых на производстве. К продукции же «легкого жанра» (куда можно отнести игровые устройства), отношение долгое время было несерьезное. Во-вторых, продукты этой фирмы можно приобрести на территории России только «под заказ», что тоже не добавляет им популярности. Третьим, решающим, фактором является их достаточно высокая цена.

Однако если взглянуть на эти аспекты под давно популярным во всем мире углом «потребительские качества есть стои­мость, деленная на эффективность», то продукция этой американской фирмы будет выглядеть совсем иначе. Да-да, я не оговорился — компания СН Products базируется в городе Виста, штат Калифорния, и всю свою продукцию выпускает только на американских заводах, о чем гласит гордая надпись на коробке. Соответственно, проблем, характерных для «желтой сборки», здесь нет и в помине. Еще одним доводом в пользу СН является двухлетняя гарантия на изделия этой фирмы, что для игровых манипуляторов крайне необычно.

И наконец, самое главное — в производственную линейку фирмы входит весь спектр необходимых для виртуального пилота устройств, от нескольких моделей джойстиков, до вполне полноценного штурвала, отдельного сектора газа с 16 (!!!) дополнительными осями, самостоятельной панели управления, педалей и полноценного РУДа. Причем характерной особенностью СН является возможность объединения ЛЮБОГО из этих устройств в единый модуль управления полетом с помощью специализированного программного обеспечения. Поэтому нетрудно догадаться, что как только удалось заполучить топовую модель линейки — CH Fighterstick USB, — она тут же попала в наш обзор.

Итак, что же из себя представляет CH Fighterstick? Это отдельный многофункциональный РУС, который может эксплуатироваться как с другими изделиями фирмы (РУД, педали, штурвал), так и самостоятельно. В тестовом случае он проверялся в комплекте с двумя самодельными РУД-ами, созданными на базе Saitek х45 и Afhterburner-2.
Функциональность:
– три оси (X, Y и ось газа);
– встроенные механические (sic!) триммеры осей;
– три кнопки на ручке;
– кнопка переключения режимов (индикация осуществляется тремя светодиодами на основании устройства);
– один 8-позиционный и три 4-пози­ционных переключателя (hat switch) — вместе с кнопками джойстик обеспечивает исполнение 132 функций.

Внешность девайса, если не считать батареи «хаток» на его верхушке, ничем не примечательна — черный матовый пластик, уже успевшая примелькаться форма ручки a-la F-16, выступающие из основания колесики триммеров, шнур USB… и все! Однако за этой простой внешностью скрывается довольно неожиданная начинка. В первую очередь, CH Fighterstick выделяется своим устройством центровки — это не центральная пружина, в той или иной форме встречающаяся почти на всех современных джойстиках, а специальный механизм РАЗДЕЛЬНОЙ загрузки осей. То есть на каждую ось приходится свой набор пружин, обеспечивающих наиболее естественную центровку устройства. Такой тип загрузки встречается сейчас лишь на уже упоминавшемся «коте» (HOTAS Cougar, см. «МБ» N№9'2005) и дешевых моделях от Genius (о последних в этом случае лучше не вспоминать по причине их абсолютно безграмотной реализации). Но компания CH и тут пошла своим путем — механизм центровки довольно оригинален, выполнен из толстого качественного пластика и мало подвержен износу (это я уже сужу по собственному опыту и по отзывам вирпилов, эксплуатирующих джойстики от СН уже не один год). Встроенного механизма регулировки усилия на ручке нет, да он и не нужен — РУС ходит очень мягко, но центральное положение довольно тяжелой ручки фиксируется четко.
Разрешающая возможность контроллера джойстика (дискретность) по современным меркам довольно невелика — 256 единиц по всем осям, но в то же время реальная точность джойстика в целом очень высока. В тестовой программе джойстиком можно практически расписаться, словно автоучкой, что не может не вызывать уважения. Что-то подобное я видел только на Saitek Evo, но там стоят оптические датчики, которые сами по себе обеспечивают очень высокую точность… А тут — обычные резисторы! Как этого добились — непонятно; но правильно оттриммированный самолет летит на СН Fighterstick совершенно ровно.
В комплекте с джойстиком идут набор драйверов и фирменная утилита Control Manager Utility Pack, обеспечивающие очень широкие возможности программирования (свежие версии драйверов всегда есть на сайте компании). При этом возможность устанавливать аж три профиля «на лету», прямо в процессе игры, дает колоссальные возможности для настройки. Например я, ради эксперимента, создал три отдельных профиля — для истребителя, для штурмовика и для бомбардировщика… Каждый — со своей раскладкой кнопок и с индивидуальной настройкой кривых отклика. И прямо на арене менял их как хотел, получая возможность тонко подобрать раскладку под конкретный тип самолета и боевую нагрузку. При этом профили прошиваются прямо в ПЗУ джойстика, что позволяет загружать их сразу все и выбирать в игре одной кнопкой только нужное. И что немаловажно — в системной памяти никакие дополнительные службы и процессы при этом не висит.
Сама утилита обладает всем необходимым набором функций для создания профайлов, причем в отличие от устройств многих других производителей интуитивно понятна и очень удобна. И что немаловажно — позволяет вести программирование как в графическом интерфейсе (изумительно простом, кстати), так и с помощью скриптов, задавая тем самым неимоверное количество комбинаций отклика. Основной набор функций стандартный, но с учетом возможности назначить на одну из кнопок “shift” или любой другой модификатор можно добиться огромного количества необходимых реакций. А вот на 8-позиционную хатку “shift” не действует, что довольно необычно, но вполне оправдано — на ручке хватает и других хаток, а путаница совершенно не нужна. Также можно отрегулировать кривую отклика, мертвые зоны, крайние положения и переназначать любые оси.
Подключение и установка драйверов с прилагаемого диска прошли без проблем, устройство легко определилось системой и сразу стало готово к работе. Загружаем Control Manager, быстренько делаем профили (на самом деле процедура очень простая — на 36 функций у меня ушло около 20 минут) и пробуем девайс в работе… Быстро выяснилось, что возможность программировать кнопки с помощью скриптов здорово облегчает работу. Я просто скачал парочку готовых скриптов с сайта http://www.ch-hangar.com и на их основе моментально сделал тестовую конфигурацию, причем сразу для трех авиасимуляторов. Сразу скажу, что сам я в этот лес не полез, ибо и имеющихся возможностей хватает за глаза. Но на форуме производителя мне попадались такие вычурные варианты раскладки, что просто диву даешь­ся — зачем и кому это понадобилось? Ну да ладно, вернемся к испытуемому…
В общем-то после 5 часов полета мне уже казалось, что я никуда и не “слезал” со своих привычных устройств управления. Точность отличная, ход ручки очень мягкий, резисторов как будто нет совсем — отклик ровный и без «шума», все крутится-нажимается без проблем. Однако сразу проявилось свойство, присущее всем без исключения копиям РУС F-16 — довольно большой размер ручки. То есть запас по ширине ладоней очень велик, и с первого раза очень трудно найти удобное положение руки. Но после перестановки самого джойстика ниже, чтобы его основание было на уровне колена, проблема отпала сама собой — именно так он должен стоять и в реальности. Однако несколько неуютным оказался маленький угол наклона верхней части ручки вперед. Обычно он делается для облегчения нагрузки на кисть на максимальных углах кабрирования; здесь же он настолько мал, что практически не чувствуется, — и кисть заметно напряжена. Впрочем, к этому, скорее всего, можно привыкнуть, ибо я нигде не видел сетований других вирпилов на этот аспект.
Кнопки довольно необычные — они очень высокие. Сначала это вызывает определенный дискомфорт — а потом понимаешь, что иначе дотянуться до самой верхней кнопки через хатку было бы попросту невозможно. Все четыре хатки оправдывают себя полнос­тью — повесив на них сходные по применению группы функций, через полчаса уже и не вспоминаешь что и куда назначено. А с учетом возможности назначать дополнительные функции через модификатор использование хаток вместо кнопок быстро входит в привычку. Единственное неудобство — необычная форма головки 8-позиционной хатки; она похожа на сплюснутую луковицу, что несколько сбивает с толку. Впрочем, к этому тоже быстро привыкаешь. И еще одним интересным моментом является то, как инженеры СН вышли из положения затруднительного опознавания такого количества хаток на столь маленькой площади — у каждой хатки свой тип головки, причем очень характерный, поэтому даже на ощупь не ошибешься. В итоге и эргономичность на высоте, и компактность не может не восхищать.
Резюмируя вышесказанное, к достоинствам CH Fighterstick можно отнести:
1. Высокий уровень изготовления — качество сборки и комплектующих отменные.
2. Богатый набор функций и мощный инструментарий для настройки и программирования.
3. Отличную механику с логичной загрузкой осей.
4. Возможность дальнейшего расширения за счет других устройств этого же произ­водителя.
Недостатки:
1. Высокая цена. На данный момент такой джойстик с доставкой в Москву обойдется примерно в 150 у. е. То есть полный набор (РУС+РУД) будет сравним по цене с HOTAS Cougar.
2. Большая ручка.
3. Невозможность состыковать все устройства одного типа между собой — для каждого потребуется отдельный USB-порт.
Давние владельцы таких устройств отмечают еще и потрясающую «живучесть» продукции СН — у некоторых джойстики и штурвалы этой компании работают по 3-5 лет без малейшего обслуживания. А с учетом того, что CH Products продает через Интернет широкий спектр запчастей к своим изделиям (вплоть до пружин и резисторов), такой девайс становится особенно привлекательным. В итоге уже через неделю я пришел к выводу, что в случае выбора между аналогичными по стоимости и классу устройствами я выберу именно СН. Что в общем-то и сделал при первой же возможности.
u u u
В итоге, суммируя все сказанное, можно уверенно сказать, что это один из лучших джойстиков в своем классе. И он вполне «стоит тех денег, что за него просят» © VikS (неоднократный чемпион мира и Европы по Ил-2).


Рекомендуем почитать: