Моя вторая мыльница

Предвидя в своём телефоне елейно-язвительный голосок нашего фото-игро-гуру («Рома! Твоя вторая мыльница – это Minolta Z1!»), всё-таки рискну применить это определение к Canon A410, поскольку для меня мыльница – это фотоаппарат из серии «навёл и нажал» с очень бедными возможностями ручной настройки...

Моя первая мыльница – Olympus C-100 (см. «МБ» №26’2002) – устраивала меня целиком и полностью. Стандартные пальчиковые батарейки-аккумуляторы, отсутствие оптического зума (и как следствие – пластмассовых шестеренок), гиперфокальный объектив (не нужно ждать, пока сфокусируется), небольшой (благодаря матрице 1.3-Мпикс) объём файлов – всё это делало С‑100 идеальным фотоаппаратом для съёмки семейных праздников, посиделок и прогулок. Разрешения снимков вполне хватало для печати фотографий 10×15, а шумность матрицы в большинстве случаев не бросалась в глаза. И, несмотря на мечты о более совершенной технике, расставаться с этой камерой я не собирался ни при каких обстоятельствах, поскольку моделей с подобными качествами я в последнее время, к сожалению, не встречал.
Но предсказывать (и даже планировать) будущее – штука неблагодарная: стоило мне взять в руки Canon A410, как я без сожаления сменил фаворита и выставил любимый C-100 на продажу. О чём с тех пор ни разу не пожалел, хотя обычно с любимыми вещами расстаюсь тяжело.

Купило меня качество оптики. Оно настолько превосходило таковое и у Olympus’а, и даже у Minolt’ы, что выбор был сделан сразу и бесповоротно. Все прочие «вкусности» (небольшая матрица, стандартные пальчиковые аккумуляторы, очень удобное управление и пр.) явились приятным, но не решающим дополнением. С тех пор Canon A4x0 (увы, А410 из продажи уже исчез) не только является моей любимой моделью, но и активно рекомендуется всем знакомым, обращающимся за советом по выбору фототехники. Тем, для кого циферка перед словосочетанием «mega pixels» не является решающим фактором.
Тут хочется сделать небольшое лирическое отступление. Многие фотовладельцы до сих пор ведутся на количество мегапикселей, забывая о том, что понятие «разрешающая способность» присуще не только матрице, но и объективу. И именно она (а отнюдь не разрешение матрицы) оказывает основное влияние на проработку деталей на снимке. Действительно, если объектив не способен сформировать изображение, например, буквы с плаката, то не всё ли вам равно, сколько пикселей будет занимать это размытое серое пятнышко – 4 или 64? А весь фокус (не оптический) в том, что для объективов большинства мыльниц вполне достаточно матрицы 3.2-4 Мпикс, т.е. как раз такой, как у А4×0. Всё, что больше – это лишние расходы на флэшки и диски для архивов, а отнюдь не залог хорошего качества фотографий.
Тестируя качество снимков А410, я воспользовался возможностью сравнить его в равных условиях с полупрофессиональной зеркалкой Е350D от того же Canon, оснащённой штатным объективом и снимавшей в автоматическом режиме в jpg. В результате было сделано два вывода: а) качество снимков, сделанных А410 хуже, чем E350D и б) 99% людей в 99% случаев этой разницы не заметят! В 1% людей входят профессиональные фотографы‑«полиграфисты» (которых зачастую не устраивают даже профессиональные «задники» по 20 тысяч евро), а в 1% случаев – цветная полиграфия (в частности), где чуть большая шумность матрицы и чуть-чуть худшая проработка деталей может сказаться самым неприятным образом.
Поскольку камеры этой серии – типичные (безо всяких оговорок) мыльницы, то подробно расписывать их технические характеристики смысла нет. Мыльница должна нравиться и быть удобной, а хроматические аберрации и рост шумов по мере повышения ISO имеют
смысл только для более функциональных камер с более широким диапазоном применения. Поэтому из специальных режимов упомяну только «супер-макро». Без преувеличения – действительно «супер».
Микроскоп он, конечно, не заменит, но рассмотреть, например, подробности личной жизни насекомых вполне способен (см.  фото – муравьи, пасущие тлю).

Брюзжание на прогресс
За восемь месяцев, прошедших со времени моего первого знакомства с серией А4×0, Canon успел выпустить уже третью модель этой линейки. Увы, здесь мы наблюдаем типичную для современной индустрии картину: очередная модель, не имея практически никаких полезных нововведений, быстро вытесняет с рынка предыдущую (более дешёвую). Так, Canon А420 отличается от своего предшественника только: а) увеличенной (с 3.2 до 4 Мпикс) матрицей – из чего следует меньшее количество снимков при равном объёме флэшки; б) увеличенной (с 1.5” до 1.8”) диагональю дисплея – что означает уменьшение времени автономной работы – и в) добавлением пары малозначащих функций в меню. Всё! У Canon A430 вновь (впервые после А400) появились: микрофон, возможность записи видео со звуком и аудиокомментариев к снимкам, а также видеовыход – пожалуй, наиболее полезные (хотя тоже – для кого как) приобретения. При этом цена на новую модель держится на одном уровне (около 4200 рублей), тогда как на старые, разумеется, падает (А410 в последний месяц продаж стоил чуть больше трёх тысяч).
Подобную ситуацию мы наблюдаем сейчас с парой А420-А430. В ближайшем будущем можно ожидать падения цен на А420 до тех же трёх тысяч рублей – и вот тут надо ловить момент и покупать. Потому что конкурентов у А4×0 в этом ценовом сегменте – нет.


Рекомендуем почитать: