Если у вас AGP...

Интерфейс AGP уже практически ушёл в прошлое. Но многие обладатели компьютеров трёх-четырёхлетней давности по-прежнему интересуются видеокартами с этой шиной. Сегодня мы представляем вам, вероятно, последний массовый тест AGP-видеокарт.

Несмотря на то, что переход на шину PCI‑Express x16 для графических плат давно уже состоялся и все ведущие производители не выпускают чипсетов с поддержкой AGP 8х, видеокарты с этим морально устаревшим интерфейсом до сих пор присутствуют на рынке. И не только присутствуют: даже весьма производительные графические решения – например Radeon X1950 Pro – ещё выпускаются в AGP-варианте. Раз делают – значит, спрос также имеется. У многих пользователей компьютеры построены на базе таких популярных AGP 8х-чипсетов, как i865PE, nForce2/3, K8T800Pro и производительности этих систем их владельцам зачастую вполне хватает – а некоторые просто выжидают удобный момент для перехода на многоядерные системы, пока предпочитая не менять ничего. Мы решили провести сравнительное тестирование недорогих видеокарт AGP 8х (low/middle-end) стоимостью от трёх до четырёх с небольшим тысяч рублей. Выбор такого ценового диапазона не случаен, так как из-за высоких цен AGP‑карт по сравнению с PCI-E-аналогами брать планку ниже смысла нет, а более дорогие и мощные видеокарты использовать в AGP-системах нецелесообразно – всё будет упираться в производительность центрального процессора (если, конечно, у вас система не на nForce3 Ultra).

Что же выбрать?
Многообразие AGP‑видеокарт в выбранном нами диапазоне довольно обманчиво: большинство построено на чипах G73 и RV530 от NVIDIA и ATI (AMD) соответственно. Дикое разнообразие достигается стремлением каждого производителя урезать частоты/шину памяти или разработать собственный (упрощённый) дизайн PCB. В итоге для тестирования были взяты:

GeForce 7300 GT DDR3 (Palit «Sonic») и GeForce 7600 GS DDR2 (Chaintech), Radeon X1300 XT DDR3 (Sapphire) и Radeon X1600 Pro DDR2 (Sapphire), построенные на вышеупомянутых чипах, а также спецучастник – GeForce 6800 LE на «том самом» NV40 (подробности – ниже).

Архитектурные особенности
Из пяти видеокарт только GeForce 6800 LE (NV40) имеет родную поддержку AGP 8х, остальные используют специальный чип «PCI-E to AGP» установленный на плате рядом с GPU. Сам чип NV40 примечателен тем, что на нём было построено самое первое семейство GeForce 6800, включая и Ultra-версию. Причём пиксельные и вершинные процессоры отключались не физически, а с помощью аппаратной маскировки, и используя NVStrap, драйвер программы RivaTuner, можно было легко включить их обратно. Конечно, некоторые конвейеры могли оказаться «битыми» и не работать, но чаще всего оверблокинг» проходил успешно. При трансформации начальной конфигурации 8 п.к./4 в.к. в максимально возможную 16 п.к./6 в.к. GeForce 6800 LE вполне мог бы составить конкуренцию более современным соперникам – именно в расчёте на это он и был включён в данный обзор. Ещё одно отличие 6800 LE – 256-бит шина и всего 128 Мбайт памяти на борту.

GeForce 6800 LE

Видеокарты на чипе G73 мы тестировали уже не раз. GeForce 7300 GT имеет, в отличие от серии 7600, 8 пиксельных процессоров вместо 12 (4 аппаратно отключены, всего у чипа G73 их 16), зато оснащён 256 мегабайтами памяти GDDR3 и имеет большой разгонный потенциал. GeForce 7600 GS – это просто «замедленный вариант» 7600 GT (400 МГц против 560) без урезаний, но в по-ставленные ценовые рамки вошёл только экземпляр с памятью DDR2.

GeForce 7300 GT Palit

C графическим чипом RV530 всё вообще запутанно. Компании ATI-AMD вздумалось выпустить на его основе Radeon X1300 XT – вот и получилось, что он стал фактически относиться к серии X1600/1650 (кроме XT), с разницей лишь только в частотах. Более того, Radeon X1300 XT даже определяется в системе как RadeonX1300 XT/X1600 Pro SERIES и соответствует X1600 Pro по частоте GPU. Однако при практически одинаковой стоимости X1600Pro и X1300 XT, первый оказался с памятью DDR2, что позволило авансом записать его в аутсайдеры. К недостаткам чипа RV530 можно отнести малое чисто TMU (Texture-Mapping Unit, текстурный блок) при равном с конкурентами количестве пиксельных процессоров.

Radeon X1600 Pro

Методика тестирования
Использовались драйверы Forceware 93.71 для видеокарт NVIDIA (настройка быстродействия – «высокое») и Catalyst 6.12 для видеокарт ATI (настройка быстродействия – «качество»). Оптимизации трилинейной и анизоропной фильтрации были включены. В качестве синтетических тестов были взяты всем известные 3DMark 05 и 06, в роли реальных тестов были опробованы две новые игры – S.T.A.L.K.E.R. и Test Drive Unlimited, а также традиционный OpenGL‑тест – DooM 3 (1280×1024) и перегруженный геометрией с шейдерами TES IV – Oblivion.

Все тесты проводились в разрешении 1024×768 (кроме DooM 3) и на максимальной детализации (без FSAA). Для измерения частоты кадров использовалась программа Fraps 2.8.1., в таблице приводятся усреднённые (average) значения. Также замерялась максимальная температура графических чипов при долговременной тяжёлой нагрузке (3DMark 06 loop demo 1280×1024) в открытом корпусе с целью проверки эффективности систем охлаждения.

Overclock
Какой же low-end без разгона?! Разумеется, все видеокарты были подвергнуты экспресс-тесту на лояльность к нему (а GeForce 6800 LE – ещё и к разблокировке). Тут сразу стоит отметить, что полученные результаты можно считать окончательными лишь для продукции ATI. Как вы, наверное, уже знаете, для достижения высоких частот при разгоне GeForce 7-й серии нужно снижать рабочую частоту вершинных доменов (блоков) относительно частот шейдерных доменов и доменов ROP, то есть увеличивать «дельту» (у тестируемых сегодня видеочипов она равна нулю). Это возможно лишь при перепрошивке VideoBIOS, да и сама подборка нужных значений – весьма небыстрая процедура. В итоге, из-за недостаточного количества времени, отведённого на тестирование, от этого способа пришлось отказаться и был произведён лишь обычный разгон, а частоты были выставлены на 20‑30 МГц ниже порога «фризов». Так что при полноценном разгоне можно достичь куда лучших результатов, чем получены нами.

Теперь – результаты разгона. Увы, у GeForce 6800 LE удалось разблокировать лишь четыре пиксельных конвейера (1 квад), остальные оказались неработоспособными. Разгоном данная видеокарта также не порадовала. По разгону чипа абсолютным рекордсменом стал GeForce 7600 GS, но его память DDR2 не разогналась вообще, так как уже работала на пределе своих возможностей. Radeon’ы разогнались вполне прогнозируемо – редкие чипы RV530 гонятся выше 650 МГц. Таким образом, покупка старшей модели на этом ядре – X1650 Pro (~4500 руб.) – едва ли экономически оправдана: можно легко разогнать X1300 XT до её номинальных частот. Покупка же X1600 Pro DDR2 вообще лишена всяческого смысла: за те же деньги получаем более медленную карту с почти не разгоняющейся памятью. Настоящий чемпион разгона – это GeForce 7300 GT Sonic: немного уступая 7600 GS по разгону чипа, он показыает феноменальные результаты по разгону памяти – не иначе, Palit поставила 1,4-нс чипы. Также, увеличив значение «дельты», можно добиться роста частот до 700-800 МГц.

Выводы
Итак, будете вы разгонять или нет – в любом случае брать Radeon X1600 Pro или GeForce 7600 GS c памятью DDR2 не стоит: падение производительности сводит на нет весь смысл такой экономии. Видеокарты на чипах RV530 из-за малого числа TMU вообще являются не лучшим выбором для low-end-систем, по сравнению с G73. Конечно, есть игры, которые будут быстрее работать на Radeon – тот же NFS Carbon, – но в целом расклад здесь не в пользу ATI.

Из протестированных сегодня видеокарт лучшей по соотношению цена/производительность является GeForce 7300 GT Sonic от Palit, он же – «выбор оверклокера», он же – обладатель лучшей системы охлаждения (впрочем, сам по себе G73 весьма «холодный» чип). Второе место по праву за Radeon X1300 XT – поклонники продукции ATI могут смело брать его как альтернативу GeForce 7300 GT, да и возможности по разгону неплохие. Если же вам нужна более производительная видеокарта, то оптимальным выбором станет покупка GeForce 7600 GS DDR3.


Рекомендуем почитать: