Я леплю из пластилина…

“Бумага все стерпит”, блин. И пластилин, блин, тоже из терпеливых! Воспитанные в образцово-показательных детских садах русскоговорящие граждане самой великой страны на земле с малолетства приучаются быть талантливыми во всем. И растут в огороде бузина, в Киеве — дядьки Водоплясовы, а по всей России — церетелли недоделанные…

Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее «Дуреха».
Если клоун выйдет плохо,
Назову его «Дурак».
Привычка переводить английское слово “Clay” и как “глина”, и как “пластилин” пошла на Руси с незапамятных времен появления первого квеста из данного материала — Neverhood. Как только не измывались безымянные переводчики над именем его главного героя Clayman’а. Тут были и запанибратский “Пластилиныч”, и южнорусское “Глинко”, и разнообразные вариации на тему “Глины Ивановича Пластилинова”…
Спустя некоторое время отечественная игровая промышленность уже достаточно твердо встала на ноги, чтобы перестать кланяться в пояс заморским “Глинкам” и “Пластилинычам” и соорудить собственный пластилиновый квест на уровне мировых стандартов. Уверенности в собственных силах, помимо объективный причин взросления, добавляли два факта. Первый — славное прошлое российской мультипликации, выпустившей в свое время такие шедевры, как “Пластилиновая ворона” и “Падал прошлогодний снег”, а второй — массовая безработица молодых аниматоров и простой дорогостоящего оборудования киностудий.
Первым российским пластилиновым квестом стала игра "Операция «Пластилин» — довольно удачный сплав неплохой техники лепки и анимации, забавного сюжета, чем-то похожего на гашековского “Швейка”, и традиционного геймплея квеста-паззла, где все действие каждой отдельной загадки разворачивается на одном-двух экранах. Нельзя сказать, что отечественный продукт так запросто перебил своего именитого иностранного конкурента, однако на фоне “русскокветовых” оказий, с их бесконечными историями о Чапаеве и Штырлице, “Операция “Пластилин” безусловно выделялась.
А вот со вторым пластилиновым квестом получалось немного нехорошо. Подмосковная компания Avalon Style еще в середине 2000 года бодро рапортовала журналистам о скором выходе их игры “Пластилиновый сон”. Но время шло, а обещание не спешило воплотится в жизнь…
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
«Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их любишь маловато,
Ты их лепишь плоховато,
Ты сама в том виновата,
И никто не виноват!»
Из-за нехватки времени все, наверное, и получилось несколько хуже, нежели могло. Игра, выйдя лишь летом 2002 года, не то чтобы “усохла” со времен миллениума, но и не прибавила. Зато, вольготно расположив на двух компакт-дисках свое пластилиновое тело, явила геймерам вот что…
В Стране снов, населенной полусказочными существами дримами случился переполох. Вечно недовольный окружающими Дайдрим (кстати, персонаж очень похож на Нечистого — злобное существо из саамских сказаний о Большом Тылле) решил уничтожить Кристалл Сновидений — магический артефакт, дающий всей стране силу. Ему это удалось: Кристалл распался на шесть кусков и его обломки засели в снах шести представителей одной дримовской семейки — бабушки, дедушки, кота, мамы, папы и сына. Засели, но не совсем: сам Дайдрим оказался замурованным в хранилище Кристалла. Распад Кристалла Сновидений — большое горе не только для страны снов, но и для всего мира в целом. И не известно, что бы было, если б не Руфф — длиннорукий мальчуган в зеленой бейсболке, отважившийся посетить сны околдованного семейства и вынуть из них осколки…
Не знаю почему, но у меня сложилось впечатление, что вначале “авалоновцы” задумывали сну каждого из персонажей уделить индивидуальную главу о похождениях Руффа, и только ужас от возможного объема игры и хроническая нехватка денег заставила их эти сны комбинировать. В результате получилось тоже неплохо: первая глава встречает нас винегретом сновидений кота (мыши, собаки) и дедушки с бабушкой, вторая — солянкой из мечтаний сына о космосе и папы — о сокровищах, а третья — переплетением снов мамы и папы, четвертая… Четвертая больше всего похожа на заглушку, впопыхах заменившую что-то реально интересное.
Однако и в этих трех с половиной главах Руффу есть где развернуться. Несмотря на географически компактные главы, находящиеся где-то посередине между классически протяженными уровнями “настоящих” квестов и камерными одноэкранными загадками квестов-паззлов, пространства игры до отказа забиты самыми различными головоломками. Тут и стандартное применение предмета, и поиски ключа путем перебора, и аркадные вставки на ловкость и реакцию, и тесты на запоминание. Каждый правильный шаг — и это отличная находка Avalon Style — запускает короткий мультфильм.

Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко.
Я леплю из пластилина,
Приговаривая так:
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее «Бедняжка!»
Если клоун выйдет плохо,
Назову его «Бедняк!»
Даже не слишком искушенный в квестах геймер может пройти все четыре главы “Пластилинового сна”, ни разу не вставая со стула. Это, наверное, хорошо: игра не должна мучить нервную систему, заставляя пользователя сомневаться в собственных способностях. А, может, и плохо — два диска, чья средняя цена по России составит рублей 150-200, смогут порадовать их владельца от силы часа полтора-три. Тоже немало, разумеется… Если не учитывать, что есть множество игровых продуктов с аналогичной ценой, чей “срок годности” на порядок длиннее.
Так в чем же проблема? В отечественном рынке игровых программ. Если на Западе игры четко делятся на группы по стоимости диска, и у покупателя всегда есть выбор — купить ему за $5 игру-однодневку или признанный хит за $45, то у нас, в силу экономической ситуации в стране, подобная градация пока невозможна. Стоил бы тот же “Пластилиновый сон” 50 рублей, а, к примеру, “Демиурги” — 250, и рассуждений о привлекательности игры можно было избежать. А так…

Игра: Пластилиновый сон (Clay Dream)
Жанр: квест/паззл
Разработчик: Avalon Style
Издатель:
Требуется: P-166, 16 MB, 3D
Рекомендуется: PII-400, 128 MB, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: низкая
Знание английского: не нужно
Графика: 3+
Звук и музыка: 3+
Управление / Дизайн: 3
Сюжет: 2+
Игровой интерес: 3


Рекомендуем почитать: