Все будет…

Цитируя фрагменты размноженного по всем российским тематическим СМИ пресс-релиза Xenus, и мы позволим себе перечислить шокирующие ТТХ: 625 с гаком квадратных километров единого игрового мира без занудного разбиения на главы и уровни, государство Колумбия (Южная Америка) в качестве игровой вселенной, 400 миссий-квестов-заданий, ролевая система, езда на машинах, летание на вертолетах, наркомафия, ЦРУ, бандиты и прочие отморозки в роли невольных попутчиков вдоль густо ветвящейся сюжетной линии, 2 гигабайта оперативной памяти для полнокровного удовлетворения игровым процессом, необходимость спать для поддержания здоровья, украинский разработчик. Вы все еще хотите в это поиграть?

Добро пожаловать, или…
Самые первые ощущения от Xenus у девяноста пяти процентов геймеров одинаковы — тормозит. «Оно» идет рывками, пропуская серии кадров, роняет их частоту до нуля, «залипает» на одном месте — одним словом, не дает комфортно поиграть даже самоуверенным владельцам трехмегагерцовых процессоров и видеокарт последнего поколения. По уверениям разработчиков и «экспертов», подобная картина, в принципе, нормальна, являясь следствием тех самых 625 «бесшовных» квадратных километров окружения (утрамбовать которые возможно только в не доступные для большинства современных домашних систем четыре гигабайта ОЗУ) и требовательного графического движка.

Разводя руками на практически полную невозможность «полноценного» (то есть — со всеми графическими «вкусностями» и стабильной частотой кадров не ниже 40-50 в секунду) запуска Xenus в современных условиях, «эксперты» и разработчики дают сле­дующие советы по оптимизации процесса…
Во-первых, надо залезть в BIOS и выставить параметр «AGP Aperture Size» равным 256. Во-вторых, категорически стоит установить наиболее подходящие драйверы для видеокарты: для серии nVidia GeForce FX/6xxx подойдут самые новые, а вот пользователям продукции ATi придется провести «откат» до Catalyst 4.2.
Третий шаг — оптимизация файловой системы: дефрагментируем жесткий диск и выставляем объем файла подкачки на постоянные 2.5-4 гигабайта.
Выполнив все необходимые манипуляции с «железом», переходим непосредственно к оптимизации игры. Сначала в файле «game.ini» ищем строчку «CacheMemory=10» и меняем число 10 на 256 — для компьютеров с объемом памяти в 512 мегабайт (при меньших объемах запускать Xenus просто не имеет смысла) или на 512 — для машин, оснащенных гигабайтным (и больше) ОЗУ.
Наконец, по итогам нескольких получасовых прогонов игры на «откалиброванной» машине, выставляем по вкусу графические настройки. Разумеется, первыми кандидатами «на выбывание» следует считать полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию текстур. За ними следуют «трава», количество обрабатываемых источников света, «правильные» тени, количество частиц, качество текстур, рельефное текстурирование (бампмэппинг)… Однако самым действенным рычагом для увеличения живости видеоряда Xenus следует признать изменение модели обсчета освещения с «нормального» на «вершинное». Ухудшение (точнее — упрощение) картинки, впрочем, это дает соответствующее…

Деготь ложкой
Несмотря на подобные «советы мастеру», вопросы, которые хочется задать авторам, отнюдь не теряют своей убийственной силы. И если на одни из них — относящиеся к оптимизации игрового кода — разработчики смиренно отвечают обещаниями скорых выпусков «ускоряющих видеоряд» патчей, то на другие — о выборе схемы «единого и неделимого огромного мира, рассчитываемого по единому стандарту» в ущерб качеству игрового процесса — они откликаются лишь демонстрацией амбиций и благих намерений.
Кстати, о патчах: они уже есть. Перечень исправлений, вносимый ими, с одной стороны впечатляет и пугает своим оби­лием, с другой же — еще больше укрепляет наше мнение о Xenus как о незаурядной игре.

Собственно, из «больших» игр участи выхода в народ в малоупотребимом изначальном виде избежала лишь серия Grand Theft Auto 3 — да и то лишь благодаря факту первичного зарождения на приставке PlayStation 2, под присмотром совершенно драконовских требований к качеству со стороны Sony Computer Entertainment. А так — история, начавшаяся с легендарной The Elder Scrolls Chapter Two: Daggerfall (он же — в некоторых кругах — Buggerfall), продолжилась и в Fallout, и в Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, и в The Elder Scrolls 3: Morrowind, и, конечно, в Xenus.
И, точно так же, как и в прочих «больших играх», в Xenus можно делать так много, столь различными способами и на столь обширной виртуальной территории, что в океане его игрового процесса, наверно, смогло бы безболезненно (ну, почти безболезненно) раствориться и втрое больше сюжетных, программных и прочих ошибок и недоразумений.

Columbia Pictures
Сол Майерс никогда бы не поехал в Колумбию, если бы не пропавшая в одном из городков этой чертовой страны дочь-журналистка. Будучи бывшим бойцом французского Иностранного легиона, Майерс вполне справедливо решил, что справится с задачей поисков самостоятельно и, взяв лишь самое необходимое — пистолет, 100 патронов к нему и 4000 песо местной валюты, — вылетел с первым же рейсом…
Сказать, что Колумбия встретила Сола неприветливо, было бы неправдой: «равнодушие» — вот хорошее слово для описания этой страны, беспрерывно разрываемой на части властями, народом, партизанами, наркомафией, бандитами, спецслужбами США и остатками коренного индейского населения. Равнодушие к никому не известному «гринго», не связанному ни с одной из враждующих сторон, но способному как щедро платить, так и беспощадно расправляться с любым, так или иначе связанным с похищением его дочери туземцем.
Впрочем, Майерс не остается в долгу: точно так же, как местные видят в нем помесь толстого кошелька с заезжим исполнителем «деликатных поручений», он видит в них смуглых жадных дикарей, из чьих голов ему нужно извлечь всю имеющуюся информацию о последних событиях в жизни его маленькой Лизы.

Мастер убеждения
Необходимость как-то существовать и общаться с откровенными скотами, убийцами, коррупционерами и приверженцами кровавых культов привносит в игру гораздо больший ролевой элемент, нежели показная надобность спать каждые 16 часов, возможность напиваться до радужных разводов поперек монитора и наличие полноэкранной таблички с «ролевыми» параметрами тела, духа и «социального статуса» главного героя. Самый первый эпизод взаи­модействия Сола Майерса и колумбийских жителей — разговор с главным редактором газеты, где работала Лиза, — очень точно настраивает геймера на грядущие приключения: верно оценив сущность этого старого латиноамериканского поганца и умело ведя разговор, нужные сведенья можно получить не за безумные 3000 песо, не за великодушные 2000 и не за вполне приемлемую тысячу, а — бесплатно.
Просто надо уметь чувствовать момент. Хотя в голове каждого колумбийца есть лишь две святые вещи — деньги и собственная безопасность, — в вопросе выбора — «убить» или «купить» — герою приходится действовать строго индивидуально, исходя из прагматичных рассуждений о максимальной пользе для главного дела. Называя Xenus «ролевым шутером», мы не имеем в виду шутер, где геймер вынужден периодически вступать в беседы. Мы говорим о ролевой игре, где для продвижения по сюжетной линии иногда бывает нужно обильно пострелять.

Для всех
В городе, где бокал пива стоит 5 песо, «Калашников» — 1000, а «почти государственная» тайна — три рюмки текилы, запас прочности в 4000 песо и 100 патронов к «Пустынному орлу» кажется чрезмерным и несокрушимым. Это — обманчивое впечатление. Все мало-мальски ценные свидетели и носители нужной информации требуют от Сола Майерса огромных финансовых вливаний в их благополучие или, на худой конец, выполнения просьбы, в ста процентах случаев предусмотренной уголовным кодексом даже такой отсталой и коррумпированной страны, как Колумбия.
Ступив на путь поисков дочери, оставаться для всех хорошим (или хотя бы «никаким») невозможно. Примите к сведению и определяйтесь с приоритетами. Взаимосвязанные пары «полиция-бандиты», «военные-наромафия», «правительство-партизаны»… действуют чаши весов: начав плотное сотрудничество с одними, вы превращаетесь в безоговорочного врага для других. Впрочем, процесс всегда обратим, что делает Xenus гораздо интереснее и… безжизненней…

Лицедеи
Понятно, что так проще для производства и интереснее для игрового процесса (но не для атмосферы), но, с эстетской точки зрения, главная беда Xenus отнюдь не «тормоза», не грядущая череда патчей по 100 мегабайт каждый, не физика автомобилей (точнее, ее фактическое отсутствие) и не недостаточное разнообразие оружия (с чем можно очень долго спорить), а — мертвенность. Мертвенность, хорошо известная нам по старым «большим» играм. Мертвенность, от которой мы сумели избавиться в той же GTA 3 и Operation Flashpoint. Мертвенность, заключающаяся в постоянном ощущении (тянущемся на протяжении всей игры) того, что все тут устроено РАДИ ГЕЙМЕРА.
Детали, все решают детали: склероз персонажей, забывающих сказанные Майер­сом гадости на следующей же фразе (исключения редки и выпячивают эту особенность общей массы участвующих лиц), паралич прибитых к полу своих локаций «сюжетных» туземцев, готовых в любое время суток заводить грампластинку всунутых им в горло сценаристом реплик, клонирование прохожих, их реплик и жестов, монолитность игрового мира, приходящего в движение исключительно усилиями главного героя… Бродя по сверхгигантским декорациям Xenus, которые даже на ворованном «Хаммере» (лучший выбор: высокая проходимость в джунглях, большой багажник для трофеев) объехать нелегко, ты с еле ощутимой тоской понимаешь, насколько интересно в это играть и насколько невозможно в этом жить. Воссоединившись с дочерью, Сол Майерс оставляет на месте виртуальной Колумбии пустую сухую скорлупу, содержимое которой, как бы внушительно оно не выглядело вначале, съедено им на пару с геймером полностью.

Игра без обязательств
«Xenus: Точка кипения» — отличная со всех сторон игра, которую я обязательно куплю через два года, когда у меня в компьютере будет стоять 4 гигабайта оперативной памяти, а в соседнем магазине будет лежать диск «Xenus: Gold Edition» — «улучшенное и расширенное издание со всеми ранее вышедшими исправлениями (тисненая золотом коробка, инструкция на русском, украинском и испанском, пластмассовые фигурки Сола Майерса и Лизы ­Майерс, 2DVD)». Впрочем — пройду я ее и сейчас, в июне 2005 года: не зря же я, в самом деле, ставил новые драйверы и копался в BIOS и файле «game.ini»?
Однако заставлять других следовать моему примеру я все-таки не решусь: будучи в теории проектом, безальтернативно рекомендуемым к покупке, прохождению и дальнейшей канонизации игровой индустрией, на практике Xenus получилась такой игрой, для которой некоторые геймеры вполне могут пожалеть времени и денег.

Xenus: Boiling Point /Xenus: Точка кипения
Жанр: ролевой шутер от первого лица
Издатель за рубежом: Atari
Издатель в России: «Руссобит Паблишинг»
Разработчик: Deep Shadows
Требуется: P4-1800, 512 MB, 3D (совместимая с DirectX 8.0)
Рекомендуется: P4-3000+, 2048 MB, 3D (совместимая с DirectX 9.0)
Платформа: ПК
Мультиплеер: нет


Рекомендуем почитать: