Червоточина

Осознать, что именно пытается скормить нам Team17 под видом Worms 3 (D), по-настоящему непросто. Из привычных стратегий не работает добрая половина, баллистическая гармония проверяется лично — путем переселения душ, камера обзора открыто саботирует возложенные на нее обязанности в самый неподходящий для этого момент, а всегда казавшийся безупречным генератор случайных карт, похоже, сошел с ума и отныне строгает одни лишь мелкотравчатые архипелаги.

С другой стороны, в игре присутствует фирменный стиль, мастерски перенесенный с плоскости на трехмерные просторы, наличествуют великолепные однопользовательские миссии, прежде просто игнорируемые большинством, и в инвентаре болтается верный дробовик, стрелять из которого от первого лица не только привычней, но и намного удобней.

Вор(м)ы в законе
Делать удивленное лицо как минимум глупо: разработка Worms 3 (D) отличалась невероятной степенью «прозрачности» — официальный сайт всегда был полон свежей информации и графических скетчей, авторы регулярно публиковали полулитературные заметки о ходе процесса и участвовали в дискуссиях на форуме, а руководство Team17 в начале лета проводило для жителей Великобритании открытое бета-тестирование игры у себя в офисе. Плюс ко всему — незадолго до релиза в интернете появилась демо-версия.

worms3-1

И все-таки — шок. Причем с неприятным осадком, помимо воли и здравого смысла заставляющим писать на форумах гадости, а в обзорах и рецензиях — откровенную ерунду. За внешним благополучием­ новинки и сохранением культовой атмосферы срывается какой-то изъян. Еле заметный, но от этого еще более мерзкий — как будто в идеально подогнанном мозаичном рисунке один из кусочков оказался бракованным и из-за миллиметровой расщелины вдруг исчезло ощущение полной гармонии.
Да, именно так: в Worms 3 (D) можно играть, поскольку игра на самом деле очень хорошая и совершенно заслуженно носит культовое родовое клеймо. Но играя, геймер не ощущает полной легкости, этакой безыскусной гениальности и простоты, какая переполняла первую и вторую (вместе с многочисленными переработками) Worms. Сплава воздушной балаганности и академически сдержанной беспристрастности, благодаря которой многие вполне серьезно называли серию «аркадными шахматами 21 века».
Разобраться в причине перерождения Worms 3 (D) до смешного легко — само имя сигнализирует об этом: 3D. В своих «Дневниках разработчиков» авторы из Team17 писали, что не делали трехмерную Worms до тех пор, покуда технологии не «подросли» до адекватного воспроизведения их уникальной вселенной. Видимо, ребята имели ввиду в первую очередь графику — ведь ТОЛЬКО ОНА, говоря откровенно, стопроцентно удачно перешла из спрайтового состояния в воксельно-полигональное.

Червоугодие
С точки зрения фирменного стиля серии Worms, графика в Worms 3 (D) великолепна. Яркие и сочные цвета, прекрасные текстуры, великолепные модели — все это вместе воссоздает ту самую, знакомую по Worms 2 (Worms Armageddon, Worms World Party), «карамельную» картинку, так интересно сыгравшую в 1998 году (первая Worms образца 1995 года, если вы помните, была сделана в брутальной тематике оголтелой военщины) на противопоставлении безобидного внешне видеоряда и яростно милитаризированного нутра. Единственное, к чему можно придраться в выдаваемой на монитор картинке, — анимация воды. Она хороша, но не слишком реалистична. С другой стороны — это все-таки больше «мультик», нежели серьезное «кино».
Не менее замечательно удались разработчикам дизайн различных меню и сценография многочисленных юмористических видеороликов (которые бывалые «пираты» всегда вырезают, стремясь максимально уменьшить объем оригинального двухдискового инсталляционного пакета).
Традиционно превосходной оказалась озвучка и музыкальное сопровождение Worms 3 (D). Авторы припасли около трех десятков профилей, которыми геймеры могут озвучивать свои бригады червяков — фразы типа «попал», «мимо», «помогите», «я умираю», «за нашу советскую Родину!» произносятся со всеми мыслимыми акцентами и вариациями (в обязательном порядке присутствует «русский» акцент и стилизация под «роботов-убийц»).
Звуки оружия и прочие акустические эффекты также очень хороши. Дробовик гулко щелкает, бомбовозы воют, ракеты шипят реактивными струями, снаряды булькают, падая в воду. Взрывы рвутся из тесного ящика сабвуфера на волю с таким неистовством, что становится страшно.
Короче, как залихватское видеоигровое зрелище Worms 3 (D) не подкачала!

Wormишель
Хотя сольные кампании в серии Worms неплохо получались у Team17 всегда, только в Worms 3 (D) однопользовательский режим «сюжетного» прохождения стал по-настоящему актуален (почему так случилось — читайте ниже).
Все «сюжетные» задания гнездятся в двух основных подрежимах (не считая «тренировки») — Capmaign и Callenge — и условно делятся на три группы: миссии-бои, миссии на реакцию и акробатику и миссии с сюжетно-дизайнерской загадкой. С миссиями-боями все просто: есть сфабрикованный разработчиками уровень неземной красоты, но при этом с дьявольски просчитанным до мелочей дизайном и подавляющей численностью противника, есть наша команда червяков и есть боезапас, чья полезность выверена злобными авторами до микрометра. Миссии сюжетно-загадочные также отличаются вылизанным дизайном, который с четкостью швейцарского часового механизма настраи­вает ваш мозг на полный резонанс с мозгами создателей, без которого данную загадку разгадать…
…чрезвычайно трудно, но можно!

worms3-9

Ведь это, боже упаси, не головоломка какая-то, не тренажер собаки физио­лога Павлова, а та самая чудовищно веселая и непредсказуемая Worms (пусть и 3 (D)), где в одночасье рушатся любые многоходовые схемы записных тактических гениев и безумно везет казалось бы полным дуракам. Именно он — потрясающий баланс случайности и закономерности происходящего, баланс, какой в реальной жизни встречается только на поле боя, — заставляет геймеров снова и снова садиться за компьютер или приставку и запускать Worms 3 (D). По крайней мере, в однопользовательском режиме игры, сохранившем оригинальную атмосферу серии практически нетронутой.

Robak robaka видит издалека…
Но сколь бы ни был хорош сольный режим кампании и сколько бы ни потратили разработчики времени на создание интересных карт, все равно Worms 3 (D) (как и все Worms) в первую очередь воспринимается как игра для выяснения отношений в узкой компании друзей. И вот незадача — именно с этим основным компонентом игрового процесса у новинки самые большие проблемы.
Собственно, основных, ломающих целостность восприятия, нестыковок три: неудовлетворительная работа генератора случайных карт, наличие вида от первого лица и изменение баланса игры путем переработки множества мелких компонентов игровой вселенной. А теперь — подробнее…
Хотя у генератора случайных уровней внешне достаточно «рычагов» управления (можно настроить насыщенность карты, расстояние между элементами пейзажа, средний размер базового элемента, «оснащенность» карты дополнительными деталями и мостами…), влияние этих рычагов практически незаметно — архитектурный калейдоскоп с упорством идиота выдает бездарные кучки мелких островков, висящих над морем в псевдо-тактическом беспорядке. На каждом из них сидит один или два червяка в тщетной надежде, что их не снесет с насиженного места первым же выстрелом или ударной волной направленного противником взрыва.
А снайперские выстрелы и высокоточные бомбардировки из табельного гранатомета в Worms 3 (D) стали обыденностью — благодаря включению в игровой процесс возможности целиться во врагов с помощью вида от первого лица. Конечно, вид от первого лица — лучшая, если вообще не единственная возможность адекватного восприятия действительности в трехмерном пространстве и авторы поступили очень логично, внедрив его в свой проект. Но факт остается фактом — вид от первого лица не только помогает игровому процессу, но и разрушает его целостность.
Прочие безобразия, с легкостью выводящие ветеранов Worms-движения из душевного равновесия, многочисленны, но не оригинальны: из Worms 3 (D) исключены все до единого землекопательные средства, а преинтереснейшая часть игрового процесса — катакомбные войны — выброшена в помойку, веревка скалолаза теперь «работает» в полном соответствии с реальными физическими законами и умопомрачительные акробатические кульбиты — краса и гордость умелого Worms-бойца — теперь также практически недоступны.
Что еще? Да вот что: действие взрывной волны от боеприпасов стало менее заметно, а падающие с неба ящики с «гуманитарной помощью», наоборот, — рвутся так, что небольшой островок разносится буквально на атомы. В игре появились ракетные ранцы, окончательно разрушающие и без того хрупкую тактическую ценность тесных «случайных» уровней. Наконец, в игре встречаются фактические ошибки, типа впадающей в эпилептический припадок камеры обзора и «залипание» червяка в невидимом полигоне — типичное, хотя от этого не менее душераздирающее зрелище для трехмерной игры.

Козырь — черви?
Очевидно, что Worms 3 (D) — это игра из гиперпопулярной серии баллистико-стратегических аркад Worms, по праву носящая легендарное родовое имя. Но столь же очевидно и то, что Worms 3 (D) — это самая неудачная часть серии.
Сделав прекрасный движок, построив более полусотни отличных уровней для сольных режимов прохождения и доведя до глянцевого блеска внешние атрибуты игрового процесса, разработчики сильно недоработали при тестировании самой сути игры, которая во всех Worms одна — многопользовательские бои на случайных картах. Изредка появляющаяся в этом режиме атмосфера былого тактического пиршества очень неустойчива и на дюжину скоротечных, вязких и просто туповато-бессмысленных боев выпадает, дай Бог, один запоминающийся — заставляющий, как это было когда-то, действовать остро, неожиданно и расчетливо.
Впрочем… будем надеяться, что в следующей игре серии — какой-нибудь Worms Armage (3D) don — ребята из Team17 все наладят.
© Tom's Hardware Guide Russia, перепечатано с разрешения автора

Worms 3 (D)
Жанр: баллистико-стратегическая аркада
Издатель: SEGA Europe
Издатель в России: Новый Диск
Разработчик: Team17 Software Limited
Требуется: PIII-800, 256 MB, 3D (OpenGL)
Рекомендуется: PIII-1000+, 512 MB, 3D (OpenGL)
Мультиплеер: LAN, modem, I-net (powered by GameSpy)
Сложность: средняя
Знание английского: желательно
Графика: 5-
Звук и музыка: 5-
Управление/Дизайн: 3-
Сюжет: 4
Игровой интерес: 4-


Рекомендуем почитать: