Просто кувалда

Warhammer: Mark of Chaos – отнюдь не плохая игра. Нет, это, скорее, хорошая игра, вся нелепость положения которой связана с тем, что как-то неожиданно для себя её авторы оказались должны слишком большому количеству людей.

Warhammer их мечты
Судите сами: фанаты настольного Warhammer непременно хотели увидеть в полигонах игры хотя бы отблеск давно заученных правил боя, ради которых они закупали тонны миниатюрных фигурок, километры линеек и куболитры многогранных костей. В свою очередь, поклонники серии Total War непременно желали, чтобы Mark of Chaos был ещё зубодробительнее, сложнее и интересней недавней Rome и свежей Medieval II.
Со своим аршином приходили мерить пропорции игры воины близкородственной Warhammer 40000, благодаря студии разработчиков Relic вовлекшие в ряды космодесантников Императора не одну сотню тысяч новобранцев. Наконец, восставшие из анабиоза зубры динамичных варгеймов, помнящие ещё Warhammer: Shadow of The Horned Rat (между прочим, первую игру для Windows 95!), Warhammer: Dark Omen (одну из первых стратегий, идущих только на 3D-видеоускорителях) и серию Myth (не ищите там истоки Halo – пустое!), тоже хотели, чтобы на их улице перевернулся грузовик с мороженым крем-брюле...

К сожалению, венгерская Black Hole даже при издательской поддержке суровых самураев из Namco Bandai не смогла противопоставить озверевшим народным массам силу характера. Она безвольно пошла у них на поводу и, дав параллельно кучу невыполнимых обещаний, запуталась в содеянном...

Прямо по курсу
То, что у Mark of Chaos странный сюжет, – это ещё полбеды. Многостраничные фолианты, в достатке выпускаемые Games Workshop для своей игровой вселенной, способны возбудить фантазию поклонников на годы и десятилетия вперёд и не нуждаются в дополнительной поддержке со стороны. Хуже другое: к примеру, маневр «удар с тыла» не приносит атакующим ни радости, ни дополнительных боевых преимуществ. Это уже – с точки зрения фанатов – форменное святотатство.
Собственно, таким непринуждённым манером венгерские авторы обижают и добрую половину завзятых стратегов, проклинающих сражения Mark of Chaos нецензурными фразами «стенка на стенку» и «мясо». Задобрить разъярившихся интеллектуалов пока не может даже серия патчей, кое-как достраивающая отсутствовавший в отпускном 1.0-варианте баланс.

Бей первым
Непоправимый урон вере в людей наносится в Mark of Chaos тем, кто искал в новинке замену Total War. Стратегический режим на глобальной карте очень плохо заменяется сюжетными роликами на движке (даже таким, симпатичными, как в игре Black Hole), а изощрённые дипломатические и геополитические шаги новоявленных императоров навсегда останутся непокорёнными простой системой найма новых орочьих банд.
Тактические же сражения... С учётом того, что фланговые атаки, заходы с тыла, занятие господствующих высот и прочие умствования – суть фигня на постном масле, из игрового процесса Mark of Chaos торчит не так уж и много истинно полководческих рычагов. Во-первых, это различие видов войск. Тут не поспоришь: артиллерия, пехота, стрелки из луков, арбалетов и стим-панковских аналогов винтовки Бердана; мечники, топористы, молотобойцы; кавалерия и инфернальные чудища... Умение правильно расположить имеющиеся войска до их столкновения с противником если и не тянет на загадку уровня кубика Рубика, то намного превосходит бездуховное спортлото отдельных стратегий в реальном времени. Во-вторых, в Mark of Chaos, таки есть построения и боевые формации. Влияние их в беспощадной сече орков, крыс (на самом деле у расы есть своё, очень непростое название), людей, гномов и прочих карликов не стоит преувеличивать, но для того, чтобы геймер не скучал и хоть иногда чувствовал себя гениальным генералиссимусом – самое оно.

Эстетика войны
Удерживает внимание к Mark of Chaos, как ни странно, графика. Единственная вещь, которая полностью оправдала предварительные самовосхваления разработчиков. Текстуры, модели, анимация, спецэффекты, общий мрачный стиль – всё складывается в весьма привлекательную картину трудной и опасной борьбы Добра и Зла. Вечная история, для которой вселенная Warhammer оказалась просто удачным поводом, а жанр тактической стратегии – возможностью показать красивый графический движок.

Warhammer: Mark of Chaos / «Warhammer: Печать хаоса»
Жанр: тактическая стратегия с ролевыми элементами
Разработчик: Black Hole Entertainment
Издатель: Namco Bandai Games
Издатель в России: Новый Диск, Nival
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 2000, 512 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 3500, 2048 Мбайт, 3D
Мультиплеер: LAN, Интернет
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: