Уроки мужества

Пережив несколько смен графического движка, чудо-долгострой о народном любимце в алкоголической красной маечке и утянутых тремя оборотами пулеметной ленты джинсах Wrangler на подходе. Что нам предложат — так, в принципе, и неизвестно. Зато…

Удачно выстрелив за несколько месяцев до судьбоносной Quake, проект Duke Nukem 3D в кратчайшие сроки приобрел миллионы поклонников и фактически открыл жанр “шутер от первого лица с харизматическим героем”. Успех был настолько оглушительным, что даже седовласые зубры виртуальной реальности не сразу вспомнят, что Duke Nukem 3D был не самостоятельным продуктом, придуманным его авторами с “нуля”, а своего рода продолжением весьма успешной серии одноименных аркад. В них Duke Nukem, как и подобает нормальному аркадному герою, прыгал по платформам, лазил по лестницам и стрелял по лезущим из всех щелей врагам и их боссам…


По кличке “Другой”

В Duke Nukem: Manhattan Project (в дальнейшем — DNMP) восемь боссов. Ровно столько же, сколько уровней — длинных, петляющих переходами и лестницами, разбитых на три последовательно сменяющие друг друга стадии по цвету ключей доступа, — Крыша, Китайский квартал, Метро, Канализация, Фабрика, Корабль, Нефтяная вышка и Космическая станция. Камера, шустро меняя ракурс за ракурсом и выбирая лучшие, всегда неожиданные моменты, никогда не покажет самого ожидаемого вида — от первого лица…
DNMP — это аркада. Возвращение к забытому наследию первых игр о Дюке Нукеме, забавно прыгающем по головам свиноподобных монстров. Выбивая из будущего обладателя компакт-диска индульгенцию словами “игра в лучших традициях старых аркад за двадцать пять долларов” (то есть класса “B”) и прячась в тени неуклонно надвигающегося с черепашьей скоростью Duke Nukem Forever, она умело сочетает в себе лучшие черты классических платформеров, широчайший арсенал в традициях FPS, отменный дизайн и дружную спайку по-хорошему идиотского сюжета и легендарного персонажа.

УгРо
Главное отличие классической аркады от многочисленного выводка бездарных поделок и самопальных подделок состоит в том, что со смертью Последнего Босса и всплытием чарующей надписи “Congratulations! You Win" (вариант: “Мир спасен. Ура, ура!”), игра отнюдь не заканчивается, а наоборот — только начинается. Просто сомнительное счастье лицезрения финального ролика меняется на вполне житейское удовольствие от попадания на первое место в таблице рекордов, нахождения всех секретных мест на уровне и сбора всех “бонусов” в округе…
Таблица рекордов (точнее, полное ее отсутствие) — единственный крупный промах DNMP. Зато с экстремальным сбором бонусов (в простонародье — “Нюков”) и розыском тайников все в полном порядке. Игра снизу доверху нашпигована извращенной фантазией авторов, не гнушающихся рассыпать вожделенную десятку “нюков” самыми иезуитскими способами. Причем, если в начале разработчики стыдливо раскладывают их в мало-мальски доступных местах, то со временем один-два “нюка” обязательно оказываются захороненными в малоприметной “секретной” комнате.
Поиск секретов — вторая, не менее сильная страсть настоящего аркадника — удался в DNMP на двести процентов. Не афишируя до итоговой статистической сводки точного количества вкусных “заначек” в отдельно взятом эпизоде, люди из Sunstorm добились того, что нам приходится чуть ли не до миллиметра изучать каждый кадр игры. Тут — чуть треснутая стена, там — кончик лестницы, скромно выглядывающий из полумрака. А за поворотом зияет пропасть, сулящая смельчакам не усыпанное шипами дно, а мягкую посадку на неприметный уступ с одиноко лежащим супероружием…

Прощай оружие?
Вообще-то, большого разнообразия “стволов” аркаде не положено. Неуемная роскошь неплохо смотрится в плане извлечения из себя всей радуги спецэффектов, но на классический геймплей, традиционно предпочитающий заваливать геймера тоннами безмозглого мяса, практически не влияет. Стрелковое оружие, гранаты, гранатомет; иногда лазер — вот типичный набор вооружения для героя аркады…
Модельный ряд кровопускательных инструментов в DNMP состоит из девяти (!!!) позиций. Начинаясь с дружеского пинка кованым техасским сапогом и заканчиваясь ультимативным X-3000 (секретное оружие), он вмещает в себя и традиционный для жанра FPS шотган, и почитаемую многими ценителями штурмовую винтовку, и пистолет, и гранатомет, и гранаты-мины… В арсенале Дюка Н. нашлось место даже для фантастического “де-мутатора” и импульсного ружья на радиоактивный батарейках. Однако “обладать” — еще не значит “использовать”.
С приобретением шотгана (это происходит в конце первого эпизода), пистолет-единичка остается не у дел до самого финала (практически. На последнем уровне разработчики силой заставят нас снова ненадолго полюбить табельный “Золотой Орел”). Шотган в свою очередь не выдерживает конкуренцию со штурмовым ружьем. Именно оно, гранатомет и смелые манипуляции с ручными гранатами пробивают путь к победе. А вот экзотические де-мутатор и импульсное ружье на деле оказываются настолько убогими, что только дефицит пуль (а такое, надо признаться, случается) хоть как-то оправдывает их использование.

Под куполом цирка
Врагов не то чтобы много; нет. DNMP умело держит баланс между кавалерийскими наскоками, виртуозными “па” с запрыгиванием за спину дремлющего на часах одиночки и полулегальной стрельбой по ногам с безопасного места на лестнице. Причем весь экшен хорошо уравновешивается неторопливыми пробежками из одного конца уровня в другой и борьбой с постоянно возникающими загадками на сообразительность и ловкость рук…
Ох уж эта ловкость рук! Классическая аркада (да еще и платформер) не может без того, чтобы пару десятков раз не спустить игрока в (образно выражаясь) унитаз после неудачного приземления на движущуюся платформу. А чего стоят серии из дюжины идеально выверенных прыжков (не дай бог ошибка!)? Или нехватка реакции в пикантных ситуациях разборок с Боссом уровня?
По счастью, разработчики не переборщили с эквилибристикой — честь им и хвала. Не меньшая честь и не меньшая хвала им и за то, что из игрового процесса фактически исключена траурная концовка. Ведь жизнь у Дюка Нукема фактически ничем не лимитирована и, погибнув от шальной пули или неудачного прыжка, красавец-мачо элементарно “воскресает” на месте последнего автосохранения.

F...k!
И о сюжете. Малопривлекательная жвачка столетней выдержки, способная лишь на банальное склеивание воедино десятка уровней игры. В квестах (сейчас модно говорить “адвенчурах”) за подобные шалости принято распинать на ближайшей голгофе. А вот в аркадах — нормально. Чуток придурковато и отдает плесенью дешевых комиксов? Но такая уж судьба у Дюка Нукема — борца за чистоту планеты Земля и пламенного ксенофоба…
Зато какой заряд бодрости и фирменного “дюковинного” юмора! Коронные фразы (“I’m king of the World, baby”…), душевные порывы (“Where this [censored] keycard?”…) и тонкие комментарии (“It’s a Candy camera!”), не умолкая, летят из колонок. Добавьте к этому недвусмысленную необходимость спасения молоденьких красоток на протяжении всей игры и завлекательные видеовставки на движке, живописующие обмен любезностями между Дюком и очередной освобожденной заложницей.

Дешево, но не сердито
Рожденная стопроцентной классикой жанра “дешевых аркад”, DNMP тем не менее не опустилась до невменяемого использования бездарных графических движков второй свежести. Наоборот: требовательный к железу движок игры сторицей оплачивает каждый вложенный в него мегагерц и мегабайт. “Большие” текстуры, использование блока T&L, пиксельный туман и Environment Mapping (рельефное текстурирование) — это только часть того приятного сюрприза, который прилагается к стандартным сверхвысоким разрешениям и феерическим спецэффектам в 32-битном цвете.

Все получится
…а последними словами игры были очередные посулы из серии “Смотрите следующего Дюка в Duke Nukem Forever…” Что ж, давно пора. Не столь уж и трудно, оказывается, делать качественные игры о культовых героях игровой индустрии. И коль это оказалось под силу даже молодой команде Sunstorm Interactive, то у ветеранов из 3D Realms и подавно все должно получится…

Игра: Duke Nukem: Manhattan Project (Total Mutant Mayhem)
Жанр: 3D Arcade
Разработчик: Sunstorm Interactive Inc.
Издатель: ARUSH Entertainment 3D Realms Издатель в России 1С
Требуется: PII-350, 64+ MB, 3D
Рекомендуется: PIII-500+, 128+ MB, 3D with 32MB
Мультиплеер: нет
Сложность: средняя
Знание английского: для понимания сюжета
Графика: 4+
Звук и музыка: 5-
Управление / Дизайн: 4+
Сюжет: ДЮКовинный
Игровой интерес: 4+


Рекомендуем почитать: