Три белых... осла

Среди игр Electronic Arts есть разные проекты: умные и глупые, красивые и уродливые, интересные и не очень. Однако несмотря на вопиющую порой разницу, у всех у них есть кое-что общее – они приносят прибыль. Да, это по-настоящему народные игры, за которые простой народ не жалеет платить деньги. Иногда, разово, ежегодно...

Интересная история
Спортивная линейка Electronic Arts даже среди прочих игр издательства считается золотой жилой. Из года в год NBA Live, Madden NFL, NHL, FIFA, Tiger Woods PGA Tour, NASCAR, NCAA Football и прочие игры приносят в копилку крупнейшего мирового торговца виртуальным мороком наибольшие пожертвования. И это несмотря на постоянные разговоры о непопулярности жанра спортивных симуляторов/аркад, на крики о всё ухудшающемся игровом процессе проектов; несмотря на откровенно маркетинговую стратегию выпускать «номерные» игры каждый год...
С точки зрения рецензента, каждая новая порция спортивной нарезки от EA (в простонародье – «ИА» или «ослы») – жуткая головная боль, более всего напоминающая мини-головоломку из детского журнала «Весёлые картинки» «найди десять отличий и тыкни в них пальчиком». Однако с точки зрения аналитика, спортивные игры Electronic Arts – замечательное явление, способное привести нас в такие глубины понимания механизмов игровой индустрии, в которые иным путём просто не добраться...

Всё хотят
Весь интерес ситуации заключается в том, что спортивные игры EA являются точкой соприкосновения слишком разных групп геймеров, причём ни одну из этих групп игнорировать – по финансовым причинам – нельзя. Какие же это геймеры? Во-первых, владельцы приставок и ПК. Хотя многие считают, что на компьютере спортивные симуляторы находятся в загоне, тем не менее, даже тут они способны приносить доход. Во-вторых, хардкорные геймеры и простые казуалы. Спортивные симуляторы – игры настолько многоплановые и интересные по своей сути, что удовольствие от общения с ними могут находить люди самого разного игрового стажа. Наконец, в-третьих, – пользователи клавиатур и геймпадов. Конечно, для приставочной версии такой проблемы деления не существует, но ПК-разработка спортивного симулятора традиционно должна давать равные (или почти равные) шансы на победу как упорному «трактористу», так и оседлавшему двухштырькового дьявола товарищу.

Если внимательно изучить изменения, произошедшие в сериях NBA Live, NHL и FIFA (для простоты возьмём для анализа именно эту тройку тайтлов), то станет хорошо видно, что перед нами отнюдь не хитроумный план дизайнерского и программистского произвола, а именно борьба разнонаправленных сил, масс геймеров за поиск взаимоприемлемого компромисса.
По сути, все вышеперечисленные серии спортивных симуляторов пережили несколько эволюционных прыжков. Первый прыжок случился, когда появилась реальная возможность делать версии для ПК и приставок на основе общего костяка. Поскольку в результате изменений немногочисленная до этого доля пользователей геймпадов (компьютерных) получила поддержку в виде аудитории приставочников, разработчики смело могли начать перекраивать интерфейс, дифференцировать управление с клавиатуры и джойпада, упрощать некоторые вещи...
С упрощениями, кстати, не всё так однозначно. Сцепленная с «приставочной» массой аудитория геймпадовладельцев по сути оказывалась ещё и наиболее радикальной, хардкорной, требующей не упрощения, а усложнения игрового процесса и приведения его к большей реалистичности.
Казалось бы, загнанные в ловушку разработчики нашли интересное решение, явив в 2000 году в серии NHL скрытые доселе настройки физики шайбы, езды по льду и прочие основополагающие вещи. Каждый мог сделать себе игровой процесс по душе.

От хоккея к NHL
К сожалению, маркетологи не до конца учли развитие внутри самой группы хардкорщики-казуалы. Ведь что такое «хардкор» и что такое «любительщина» в применении к спортивному симулятору?
Изначально спортивный симулятор (как жанр) считался у геймеров виртуальным приложением к реально существующему виду спорта – соответственно, аудиторией таких игр были поклонники данных состязаний. Они хотели видеть в игре вполне конкретные вещи: правильные имена, правильную статистику, более или менее правильное представление матча, объёмную информацию для послематчевого анализа, значительные возможности для редактирования составов команд и стратегий поведения игроков на поле...

С течением времени люди начали понимать, что спортивные симуляторы – это «тоже игры». Просто игры. Очень интересные игры, с бесконечно глубоким игровым процессом и некоторой связью с реальностью – что делало глубину игрового процесса ещё пикантнее. Из бывших «любителей» выявились новые люди, новые «хардкорщики» – геймеры, отлично играющие в NHL, FIFA, NBA Live, но не слишком разбирающиеся в тонкостях хоккея, футбола и баскетбола. Для них каждая новая игра от EA была своеобразным снарядом (спортивным) для выяснения, кто круче. Их требования к реалистичности игрового процесса исходили не от желания видеть любимый вид спорта максимально адекватно виртуализированным, а только лишь потому, что реальность предлагает наиболее сбалансированный, честный игровой процесс.

Лучше, но проще
Так или иначе, но дробление хардкорной части геймеров привело к тому, что «казуальная» аудитория – как более монолитная – начала играть в финансовых отчётах продаж всё большее значение. Это тут же отразилось на развитии «главной тройки» спортивных сериалов Electronic Arts. Начиная примерно с 2002—2003 года под этими брендами начали продаваться спортивные аркады, ориентированные на многопользовательский режим.
Нет, формально всё оставалось вполне богобоязненно: количество лицензируемых лиг увеличивалось, армия игроков, давших своё согласие на «виртуализацию» неуклонно росла, но...
...присмотритесь повнимательнее: послематчевая статистика в той же NHL за последние 6 лет чрезвычайно деградировала. FIFA избавилась от большей части опций, отвечающих за тонкую доводку стратегии команды на игру. В NBA Live почти забыли, что игроки отличаются не только лицами и номерами, но и амплуа, позициями и физическими характеристиками.

Стоп, машина!
В принципе, современная ситуация проста, как мычание: никто не хочет признать, что наступил застой. Стагнация. Новое поколение приставок вряд ли что-то изменит, ведь спортивные симуляторы – это не тот вид игр, где всё решает графика и звук (звук и графика уже года 2-3 как вполне отвечают самым высоким требованиям). Физические ускорители? И они вряд ли поправят дело: да, обсчёт движения мяча, шайбы и игроков будет намного аккуратнее, и бич современных алгоритмов NHL, NBA Live и FIFA – точки стопроцентного попадания – исчезнут. Но заметят это дай бог пять процентов играющих – те самые «хардкорщики», увлекающиеся творениями EA как главной игрой жизни, а не как способом весело провести досуг, изображая из себя хоккеиста, футболёра и негра-нападающего...

0:7 – в пользу?
О том, что мы правы и застой – вот он, хорошо говорит хотя бы тот факт, что впервые за свою историю новая часть NHL не получила никаких серьёзных улучшений/изменений. Привычно готовые отыграть дюжину матчей и вскрыть подноготную нового игрового процесса NHL рецензенты в один голос пишут: «NHL’07 – это NHL’06 плюс обновлённые списки команд и чешская суперлига». Да, мы уже все знаем, почему так произошло: EA Canada целый год делала версию NHL’07 для Xbox360, а в конце два месяца потратила на доводку NHL’06 и превращение её в NHL’07 для приставок нынешнего поколения и ПК. Вопрос: легче ли нам от этих знаний? Не уверен, хотя NHL’06 был не самым худшим представителем линейки. Просто... мы привыкли к изменениям – и в том, что поезд объективно сбавляет ход, многим уже видится если не конец света, то – явная глупость покупки новых частей хоккейной саги EA.

Намекать на то, что FIFA давно уже стала худшей частью ежегодного спорт-послания EA, наверное, устали все. Однако даже с этой точки зрения версия 2006 года не выдерживает критики. Ужасный интерфейс. Кошмарная графика, вблизи натурально создающая ощущение игры-ужастика из середины 90-х годов прошлого века. Игровой процесс? Всё тот же: рельсы, шпалы, поле колбасой... Раньше FIFA напоминала футбол хотя бы в неигровых моментах. Теперь даже этого нет и в помине...
Высокая динамика баскетбола как игры продолжает спасать NBA Live от статуса аркады. Если авторы FIFA вынуждены прибегать к немыслимым хитростям, чтобы неторопливый футбол выглядел таковым на полутора полигонах виртуального стадиона, то бег от кольца к кольцу с минимумом задержек в центре поля и в виртуальном, и в реальном варианте смотрятся естественно.
А поскольку серия посвящена не абы какому баскетболу, а именно играм Национальной ассоциации, то здоровый замес шоу, который даже в NHL порой смотрится этакой цыганщиной, тут также вполне адекватен. И пусть хардкорные игроки оказались очень злы на NBA Live’07, называя её чуть ли не худшей в серии, на общем фоне именно она (если исключить почти сугубо североамериканскую Madden NFL) может порадовать поклонника жанра спортивных симуляторов-аркад... да просто игр.


Рекомендуем почитать: