Безумство храбрых

Жанр автомобильных гонок крайне разнообразен: от сверхсерьезных автосимуляторов «Формулы-1» до сказочно аркадных «покатушек» — объединенных лишь желанием разработчиков вызвать у потенциального геймера восторг от ощущения скорости и чувства абсолютной власти над четырехколесным стальным монстром. В большинстве игр главным инструментом для этого служат банальная езда «наперегонки». Однако иногда…
Наш сегодняшний рассказ об умельцах из студий Nadeo, сумевших найти оригинальные способы ввести геймеров в состояние восторга от полета по асфальтовой ленте…

С корабля на бал
Черт из французской табакерки — студия разработчиков Nadeo — поймала, что называется, удачу за хвост и теперь ни за что не желает ее упускать. Громко заявив о себе узкому кругу любителей парусного спорта выпуском серии симуляторов яхт-регат Virtual Skipper, авторы довольно быстро поняли, что в плане финансового благополучия слава создателей лучших в мире игр про гонки на лодках мало что дает. Что ж, хорошо: по инерции заложив строительство четвертой части «Шкипера», Nadeo без промедления сошла с воды на берег и… начала работу над автомобильными гонками.

Собственно, считать ли проекты серии Trackmania гонками — каждый решает для себя сам. Скажем лишь, что радость обгона фантомного соперника на трассе (по сути являющегося даже не призраком, как считают некоторые, а меткой, зарубкой на циферблате секундомера, визуализированной в благопристойном виде автомобиля) является, пожалуй, мельчайшей, самой незначительной радостью игрового процесса.
Не столь существенными со временем кажутся и дорожные аттракционы, заставляющие молодежь верещать что-то про американские горки, а геймеров-реликтов вспоминать древние полигональные автокошмары, выходящие под общим тавром Stunt. Хотя поначалу именно возможность проехаться вниз головой по мертвой железобетонной петле кажется главным секретом невероятной притягательности новой Trackmania Sunrise, уже третий по ходу действия чемпионат — с машиной-черепахой в главной роли — отчетливо дает понять, что все не так просто.
Trackmania Sunrise, как не странно, более всего похожа на древнюю аркаду Trailblazer (Gremlin, 1986), сутью которой была — высокопарно говоря — манипуляция находящимися на пути препятствиями на максимально возможной скорости.

Птица-тройка
Пусть вас не смутит наличие четырех сольных режимов прохождения — «Игры на время», «Игры на попытки», «Конструктора трасс» и «Безумных гонок», — структуру дизайна Trackmania Sunrise определяют вовсе не они. Машины — вот душа этого проекта: три совершенно непохожие друг на друга поведением на дороге машины, заставившие авторов придумывать несколько десятков абсолютно разных треков в трех различных стилистиках.
Первая — приземистая, как все спорткары, — живет скоростью, гипнотизируя геймера калейдоскопом поворотов и светом тоннелей, заставляя расслабиться на прямых участках и проявить все свое мастерство управления и глазомер на трамплинных прыжках. Именно чемпионаты, кубки и трассы-головоломки, созданные для спорткара более всего сближают Trackmania Sunrise с Trailblazer.
Такого же, если не большего, мастерства управления и глазомера требует второе авто в игре — модный «паркетный» джип с повадками сумасшедшего кенгуру. Легкость корпуса и прыгучесть высокой подвески, помноженные на требуемый дизайном трасс — зигзаги, перепады высот, неожиданные препятствия — рваный темп езды, превращают чемпионат в какое-то безумное шоу каскадерских достижений. Причем вначале геймер может претендовать лишь на звание самого бездарного и профнепригодного каскадера.

Третий болид — большой, медленный, неуклюжий, похожий на разжиревший «Мерседес» — ближе всего подводит Trackmania Sunrise к классическим образцам жанра автогонок. Предназначенные для него трассы даже оборудованы привычными полосатыми участками заноса, предлагая почти классический тип езды: сброс газа перед поворотами и набор скорости на прямых. Учитывая просто-таки слоновью неповоротливость машины, точный расчет и прекрасное чувство скорости — вот что понадобится геймеру на чемпионатах и кубках третьего типа.

Картограф поневоле
Несмотря на всю свою интересность, игровой процесс в чистом виде (то есть абстрактная езда на время по дороге) не являет­ся тем «наркотиком», что заставляет геймера вновь и вновь нажимать на ярлык Trackmania Sunrise.
Радость преодоления заковыристого нагромождения шизофренической архитектуры, почему-то именуемого тут «треком»? Уже ближе — но опять не совсем то. Нет, любопытство: желание увидеть все трассы, эти шедевры дизайна (касается почти всех треков) — вот истинный «мотор» интереса к Trackmania Sunrise.
Казалось бы, какое разнообразие можно изобразить из банальной полоски черного асфальта, поворотов, участков мгновенного ускорения, трамплинов, тоннелей, обрывов, дырок в дорожном полотне, отбойников, торчащих посреди трассы, мертвых петель и под углом пущенных участков? Оказывается — феноменальное; и если первые трассы хоть и безумно милы, но — простоваты и компактны, то по мере развития действия нас заставляют стать буквально мастерами ориентирования на мест­ности.
Да: как не прискорбно это звучит, ге­ниальность местного дизайна отнюдь не дополняется интуитивностью — чтобы добиться более или менее приличного результата (серебряной или золотой медали, серебряного или золотого кубка), трек, друзья, придется ЗУБРИТЬ.

Упорство и труд…
Именно зубрежка, помноженная на солидное количество трасс Trackmania Sunrise и все то же основополагающее любопытство, становится единственным, но очень неприят­ным изъяном игры.
Попробуем объяснить на несложных примерах. Итак, для запуска очередного «Чемпионата» вам необходимо иметь среди трофеев бронзовый кубок одного из уже открытых чемпионатов. Получение же бронзового кубка связано с последовательным прохождением всех трасс данного (открытого) чемпионата с первой попытки по нормативам, соответствующим (в каждом конкретном случае) получению бронзовой медали.
Непонятно? Давайте еще подробнее. Сольные режимы «На время» и «На попытки» в Trackmania Sunrise состоят из серии «Чемпионатов». Сами чемпионаты состоят из серии трасс. При прохождении той или иной трассы вам выдаются медали: бронзовые, серебряные, золотые, особые (приз от разработчиков) — в зависимости от затраченных на прохождение трассы секунд («На время») или попыток («На попытки»). В этом смысле игра на попытки куда как легче — ибо требует от геймера не столько мастерского владения автомобилем, сколько усидчивости и крепких нервов. Получение хоть каких-то медалей во всех трассах чемпионата — и чемпионат считается пройденным: геймеру дают «обобщенную» медаль (скорее, даже, не обобщенную, а наименьшую — то есть, имея 5 золотых и 1 бронзовую, вы получите в итоге «бронзу») и открывают доступ в «Кубок» чемпионата соответствующего итоговой медали достоинства. Прохождение «Кубка» — это, как уже писалось выше, последовательное (без возможности прерваться) прохождение всех трасс чемпионата на медаль не ниже «кубкового» достоинства с первой попытки.
Сплетенные взаимными требованиями к завоеванным трофеям, чемпионаты и кубки сольного режима очень скоро превращаются в непреступную твердыню, готовую пасть лишь перед хладнокровным, тренированным и хорошо помнящим все свои предыдущие треки геймером (перерыв в игре на пару дней, дорогие читатели, отбрасывает вас в мастерстве прохождения Trackmania Sunrise минимум на две недели — помните об этом!). Да и то — не всегда.
Второй (и, к счастью, последний) недостаток игры — чрезвычайно рваный баланс сложности. Иногда попадаются треки, на которых с первого же прохода полу­чаешь минимум «серебро». Иногда же за то же самое серебро приходится «кататься» весь день (реального времени). Особенно жестоко поступают авторы с охотниками за чемпионским «золотом» — требования к получению медалей из этого благородного металла нередко таковы, что голого мастерства просто недостаточно и…
…приходится подключать джойстик, а еще лучше — руль. Поверить сложно — но это так: Trackmania Sunrise — первая на моей памяти автоаркада, для прохождения которой клавиатуры или геймпада недостаточно.

Техника на грани
Вторая в серии — Trackmania Sunrise — отличается от оригинальной Trackmania не так уж и многим: новыми треками, большими масштабами происходящего и… графикой. Причем в этом аспекте разработчиками сделан самый впечатляющий рывок.
Из бюджетного уродца Trackmania в ее Sunrise-итерации превратилась в игру с превосходной, одной из лучших в своем жанре, графикой. Да, слегка «конфетная» стилистика рисунка, выраженная в безумном заигрывании со спецэффектами и шейдерными переливами немного «удешевляет» картинку. Однако внимательный человек без труда заметит великолепное качество текстур, обилие полигонов в придорожных ландшафтах и моделях автомобилей, а главное — блестяще выполненную игру света и тени, моментально вводящую геймера в транс на увешенном ночными фонарями мосту.
Конечно, для выжимания из графического движка всех соков может понадобиться очень мощная система с видеоускорителем последнего поколения. Но и владельцы сильно подержанных компьютеров не окажутся внакладе — конфигурационная утилита откры­вает доступ к весьма впечатляющему перечню опций и если вы вполне способны прожить без полноэкранного сглаживания, анизотропии, постобработки изображения и точечных шейдеров третьей версии…
Звук в Trackmania Sunrise если и не чертовски хорошо, то — уж поверьте — чертовски уместен: роскошные хард-рок переливы всегда прекрасно гармонируют с бешеными скоростями; эта игра не стала исключением.
Наконец, как и оригинальная Trackmania, Sunrise-версия укомплектована целыми пятью редакторами: карт, чемпионатов, видеороликов, «призраков» и машин — живущее по адресу http://www.tm-exchange.com сообщество активных (в плане рукоделий) поклонников игры никак не останется разочарованным.

Лучшая покупка
Trackmania Sunrise — великолепная игра, никак не ограничивающая себя фактом принадлежности к жанру аркадных автогонок. Мало заботясь о соблюдении норм и правил, разработчики просто делали хорошую вещь, способную надолго увлечь практически любого геймера. Да, великолепно справившись с созданием простой, но интересный концепции, создав очень зрелищный графический движок, выстроив более сотни прекрасных с игровой и архитектурной точек зрения трасс, авторы из Nadeo немного перемудрили со сложностью игры, ее балансом. Однако встроенные редакторы треков и чемпионатов, попавшие в руки весьма активных самодеятельных поклонников серии Trackmania довольно легко нивелируют данный недостаток.

Trackmania Sunrise / Трекмания Sunrise
Жанр: акробатические гонки
Издатель: Digital Jesters
Издатель в России: Бука
Разработчик: Nadeo
Платформа: ПК
Мультиплеер: LAN, I-net, на одном компьютере


Рекомендуем почитать: