В колесе страстей шпионских или конспирация под… белку

Агент Сэм Фишер напоминает мне белку. Огромную черную прямоходящую белку на службе особо засекреченной спецслужбы. Поначалу я не понимал, почему это происходит. Может, всему виной добрые глаза агента Фишера, спрятанные для конспирации за окулярами прибора ночного виденья? Или хорошая физическая подготовка Сэма, позволяющая бесстрашному герою бегать, прыгать, садиться на шпагат между стен, лазить по заборам, ходить по карнизам, ползать по трубам, уцепившись руками и ногами, стрелять влет по лампочкам, таскать в незаметное дупло трупы поверженных врагов?.. Наконец, может, глупую ассо­циацию породил традиционно… хм… залихватский сюжет маэстро Клэнси, заставляющий бесшумного борца с террором прыгать как белка по всему земному шару? Нет, все проще. Агент Сэм Фишер похож на белку потому, что только белка может получать истинное наслаждение от бесконечного бега в колесе.

Не стареют душой ветераны
Тонкий конъюнктурщик маэстро Клэнси хорошо известен публике как создатель бесконечного количества геополитических сказок с очень плохим началом и счастливым концом. Его сюжеты с необыкновенной легкостью оперируют одиозными вещами типа: терроризм, русская мафия, кровавые диктаторы, ядерные бомбы, секретная информация, хакеры, компьютеры, интернет, Китай, республики бывшего СССР, американские спецслужбы и, разумеется, их благородные агенты, ловко пресекающие любые попытки дестабилизации повзводно, группами, а то и поодиночке…


Спецагенту национальной безопасности Сэму Фишеру, можно сказать, повезло — месячная командировка на Кавказ и в экзотические страны Азии для предотвращения очередного конца света приобрела очень много, появившись на этот свет видеоигрой, а не технотриллером в мягкой обложке.

Главный инструмент
Со времен появления Джеймса Бонда в шпионском жанре принят особый тип героя. Этакий аристократ духа, благородный рыцарь плаща и кинжала, одинокий интеллектуал, пользующийся в своих многоходовых комбинациях всеми благами технического прогресса…
Сэм Фишер абсолютно не таков. Глядя на поджарую фигуру в черной одежде, на голову, опоясанную прибором ночного виденья, на четкость и плавность движений и абсолютное, до бесчувственности, бесстрашие, вообще не верится, что агент Сэм Фишер — человек из крови и плоти.


Для таких сомнений есть веские причины: Сэм Фишер — действительно не вполне человек и уж точно — не герой. Он — профессионал. Его тело, его глаза, его руки и ноги — не более чем особого рода приспособления для наиболее эффективного выполнения задания. Сам же Фишер, целиком, ни что иное как наиболее совершенный и ценный инструмент Агентства Национальной Безопасности — этакий перочинный нож с миллионом лезвий на все случаи жизни.
Дело в том, господа, что это только в книгах про Джеймса Бонда суперагенты куртуазно ходят в дорогих костюмах, хлещут виски, занимаются любовью с подложенными под них вездесущим КГБ красотками и оставляют каждому встречному визитную карточку с надписью «Бонд. Джеймс Бонд». А в реальной жизни суперагенты очень скучные, серые люди без особых эмоций, предпочитающие сомнительной славе и популярности высочайший профессионализм и безымянность.

Люди и манекены
Не стоит, однако, обольщаться сверхреализмом происходящего. Splinter Cell, свято соблюдая законы жанра, пусть сложная, пусть чрезвычайно гибкая и ловко имитирующая действительность, но — типичная шпионская головоломка по тайной инфильтрации.
Здесь можно бить лампочки, закутывая комнаты в тень. Но охранник, если это ему не предписано строгим сценарным алгоритмом, «не заметит» резкой смены освещения. Здесь можно выводить из строя камеры. Но из близлежащей курилки не выбежит взволнованный монтер, стремящийся поскорее «залатать дыру» в охранной системе. Патрули, как бы многочисленны они ни были, никогда не поинтересуются внезапным исчезновением одного из своих бойцов — если, опять же, это не будет прописано в сценарии.
Собственно, все вышесказанное крайне нормально. Ибо Сэм Фишер — это вы. А все, что вокруг — игра. И как бы не сложны, глубоки и многообразны не казались ее условия, здесь главная цель — доставить геймеру удовольствие и поднять его самомнение с помощью «очень сложных», но «не для вас, сэр» загадок.


Вскрытие показало…
Пример, который разработчики все чаще и чаще не стесняются называть «шпионским боевиком»: расставьте камеры по углам, пустите карателей по периметру, не забыв увеличить их поголовье в десять раз, осветите углы прожекторами и выпустите в получившийся дизайнерский кошмар своего «суперагента». Пусть этот малый, нисколько не смущаясь, встанет напротив объектива самой главной, самой большой телекамеры, дождется включения тревоги и с безучастным видом расстреляет десять тысяч бойцов охраны, которые полезли на него из всех щелей. Если это «шпионский боевик», граждане, то «Рэмбо-3» — психологический триллер.
У обычной сцены любого уровня Splinter Cell есть как минимум два решения: «почти бесшумное» и «совсем бесшумное» с двумя же градациями — «почти безопасное» и «слегка рискованное». В принципе, игра построена так, что применение оружия против живой силы противника в 99% случаев означает недостаток вашего интеллекта и терпения. Не дождались завершения поворота камеры, переполошили охрану, перестрелка — смерть. Неловко высунулись из тени, привлекли внимание часового, перестрелка — смерть. Решили не рисковать, перестреляли лампочки в фонарях, подняли шум, перестрелка — смерть. Все продумали, просчитали, начали действовать, ошиблись, перестрелка — смерть. Кстати, в некоторых эпизодах убийство вражеского персонажа автоматически означает проигрыш.

Шпионы, как мы
В подростковой игровой литературе это называется «гэджет» (gadget), что по-русски переводится как «шпионские штучки»: приборы ночного виденья, тепловизоры, лазерные микрофоны (луч снимает колебания стекла и превращает их в звук), микрокамеры, отмычки… К своеобразным «гэджетам» относится и невероятная физическая развитость Сэма Фишера, позволяющая спецагенту лазить по шестам, трубам, канатам, заборам, лестницам, спускаться вниз по натянутым между зданиями веревкам и тросам, привязанным к трубе (наподобие спецназовца), прыгать, подтягиваться, ползать на руках по карнизам и трубам, садится в растяжке между стенами и падать, сгруппировавшись, на головы ничего не подозревающих сторожей.


Вы будете удивлены, но ради немногих минут изящного триумфа новейших технологий и физической подготовки можно вытерпеть долгие сидения в темных углах, перебежки на корточках за спинами противника и прочие тяготы шпионского реализма.

Темной ночью негры…
С технической точки зрения игра бесподобна, причем ее качество ни разу не отдает дешевой цыганщиной сверхновых технологий и манерностью эстетических решений.
Звук — объемный, отлично позиционируемый в пространстве, реалистичный и… правильный, наверное. При этом, совершенно не кичащийся своим качеством — понятно, что в сложнейшей атмосфере шпионского боевика местоположение и реализм звуков внешней среды — не модная «привилегия», а суровая необходимость дать геймеру еще немного информации о происходящем вокруг.
С графикой в Splinter Cell сложнее. Как уже было сказано, игра использует движок Unreal Tournament 2003, а значит формально придраться не к чему: текстуры высочайшего качества, очень детализированные модели, достаточно сложный механизм обсчета теней и… красочная картинка. О последней стоит поговорить поподробнее.
Видите ли, я не могу сказать точно, насколько картинка Splinter Сell может соответствовать термину «красочная»: 70% игры проходит в черно-белом режиме прибора ночного виденья. Еще 3-6% — в режиме тепловизора, когда на мониторе маячат пятна сине-желто-зелено-красного цвета с мелкой серой рябью. На оставшиеся 25 процентов приходится: плохо освещаемые грузинские сумерки, азербайджанский рассвет на нефтяной вышке, темные коридоры ЦРУ, мрачные помещения русской фирмы «КалинкаТек» и тусклые коридоры китайского посольства.
Тем не менее, пару светлых офисов найти можно. В них, как и ожидалось, оказываются сверхвысокие текстуры, качественные модели утвари, мебели и оргтехники, прозрачные, легкие шторы.

Белка
Если бы белки могли говорить, они, наверное, рассказали бы в чем именно заключается удовольствие от беспрерывного бега в колесе. Может, это гипноз от мелькающих теней? Или физическое наслаждение от работы мышц лап? А, может, это просто наиболее удобный для беличьего организма способ убивания свободного времени?..
Играя в Splinter Cell, невозможно остановится. Это гипноз мелькающих теней? Наслаждение от небольших эпизодов с применением «шпионских штучек» и физических возможностей главного героя? Или, может, наиболее качественное на сегодняшний день способ убивания свободного времени?
Я не знаю. Я — не белка.

Tom Clancy's Splinter Cell
Жанр: шпионский боевик повышенной бесшумности
Сюжет: очередной геополитический маразм заслуженного прозаика
Издатель: Ubi Soft
Издатель в России: Media 2000
Разработчик: Ubi Soft Montreal
Требуется: PIII-700, 128 MB, 3D
Рекомендуется: P4-1200+, 256+ MB, 3D (GeForce 3-4)
Мультиплеер: отсутствует
Сложность: высокая
Знание английского: не нужно
Графика: 5
Звук и музыка: 5
Управление / Дизайн: 5+
Игровой интерес: 5


Рекомендуем почитать: