Ещё!

Искушенному геймеру не к чему придраться в дебютном творении студии Iron Lore, 90% клоне Diablo II по имени Titan Quest. Беда в том, что искушенному геймеру в Titan Quest будет... предсказуемо, ожидаемо, не ново. На все 100%...

Дьявол – нужен?
Diablo III с нами. Без Дьявола в главной роли, без никогда не промахивающейся Blizzard Entertainment в качестве кукловода, но это она – без сомнения. Графически достойная видеускорителей третьешейдерного поколения, сюжетно бессмысленная как и подобает настоящему hack’n’slash, заваливающая геймера возрождающимися монстрами, геройским опытом и уникальными артефактами в идеально правильной пропорции...
Авторы Titan Quest могут гордиться своей игрой, первой среди прочих так близко подобравшейся к уникальной формуле безумной притягательности Diablo. Впрочем, может, гордиться – таки преждевременно? Может те, «прочие», не особенно и хотели идеально повторять близзардовский хит? Может, они специально, а не из-за творческой слепоты и неумения, искали свой путь, вводя в игровые процессы своих «шедевров» подчас неуклюжие новшества?
Ведь недаром до Titan Quest мы так и не увидели ни одного идеального клона...
Собственно, множество игр прошлых лет мы называли Diablo-клонами лишь из тяги к упрощению и уподоблению. А что? Монстры кучкуются? Трофеи исправно выпадают? Уровни расстилаются под ногами героя? Сам герой мужает и матереет? Конечно – Diablo-клон.
Боюсь, – теперь, когда вышел настоящий клон Diablo, нам придется пересмотреть свои взгляды.

«Не то» и «то»
Кстати, поначалу Titan Quest мало чем ассоциируется с дьявольским шедевром. Другой интерфейс, абсолютно другой игровой мир, непонятная ролевая система роста умений персонажа... Правда подано это не в откровенно ультимативной форме «я – не Diablo», а с этакими реверансами, похожими то ли на извинения за временные неудобства, то ли на тонкое издевательство.

К примеру, интерфейс хоть и не обычен для классики hack’n’slash, но – практически полностью списан с World of Warcraft, другой игровой глыбы от студии Blizzard Entertainment. Решение, на мой взгляд, спорное. Хотя благодаря привычным для жанра «горячим клавишам» форма и расположение менюшек уже не кажутся слишком критичными.
С игровым миром, однако, все еще интереснее. Да – перед нами расстилается Древняя Греция, плавно переходящая в не менее древние Египет, Вавилон и Китай, так не похожие на мрачное сатанинское средневековье, но кто скажет – неужели первый же «монстр», сатир из снов Аристофана и завсегдатай Дионисий, должен быть так похож на хрестоматийного «козла» из Diablo? Скелеты, гарпии-горгульи, свины-дикообразы... несмотря на вполне заметную долю оригинальных креатур, вышедших из-под кисти художников Iron Lore, список можно продолжать и дальше.
Конечно, в этом нет ничего зазорного: сказав «А» (то есть – «клонируем”), глупо потом не сказать «Б», «В», и так – до «Я». Тем более, что Древняя Греция средневековой Европе не чужая и волей-неволей, но 99% разработчиков ролевых и околоролевых игр хлебают из общего мифического котла.

Всегда им мало!
Таким образом, единственное, к чему в Titan Quest приходится привыкать – это ролевая система. Споры об уместности особого упоминания этого элемента игр в жанре hack’n’slash не утихают до сих пор: кому-то кажется, что развитие героя – лишь приятное дополнение к процессу истребления тварей и сбору трофеев, а раз так – то его вполне можно полностью отдать на откуп компьютеру. Кто-то, наоборот, считает, что только самостоятельное развешивание дополнительных баллов по графам параметров и вдумчивый выбор навыков в предложенном раскидистом древе может сделать игру по-настоящему интересной.
Как бы то ни было, Titan Quest, словно извиняясь за предельно куцую начальную генерацию героя или героини (кстати, Titan Quest – первая на моей памяти игра, где главный персонаж-женщина выглядит хуже мужчины), сразу переходит к делу. На повестке дня пять параметров: сила, ловкость, интеллект и независимые от них количество маны (скромно именуемой «энергией”) и жизненной силы. С одной стороны, такое обилие вариантов распределения ценных баллов опыта настораживает – тем более, что авторы как-то необычно скупы на халявный опыт. С другой же – у вечно обездоленных фантазеров, мечтающих создать мага, пышущего здоровьем появляется неплохой шанс уйти с поля боя полностью удовлетворенными и счастливыми.

Кстати, о классах... Выбор геройской стези настигает персонажа после первого же повышения в чине и представляет собой выбор из десяти дисциплин: боевые, охотничьи, выживательно-оборонительные и, конечно, магические. Ткнув мышкой в один из понравившихся кругляшей, мы переходим к увлекательному занятию распределения второй порции баллов опыта, начисляемых герою по еще более жлобской схеме.
Вкратце, ситуация разворачивается такая: сначала авторы хотят, чтобы геймер заплатил за саму возможность выбора спецумений, наполнив «градусник» доступа до нужного «этажа». Получив допуск и пропуск мы, как обычно, скачем с ветки на ветку, отмечая нужные в грядущих боях «плюшки», причем каждый навык неоднократно позволяет себя усилить. От такой карусели возможностей разбегаются глаза, челюсть падает на коленки, пальцы жадно шевелятся, инстинктивно подсчитывая количество нужных баллов опыта...
Тут героя настигает совершеннолетие в виде восьмого уровня – и разработчики из Iron Lore наноссят свой фирменный удар под дых: интерфейс вновь призывно мигает иконкой дисциплин и нас просят выбрать второе, дополнительное предназначение.
Согласившись принять в дар мультикласс, геймер окончательно обрекает себя на жалостное скупердяйское существование, которое, как бы мы не старались зачищать вверенную нам древнюю территорию, так никогда и не закончится открытием всех умений хотя бы в одной из закладок.

Убегай и спасайся
Что приятно для любителей повторного отыгрыша, Titan Quest – штука довольно компактная, способная отнять у вас максимум сорок часов жизни. Три эпизода эпической охоты за богоборцами-титанами проходят в атмосфере если не дружбы, то удивительного единения с природой. Заслуга ли это яркой и предельно детализированной графики, характерной музыки или физического движка, играющего в Titan Quest ту же роль штатного балагура, что и в знаменитом Painkiller, – не знаю. Но в отличие от серии Diablo, от игры Iron Lore никогда не уходишь с чувством легкой головной боли и едва наметившимся отвращением.
Другое дело, что беззаботность картинки мало помогает там, где начинается рутина. А она начинается – это родовое проклятье жанра hack’n’slash, переливание из пустого в порожнее, превращение монстров в трофеи, а трофеи – в новых монстров силой мышц указательного пальца правой руки. Клик-клик. Клик-клик. Клик. Клик. Клик.
Сто тысяч миллионов кликов, от барабанного грохота которых в ужасе бежали Крис Тэйлор, Рей Музыка, Грег Зещук, немцы из Ascaron и множество других безымянных Diablo-клоноводов, понимающих всю жизненную необходимость перемен.

В орбите кумира
Только не надо мне говорить, что Diablo – святая. В игровой индустрии нет ничего святого, и если уж разработчики сумели разрушить культ DooM, то и с Дьяволом – таким же архаичным, бьющим по тем же самым спинномозговым инстинктам, они должны были справиться.
Но нет: Titan Quest – это не аркадно-ролевое подобие Painkiller или Serious Sam; игр отнюдь не клонированных с классики, но – воодушевленных ею. Titan Quest, при всех ее достоинствах: графике, ролевой системе, необычной игровой вселенной, интересных квестах, фантастической технологичности и запредельной расширяемости, – не хватает самобытности. Желания изменить кумиру не в мелочах, а в самой сути, сердцевине, сущности его – кумира – популярности.
Смешно подражая форме, в 1996 году заложенной Blizzard Entertainment, множество контор сумело наполнить свои проекты оригинальным содержанием, благодаря которому мы и помним эти имена: Dungeon Siege, Neverwinter Nights, Sacred, «Магия крови»...
В Iron Lore думали, что они открыли секрет успеха, когда, самостоятельно рисуя на самодельной форме уникальные узоры, в то же самое время тщательно, практически на атомарном уровне, – копировали содержание. В результате Titan Quest работает как часы, своевременно веселя геймера (так, как это делала Diablo), в нужный момент – насыщая его, и, если он так ничего и не понял, начиная его раздражать – точно так же, как восемь лет назад раздражала та игра.

Плюс сорок
Нет, быть близнецом кумира не плохо. Тем более, если обладаешь всеми его талантами. Но история с Titan Quest показывает, что и наградой звание Diablo-клона быть не может...
Отправляясь в магазин за диском Titan Quest, знайте: вы покупаете очень качественную и интересную игру продолжительностью сорок часов. Однако к этим часам в обязательном порядке нужно прибавить время, проведенное вами ранее за играми серии Diablo.

Перебор?
Тогда потратьте эти деньги на букет любимой девушке или маме.

Titan Quest
Жанр: ролевая аркада (hack’n’slash)
Издатель: THQ
Издатель в России: «Бука»
Разработчик: Iron Lore
Платформы: ПК
Рекомендуется: P4-1800 МГц, 512 Мбайт ОЗУ, 3D (совместимая с DirectX 9.0)
Требуется: P4-3000+ МГц, 1024+ Мбайт ОЗУ, 3D (совместимая с PShaders 3.0)
Мультиплеер: LAN, Internet
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: