Во мраке ночи

Дважды вор в законе Уилл Гаррет (Will Garret) возвращается, чтобы вновь ползать по грани света и тени от одной плохо лежащей ценной вещички до другой. Рискуя попасть в объятья дьявола, мы решили пренебречь заповедью «Не укради!» и выведать, насколько хороша новая игра из серии Thief.

Нужно только выучиться ждать…
Помню, как приобретя самую первую игру из серии Thief, я три часа не мог оторвать глаз от экрана, а когда все-таки оторвал, с удивлением подумал: «За эти три часа я не пристрелил, не прирезал и не забил до смерти ни одного монстра. Но, кажется, мне это даже понравилось!» Поиграв еще несколько часов, я понял, что «подсел» на эту игрушку навсегда. Будто смекнув что к чему, в продолжении — Thief II: The Metal Age — хитрая бестия Уилл Гаррет (профессиональный вор и главный герой игры) окончательно потерял всякий стыд и стал утаскивать из моей жизни совершенно невообразимое количество времени…
Пройдя обе игры, я уже точно знал, что нужно делать разработчикам третьей части для ее успеха: упорно отметать все мысли о превращении Thief в кровавую бойню от первого лица. Да, в ней нельзя будет бегать вокруг врага, поливая того свинцом. Да, в нее не получится поиграть, загрузившись до макушки «Балтикой 9». В ней можно будет только тихонько красться в темноте, незаметно глушить охранников с помощью псевдосредневековых приспособлений и красть, красть, красть. Короче, думалось мне, это будет нечто вроде смеси Splinter Cell, Earth Dawn (настольная ролевая игра, основанная на псевдосредневековой вселенной) и «Гудзонского ястреба» (Hudson Hawk, художественный фильм).

thief_pc_07

Хороший, Плохой, Злой
Вернемся, однако, в наше время и поговорим о визуальных аспектах вышедшей новинки. Thief: Deadly Shadows использует графический движок от Deus Ex: Invisible War со всеми его плюсами, а главное, минусами, основной из которых — катастрофическое падение количества кадров в секунду в некоторых ситуациях. Я тестировал новинку на системе, построенной на основе процессора Athlon 2200+ с 1 Гбайт DDR 2700 и видеоускорителем ATi Radeon 9800 Pro. В результате — падение частоты кадров в насыщенных действием сценах, избавиться от которого удалось только после замены Radeon 9800 Pro на nVidia GeForce 6800 Ultra.
Что касается плюсов движка, то они, безусловно, сокрыты в визуализации игры света и тени. И то, и другое выглядит в Thief: Deadly Shadows просто фантастически: вращающиеся вентиляторы, решетчатые ворота и прочие движущиеся объекты отбрасывают невероятно реалистичные тени на землю, стены, стражников и самого Гаррета. Кроме теней, разработчикам удались туман, вода и все без исключения спецэффекты.
Зато остальное — чистый мусор. Нет, я, разумеется, понимаю, что мир Thief должен быть темным и утопать в тени, но… кто сказал художникам, что он должен быть таким мерзким и таким коричневым? Взятая за основу графика прошлых игр серии где-то доведена до абсурда, где-то — откровенно не дотягивает даже до прежнего уровня. Например, раньше Гаррет носил стильный синий плащ. В Thief: Deadly Shadow Гаррет напоминает прямоходящего таракана — по крайней мере, его новый «плащ» больше всего похож именно на тараканий панцирь.

На слух
Звуковое оформление всегда было для серии Thief вещью первоочередной, и разработчики приложили немало усилий для того, чтобы в Deadly Shadows оно оказалось выше всяческих похвал.
Звуки в ночном мире Thief — это жизнь. Это боязнь того, что стражники сбегутся на ваше шуршание плащом. Это радость того, что в совершенно темной комнате вы точно можете определить положение врагов — благодаря стуку их каблуков о пол. Звуки — это атмосфера: капанье воды с крыш древнего города, еле слышимое царапанье крысиных коготков о кладку стены, мяуканье кошек на углу Торговой (Stonemarket) улицы или улицы Олдейл (Auldale). Наконец, звуки — это информация, без которой нормальному вору просто нечего делать: то тут, то там подслушанный разговор (пересыпанный веселой байкой или соленым словечком), то тут, то там рассказы нерадивых хозяев о том, что и где лежит у них дома — всюду раздаются сочные, уверенные в себя голоса, мелодику которых хочется слушать и слушать. В перерывах же между шуршаньями, стуками, мяуканьями и разговорами слышна фоновая музыка, о которой также трудно сказать что-либо плохое.

Thief: Splinter Cell
Хотя у Сэма Фишера (главный герой шпион­ского шутера Splinter Cell) все карманы наполнены камерами на липучках и есть винтовка, Уилл Гаррет тоже может похвастаться не одним приспособлением, помогающим ему ловко обтяпывать темные делишки. Так, отмычка способна открыть перед нашим героем любые двери, тонкий стилет — убрать с дороги стражника, а стрела с водным наполнителем — потушить слишком ярко пылающий факел или смыть с пола кровавую метку, оставшуюся от раненного хаммерита. Весьма не бесполезна в деле оказывается фляга с неф­тью, которую можно пролить на пол для лучшего скольжения (как в старой доброй гонке Spy Hunter) или поджечь, использовав огненную стрелу. А еще у Уилла есть шумовые стрелы, на которые весьма бурно реагируют не только охранники, но и заранее расставленные мистером Гарретом мины. Наконец, старые поклонники серии обратят внимание на невидимые глазу стрелы с веревками, перешедшими в Deadly Shadows прямиком из первой части игры.

Очумелые ручки
Использованием отмычек и стрел умения и хитрости, на которые идет Гаррет во время своих приключений, отнюдь не ограничи­ваются. Третья часть сериала значительно обогатила арсенал трюков главного героя, превратив его в настоящую машину для воровства. Так, теперь Уилл может ловко прыгать по уступам и перелазить через ограды, красться по карнизу, распластавшись по стене, незаметно заглядывать за угол и даже ползать вверх по кирпичам — при наличии за поясом специальных перчаток.
Взлом замков с помощью отмычки, присутствовавший в каждой из игр серии Thief, в Deadly Shadows выполнен в виде мини-игры — по образу и подобию все того же Splinter Cell: ворочая мышкой, вы должны переместить все штырьки на свое место не глядя — руководствуясь лишь слухом. Иногда данное «упражнение» может казаться скучноватым, но, поверьте, только не в тот момент, когда за вашей спиной слышен стук сапогов охраны.
Наверное, боги сошли с ума
Сюжет игр серии Thief всегда был весьма интересен. Deadly Shadows не желает отходить от данной традиции, повествуя о новом витке нетерпимости между рели­гиозными течениями Хранителей (The Keepers) и Хаммеритов (The Hammerites), а также язычниками. Каждая конфессия в Deadly Shadows обладает отчетливо просматриваемым стилем поведения, демонстрируемого геймеру через диалоги, магические акты, одежду и даже документы, которые попадаются Гаррету на глаза.
Враги нашего героя, состоящие в основном из религиозных фанатиков и городской стражи, наделены достаточным количеством искусственного интеллекта для развертывания полноценной охоты за неуловимым воришкой. Они толково используют свои «органы» слуха и зрения для его обнаружения и не стесняются поднимать тревогу, чувствуя, что в одиночку с Гарретом им не справиться.
Причиной провала может стать любая нелепица. Вы залезли в дом через окно и оставили ставни открытыми? Вы шли мимо стола, зацепились за угол и потревожили лежащую на нем связку ключей? Все это немедленно будет замечено бдительными владельцами материальных ценностей и их верными слугами. Впрочем, как и у всяких полигональных болванчиков, у местных жителей случаются неожиданные припадки слабоумия…
К примеру, наскочив однажды на компанию хаммеритов и от неожиданности проворно шмыгнув в угол, я краешком глаза заметил, как встрепенулся один из охранников. Буквально приклеившись к колонкам, я медленно прислонился к стене, во что бы то ни стало стараясь остаться незамеченным. А дальше началось странное: посуетившись немного, одинокий хаммерит так и не смог растормошить своих собратьев, тупо уставившихся на меня, но, тем не менее, так и не сделавших ни одного атакующего жеста. В конце концов все улеглось и охранники окончательно забылись в молитве.

Путь на приставки — путь в никуда?
В наше время почти каждый потенциально успешный проект выходит одновременно на всех игровых платформах — приставках и ПК. И хотя на сегодняшний день такая ситуация фактически спасает рынок компьютерных игр от скатывания в пропасть малобюджетности, в перспективе она, безусловно, губительна (судя по первым нашим впечатлениям от недавно анонсированной всеплатформенной Ghost Recon 2). В стремлении познакомить как можно большее количество геймеров с игрой разработчики и издатели внесли в процесс прохождения Thief: Deadly Shadows довольно существенный привкус «приставочности». К примеру, при сохранении вида от первого лица как равноправной альтернативы, четко ощущается, что разрабатывалась игра с прицелом на вид со спины героя (тради­ционный в приставочных играх). Я был практически взбешен, когда, виляя плащом, Гаррет в сотый раз сорвался вниз при форсировании пропасти по тонкой дощечке. Долгое время загрузки сохранения, понятное дело, восстановлению спокойствия также не способствовало.
Впрочем, хватит негатива. Thief: Deadly Shadows — это, как ни крути, игра, заслуживающая самой высокой похвалы. Например, за ее великолепный дизайн заданий со множеством путей прохождения. Повторное изучение уже пройденных этапов на предмет обнаружения новых решений будет для вас хорошей заменой отсутствующему в игре многопользовательскому режиму. Кстати, подобная схема (множество решений), если вы помните, используется и в играх серии Hitman. Однако, по сравнению с воровскими махинациями из Thief: Deadly Shadows, операции из Hitman — блеклые пустышки.

При обнаружении — немедленно украсть!
Хотя в Thief: Deadly Shadows Уилл Гаррет превратился в прямоходящего таракана, запертого в ориентированном на приставки мире, эта игра по-прежнему хороша и интересна. Безусловно, старые поклонники серии будут недовольны некоторыми ее особенностями, однако новшества, появив­шиеся в игровом процессе, они просто обязаны оценить по достоинству. Что же касается новичков, то им я могу пожелать лишь терпения, которое необходимо при прохождении игр серии Thief, и воровского фарта. Вместо глупого таскания пепельниц из кафе и ложек из столовой, украдите лучше диск с Thief: Deadly Shadows и оттачивайте мастерство без боязни загреметь в тюрьму.
Шутка. Конечно, не украдите, а купите.
Оригинал текста — Tom's Hardware Guide

Thief: Deadly Shadows
Жанр: симулятор средневекового вора
Издатель: Eidos Interactive
Разработчик: Ion Storm
Требуется: P4-1500, 256 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 512+ MB, 3D
Платформа: ПК, XBox
Мультиплеер: отсутствует
Сложность: невысокая (ошибка в коде программы, будет исправлена)
Знание английского: желательно
Графика: 8
Звук и музыка: 10
Управление/Дизайн: 8
Сюжет: 8
Игровой интерес: 9


Рекомендуем почитать: