Только победа

Издатель занимается разработкой игры лишь в двух случаях: либо задуманный проект считается слишком смелым, и издатель пытается минимизировать риски за счёт внутреннего производства, либо проект задумывается как прорыв – и тогда он хочет стопроцентно контролировать каждый шаг создания.

Своя ниша
Путь от лёгкой и всенародно любимой Company of Heroes до уважаемой узким кругом поклонников адски сложной Close Combat достаточно велик, чтобы выходящим вот уже пятый год кряду играм про Вторую мировую оставалось место для жанровых манёвров. Два «Блицкрига», «Сталинград», пачка «Противостояний», Combat Mission, Codename Panzer, дуэт «В тылу врага» – как ни крути, но это совершенно разные игры, сравнивать которые никто никогда бы не решился, не будь внутри них спрятаны уже осатаневшие всем немецко-фашистские преступники.
Если оставить орды вермахта за бортом наших приятно-возвышенных рассуждений, то я бы рискнул сравнить зародившуюся в недрах 1С: Maddox Games «Вторую мировую» с проектами типа Warhammer: The Horned Rat, Warhammer: The Dark Omen, c серией Myth или Total War. Да, в целом механика вышеупомянутых игр несколько богаче – во «Второй мировой» нет ни глобальной стратегической карты, ни разветвлённого сюжета с возможностью выбора миссии. Но зато она предлагает геймеру окунуться в мир реальных технических характеристик бронетехники – аргумент, действующий безотказно на тактиколюбивых поклонников орков, гномов и сёгунов.

Какой калибр?
Внедряя в народное сознание мысль о природе «Второй мировой» как о некоем симбиозе простого (в смысле – несложного) варгейма и сильно многоплановой стратегии в реальном времени, разработчики «Второй мировой» на самом деле толкуют о высокой степени пластичности игрового процесса.
Те же тактико-технические характеристики и общий документализм. В отличие от кондового варгейма, «Вторая мировая» не цепляется за каждую цифру, за каждый болтик в обшивке, за каждую выпуклость-впуклость на боле боя. Играя во «Вторую мировую», ты не ощущаешь, будто молишься на справочник по бронетехнике 30-40‑х годов прошлого века и не вспоминаешь лихорадочно целые главы из мемуаров какого-нибудь прославленного полководца. При этом надо подчеркнуть, что и реализм, и внимание к деталям во «Второй мировой» есть – и намного более сильные, нежели в любой другой «народной» стратегии о той войне. Скажем так: уровень «правды жизни» в игре высок ровно настолько, насколько это возможно для сохранения списка ТТХ в числе инструментов динамичного игрового процесса.

Сложносочинённость стратегии в реальном времени (как о некого штампа, которым именуется вполне конкретный жанр современных компьютерных игр) для разработчиков «Второй мировой» заключена в приглашении геймера к более тщательному планированию действий и вниманию к деталям.
Скажем, уже ставшая чуть ли не нормой «народной стратегии» аксиома о том, что танки сами не ездят. Формирование экипажа из бойцов, рассаживание их по местам внутри – всё это отдано на откуп игроку. Сопровождается это довольно интересными соображениями. Скажем, бойцы с высоким уровнем вождения лучше управляют танком – это понятно.
Зато солдаты, чьё мастерство переключения передаточного числа и руления рычагами не столь велико, при появлении у них живой практики растут в этом параметре. Вот и думай – нужен тебе маневренный экипаж сейчас или лишний боец, умело управляющийся с бронетехникой, – в будущем. Непростая задача.
И так – буквально повсюду. Недаром же разработчики распространяют по желающим конспект «полезных боевых советов», состоящий из трёх дюжин пунктов. Дающие немалые преференции на лёгком уровне, эти рекомендации по использованию глубин игрового процесса становятся жизненно важными на сложности «Ветеран».

Популярности вопреки
И всё-таки, положа руку на сердце, стоит признать: «Вторая мировая» – это, по сути своей, не массовая игра. Несмотря на множество завлекающих моментов, очень выигрышно смотрящихся на бумаге и в превью приглашённых на чай журналистов, «Вторая мировая» имеет слишком своевольный характер, нередко идущий вразрез с чаяниями широких народных масс.
Возьмём, к примеру, ту же структуру сольного режима. Что с ним не так? Серия одиночных сценариев-битв, пять кампаний, расписывающих события 1939—1945 годов по участникам конфликта (СССР, Польша, Франция, Англия/США, Третий Рейх), сорок три миссии. Вроде бы всё нормально, и для любителя современных стратегий в реальном времени подвоха нет. А он – есть. Как и положено серьёзной игре, «Вторая мировая» комплектует свои кампании серией последовательно проходимых миссий. Одна за одной. Одна за одной. Не пройти миссию, выбрав следующую, нельзя. Не пройти миссию, выбрав альтернативную, нельзя – из-за отсутствию альтернатив. Столь старомодный стиль подачи материала вряд ли понравится «поколению некст», господа!

Ещё одно недоразумение со «Второй мировой». Перед игрой надо читать «Руководство пользователя». Не «стоит читать» и не «просмотреть», а именно «надо читать». Не самый простой и удобный в мире интерфейс, не самая понятная в мире система комплектования войск перед миссией, не самая прозрачная и интуитивная система навыков и умений бойцов – плюс тысяча и один нюанс, до которого самостоятельно, путём «игры в игру», дойти практически невозможно – вот реальное лицо игрового процесса проекта внутренней студии издательства «1С».
Наконец, графическая сторона «Второй мировой». Как вы, возможно, знаете, в основе картинки игры лежит графический движок авиасимулятора «Ил-2. Штурмовик». Хороший, хотя и несколько странный выбор. На моей памяти есть только один случай стопроцентно удачной конверсии «лётного» движка под нужды другого жанра – несравненный тактический шутер Project I.G.I пугал геймера прекрасно прорисованными гигантскими пространствами (о нищенской пустоте интерьеров мы промолчим). Так вот, как говорят сами авторы, им пришлось немало побороться с внутренностями и программным кодом «Ила», прежде чем он начал верой и правдой служить непростому делу стратегической и тактической солидарности.
И всё же видимо, борьба с наследием монстра советской авиации не была стопроцентно успешной. Во-первых, у «Второй мировой» довольно солидные по меркам жанра системные требования – при этом картинка на мониторе, по субъективным впечатлениям, не до конца соответствует им по эстетическим параметрам. Бледноватые текстуры, слишком стерильное небо, не вполне живые деревья... Понятно, что многое отдано на откуп всё тем же огромным открытым пространствам и детализации техники, но... Во-вторых, код «Второй мировой» – графический код, конечно – не до конца стабилен и... адекватен, что ли. Дело в том, что мощность вашей системы не всегда является залогом высокой скорости видеоряда. На очень хороших «машинах» игра самозабвенно тормозит, на не очень хороших – ходит колесом. Манипуляции с настройками гарантии не дают. Короче, сплошная лотерея. Народу, как ни банально это опять звучит, такое не нравится...

Симулятор офицера
Сложность «Второй мировой» трудно назвать искренней, ибо слишком уж много нареканий игре идёт от упёртых поборников реализма и хардкора, чьи мышцы головного мозга вскормлены шестиугольными стероидами варгеймов. В то же время назвать происходящее на полях «Второй мировой» стилизацией под сложность язык тоже не поворачивается – в игре есть глубина, нюансы, попытки переноса уроков академии Генштаба на люминофор мониторов и извечное «солдата надо беречь». Приятно, что «1С» с самого начала опубликовала план «строительства» такого игрового процесса – и у заинтересованных людей не должно было бить иллюзий ни относительно упёртой заумности, ни попсовой лёгкости «Второй мировой». Единственное, о чём не предупредили разработчики – это о своём желании контролировать геймера в каждом его движении. Сложная, лёгкая, реалистичная, фантастическая – это всё нюансы. Но заставлять геймера последовательно проходить миссии, по несколько раз вчитываться в строки заданий и чуть ли не вручную контролировать карьерный рост и жизнедеятельность бойцов – это, как мне кажется, несколько... жестоко. По-военному.

«Вторая мировая» / Theatre of War
Жанр: RTS/Wargame
Разработчик: 1C
Издатель за рубежом: Battlefront.com
Издатель в России: 1C
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 2600, 512 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 3500+, 2048 Мбайт, 3D
Мультиплеер: LAN, Internet
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: