Потешный полк

В Settlers II – 10th Anniversary немецкие мастера из Blue Byte и Funatics отвергли все наработки предыдущих частей и, собрав пепел древней игры в острые полигоны, гордо явили миру, наверное, лучший на сегодняшний день римейк...

Что там, дедушка?
Лично для меня суть серии The Settlers всегда была сосредоточена в её графике, а точнее сказать – в анимации. Симуляторы феодального государства – godsim, экономические стратегии, менеджеры военного положения – были и до первой The Settlers; встречаются они и теперь – после выхода пятой части. Но ни один из них не стал легендой – вот парадокс, учитывая, к примеру, что та же The Populous, Knights and Merchants (и уж тем более – The Stronghold) были, как минимум, не хуже с точки зрения игрового процесса.

Но игровой процесс – это ещё не всё, как ни парадоксально это звучит в применении к стратегической игре, симулятору экономики и вообще – не самой простой игре даже по нынешним временам. Оказывается, визуальная привлекательность тоже много значит. Вспоминая, как бегают свиньи во дворе фермы в The Settlers II, хочется глупо улыбаться. А ещё хочется провести полдня, просто смотря на экран и наблюдая, как дровосек очищает стволы свежеспиленных деревьев от веток. Хотя, конечно, лично мой фаворит – дед-геолог, очень неторопливо наклоняющийся к скальной породе гор и то ли нюхающий, то ли пробующий на вкус пыль – в тщетных пока попытках найти признаки руд, угля или золотоносных жил...

Все работы хороши
С точки зрения графики римейк The Settlers II – 10th Anniversary (далее – The Settlers 2-10) хорош настолько, что при всём желании я так и не придумал – к чему бы можно придраться. Общая стилистика? Очень правильная, мультяшная, прошедшая хорошую обкатку на третьей-пятой серии, но сохранившая атмосферу шероховатой непринуждённости первых двух частей. Модели человечков? Конечно, можно было бы немного пожурить художников за совсем уж гротескные образы «поселенцев» – большеголовых, лопоухих, носатых, кругленьких, с огромными глазами – этаких гибридов носовских коротышек и волковских Жевунов. Но, право, в этом нужды нет: человечки хоть и выглядят излишне комично, но именно этим, наверное, и вызывают дополнительное умиление и ощущение восторга от проделываемой ими работы.
Анимация же этой самой работы (главное, лучшее, что есть в серии The Settlers) в The Settlers 2-10 практически один в один срисована с оригинала. Строитель по-прежнему сначала возводит каркас здания, глуповато молотя кувалдочкой по воздуху, а потом обшивает его досками, словно натягивая валяющуюся на земле простыню. Лесоруб, как и раньше, валит ствол, деловито обходит его по кругу и приступает к выделке заверенного ГОСТом бревна – стёсывая каждую веточку.

Наконец, дедушка-геолог. Нацепив для солидности блестючий монокль, дедусь деловито откалывает специальным молоточком кусочек породы, кладёт его на ладонь и внимательно осматривает каждый перелив камушка – а вдруг, да и заискрит какой из них жёлтым золотом, повернётся красным боком железной руды, испачкает кожу чернотой угольной пыли?
Каждая профессия в The Settlers 2‑10 – маленький спектакль, каждый персонаж – немного артист. Создавая огромный механизм здешней экономики – сложной, многовариантной, неповоротливой – авторы из Blue Byte, в пику всем своим предшественникам и последователям, стремились не запутать геймера, не заставить его сидеть, скрипя мозгами и изучая диаграммы и отчёты – а только лишь насладиться обилием и многообразием этих этюдов, так или иначе восхваляющих простой труд маленьких носатых коротышек.

...в кузнице не было гвоздя...
Впрочем, вспоминая об экономике в The Settlers 2-10, неплохо, наверное, было бы напомнить (или рассказать впервые) некоторым читателям о чём, собственно, идёт речь...
Игровой процесс The Settlers 2-10 (как и десять лет назад) заключается в завоевании свободной земли на карте. Изначально же вы владеете небольшим шестиугольным клочком поверхности, стоящим в центре Замком-складом, растущими на вашей территории деревьями и высящимися горами. В горах можно добывать полезные ископаемые, деревья можно рубить и строить из них разные полезные учреждения, но главное – на границах вашей земли надо обустроить военные постройки, которые как раз и расширяют занимаемые просторы. Собственно, весь путь от одинокого Замка до сети военных бараков, башен и крепостей – и есть игра The Settlers 2-10, как таковая.
Простая игра, казалось бы: запас досок позволяет нам в кратчайшие сроки построить пару будок военного назначения и... тупо подойти в осознанию, что боевые блиндажи без войска – фикция, мираж, чепуха, которая не работает. Для производства же войска нам необходимы деньги, оружие (мечи), доспехи и пиво. Четыре простых компонента, ведущих в пасть экономической головоломки. К примеру – деньги. Чтобы добыть деньги, их надо отчеканить. Для этого надо нанять специального мастера-чеканщика, живущего в особом домике. Чеканщик получает от нас золото и уголь и чеканит монеты. Золото надо добыть – это делают шахтёры в специальных шахтах. Они же – только в других шахтах – добывают уголь. Чтобы построить шахты, надо произвести разведку недр – этим-то и занимается уже упомянутый мною дед-геолог. Забравшись в забой, шахтёр отнюдь не собирается поставлять уголь или золото «за так» – мастера отбойного молотка надо регулярно кормить. Хлебом, мясом... можно – рыбой. Мясо получается из свиней или дичи – за данный процесс ответственны мясник или охотник. Рыбу же, разумеется, поставляет рыбак. Тоже небесполезный персонаж, если, конечно, вам повезло, и в вашем феоде протекает река или имеется озеро.

Все вышеперечисленные трудяги: рыбак, мясник, охотник, фермер (выращивает пшеницу), мельник, булочник – живут в своих отдельных домиках, которые надо строить. Строит домики строитель, доски из брёвен пилит плотник, брёвна из деревьев делает лесоруб, а деревья сажает егерь. Кстати, только очень маленькие домики делаются целиком из досок, на большие вам понадобится ещё и камень – который в особых шахтах добывают особые шахтёры, которые едят хлеб или мясо...
Если вся эта система показалась вам недостаточно сложной, не отчаивайтесь! Ведь я ещё не рассказал о главной детали экономики The Settlers 2-10 – о дорогах. Все продукты, товары и инструменты с места на место переносятся исключительно по дорогам. И геймеру мало разобраться во всех хитросплетениях системы – кто что ест, кто что добывает и кто где живёт... Гораздо важнее правильно расположить домики на (чего уж тут скрывать) довольно мелком пяточке изначальной территории и правильно связать их сетью дорог – чтобы товары не скапливались в узловых местах и затеянное строительство крепости на отшибе начало практически сразу получать дефицитные камень и доски.

Хороший римейк – плохие дела
Как вы, возможно, знаете и помните, изменения в серии The Settlers, загнавшие её в гроб посредственности, касались в первую очередь управления войском. Первые две части (а значит – и The Settlers 2‑10) использовали «непрямой» контроль над солдатами: мы строили военные сооружения на границе, туда приходили бойцы, граница отодвигалась. С той стороны фронта противник строил свою крепость, его солдаты приходили в неё, самостоятельно переходили границу (или границу переходили наши солдаты – если нападали мы) и между ними возникала потасовка. В случае победы солдаты-победители сжигали вражеский блокпост, и граница опять перемещалась... Всё это было хорошо, но (для некоторых) слишком медленно и нереалистично. Народ просил зелёных рамок, отрядов в сто человек и войны до победного конца. К пятой части The Settlers превратилась в экономически отягощённый Warcraft и загнулась под гнётом собственной никчемности и красоты.
Как ясно из названия, The Settlers II – 10th Anniversary – это возвращение к истокам. Мощнейшая экономическая система. Никакой самостоятельности передвижения – только дороги. Никакого нападения на рассвете – исключительно «непрямой» способ управления войсками. Плюс современная графика. Плюс фанатичная преданность игровым механизмам и атмосфере оригинала. Что получилось в итоге?

Действительно – идеальный римейк. Лучшее – собрано, отполировано и выставлено напоказ. Рады ли мы? Не вполне.
Ущербность The Settlers II – 10th Anniversary – в том, что римейк – это только римейк, и ничего больше. Мы это уже видели и проходили. Мы знаем все изъяны этого, зная, однако, также, что, исправляя их, можно и вовсе угробить игру. Blue Byte Software и Funatics Software – молодцы, всё сделали правильно и очень профессионально. Но ситуация с римейками – всегда патовая, и тут неважно, хорошо ты сделал своё дело или – не очень. Проблема – много глубже, и её не решить голым профессионализмом и энтузиазмом фанатских масс. Назад оборачиваться бесполезно, а впереди дороги нет. В бой идут одни старики, но и они – всего лишь ветераны давно распущенного потешного полка...

The Settlers II – 10th Anniversary
Жанр: экономико-военная стратегия в реальном времени
Разработчик: Blue Byte Software, Funatics Software
Издатель: Ubisoft
Издатель в России: Новый Диск
Платформы: ПК
Требуется: P4-1000, 256 Мбайт, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 512+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: LAN, Интернет
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: