Foreskriftare* — лучше поздно, чем никогда

Буйство летних красок большого футбола давно вылиняло. Последние его крохи, тщательно высеянные через сито, именуемое Best of the Best, бережно складированы на домашние видеокассеты и профессиональные бетакамы «Российского телевидения». Пережевывая свою законную пайку национальных чемпионатов, Европа затихла в ожидании начала отборочного тура своего первенства 2004 года…

И только неторопливые флибустьеры отечественной контрафактной продукции оказались не в курсе событий. Иначе как можно понять запоздалый, но упрямо-решительный выпуск диска с футбольным менеджером Sven-Goran Eriksson’s World Manager? Игрой, чье время и место появления можно расценивать не иначе, как тонкий юмор или изощренное издевательство на умственными способностями покупателей…


Мировые гастроли
Недавно мне пришлось описывать очень похожую на первый взгляд игру с весьма похожим именем: Gianlica Vialli’s European Manager. И впрямь, какая кому разница — Sven-Goran Eriksson’s World Manager (далее — SEWM) или Gianluca Vialli’s European Manager? Небольшие изменения в масштабах — и только…
Однако именно “небольшое изменение в масштабах” и делает эти проекты диаметрально противоположными. Если для WayWardXS (компании, создавшей Gianluca Vialli’s…) главным приоритетом было сделать максимально простой футбольный менеджер с самым широчайшим спектром игрового процесса, то для ANCO Software оказалось важнее выработать максимум из относительно узкой темы управления нацио­нальной сборной Англии в течении всего периода (отборочные матчи в группах, финалы в Корее и Японии, стадия плей-оффа) Чемпионата мира 2002 года.

Старые друзья
Приступая к детальному разбору внутренностей игры, начать, наверное, надо вот с чего: движок SEWM — это переработанный в сторону упрощенья движок Player Manager 2000 (а если копнуть глубже, то и Player Manager 99 тоже) от все той же ANCO Software. Возможно, некоторые старожилы из лагеря поклонников виртуального спорта помнят этот весьма неплохой, хотя и чересчур сложный в освоении интерфейса футбольный менеджер.
Ветерана оказалось рановато списывать на свалку истории — симулировать работу тренера национальной сборной страны, о которой мы многократно слышали с экрана телевизора от чиновников РФС, ему оказалось не только по силам, но даже... Очищенный от разнообразной шелухи, связывающей руки наставнику мало-мальски известного клуба, движок Player Manger 2000 засиял.

Родина футбола: имена
Начало игры не оставляет альтернатив: мы — Свен-Горан Эрикссон, шведскоподанный, перешедший три минуты назад из благополучного “Лацио” (Рим, Италия) в легендарную, но, в свете последних событий, несколько растерявшую форму сборную Англии (при желании можно взять в нагрузку и молодежную сборную). Переход, разумеется, ознаменован истериками особо “преданных” фанатов на тему “не дадим иностранцу управлять нашей национальной гордостью” и вполне понятным скептицизм в душах остальных жителей туманного Альбиона. Лишь грамотная результативная работа сможет положить конец недоверию и привести первого в истории Англии легионера-тренера сборной к заслуженному триумфу…
Двигаясь последовательно по пунктам игрового интерфейса, игра первым делом предлагает выбрать кандидатов в будущую сборную исходя из весьма увесистого, 84-страничного перечня профессиональных футболистов английской национальности (или причисляющих себя к таковым). Не могу сказать, что все 84 листа испещрены легендарными фамилиями выходцев из Manchester UTD и Liverpool (с вкраплениями звездных легионеров, подданных Ее Величества). Однако это не значит, что вам придется, портя глаза, выискивать знакомые имена среди нескольких тысяч незнакомых. Великолепной системе поиска, служившей верой и правдой еще в Player Manager 2000, вполне по плечам взять на себя львиную долю работы.

В поисках утраченного
Каждый футболист в SEWM характеризуется достаточно представительным списком своих качеств и особенностей. На первом месте стоит специализация: вратарь, защитник, полузащитник, нападающий. У специализации есть разновидности: левый фланг, правый, центр и общефланговый. Наконец, в третью (не по значимости!) очередь индивидуальность игрока определяют личные характеристики по стобалльной шкале в двух десятках “умений”. Это традиционные уже Handling, Passing, Tackling, Shooting, Dribbling, Leadership, Heading, Control…
Система поиска SWEM хороша тем, что позволяет искать нужного футболиста по всем признакам одновременно. То есть, запрос может выглядеть так “полузащитник для левого фланга, возраст от 21 до 28-ми лет, обладающий умением Passing не ниже 96 и умением Leadership не ниже 57”.
Могу вас уверить, после формирования подобного запроса немыслимые 84 страницы сократятся до скромных 3-8 строчек с именами и фамилиями счастливых претендентов на место в составе.

На сборах
Вооружившись списком желаемых футболистов и сформировав из них состав на 23 персоны (игра позволяет оперировать двухступенчатой системой допуска: “взят на карандаш/приглашен в состав”), можно приступать непосредственно к игровому процессу, который, традиционно, на 99% состоит из постоянной перетасовки команды и поисков оптимальной стратегии.
Тут надо сказать, что движок Player Manager 2000, славящийся достаточно проработанной системой постройки и внедрения тактических схем, в SEWM был несколько урезан. Полностью пропали тренировки — теперь за них отвечают “закадровые” тренера клубов, присылающие лишь сопроводительные отчеты о работоспособности того или иного игрока.
В плане тактических схем вряд ли можно придумать что-то кардинально новое. Выставляем игроков согласно схеме, чертим необходимые маршруты движения и желаемую последовательность пасов, распределяем индивидуальные задания и определяем капитана и исполнителей стандартов. Можно играть!..
Приятно, что перед важным матчем SEWM позволяет провести внутрисоставную разминочную игру 11 на 11 игроков. Это очень удобно для, например, точного определения физического состояния отдельных игроков и оттачивания тактики. По крайней мере, после такого “тренинга” можно по горячим следам сделать несколько важных замен и корректировок.
Вид демонстрации матча вызывает противоречивые чувства. С одной стороны хорошо, что матч представлен в наиболее выгодном “фотореалистическом” стиле a la FIFA Soccer 2002 с небольшими дополнениями в виде показа траектории и высоты мяча . Меньше условностей, мешающих правильно выявить недочеты. С другой стороны, полноценная “трансляция” матча длинной в 10-12 минут реального времени может понравится далеко не всем. Удобно, но долго.

Перспектива
Игра была бы не игрой, а катанием на трамвае по кругу, если бы не неприятности. Отчетный период, если помните, длится с сентября 2000 по июль 2002 года. За это время в Англии успевают сыграть два национальных чемпионата, не говоря уже о различных Лигах Чемпионов, Кубках УЕФА и прочей нелепице, типа Кубка LG и “Интертото”.
Участвуя в абсолютном большинстве вышеперечисленных мероприятий своими игроками (лучшими сынами отечества), сборная Англии просто физически (по законам теории вероятности) не может оставаться стабильной. Травмы, депрессии, связанные с переходами в другой клуб, завершения профессиональной карьеры и прочие прелести реализма сыплются на главного тренера как из рога изобилия.
Если к этим ужасам присоединить еще и вполне рабочие моменты выбора, которые стоят перед тренерами клубов (отдавать ли игрока на сборы, если через неделю финал Кубка УЕФА?), то головоломка с текучестью кадров вполне может затмить легендарный кубик Рубика.
Мастерство тренера сборной оттачивается не в тепличных условиях. Главные соперники не те, кого беспристрастный жребий напихал в родную группу, ибо с ними всегда можно иметь равные шансы по знаменитому определению “мяч круглый, поле квадратное, а ворот — двое”. Злой рок, перетирающий голеностопы и выбивающий мениски у звезд и подающих надежды юнцов с коварством адской кофемолки — вот настоящий хозяин положения. И противопоставить ему можно только дальновидную, мудрую политику вызова футболистов в сборную страны: отслеживая амплитуды набора/сброса формы, зная назубок расписание главных встреч чемпионата и международных соревнований и всегда имея под рукой запасного на любое место в своих тактических построениях…

Но…
Sven-Goran Eriksson’s World Cup — игра из разряда “все хорошо, если бы не…”. “Не” эти выставлены на всеобщее обозрение еще в начале обзора, однако и под занавес не грех их повторить…
Первое — это то, что Чемпионат мира 2002 года в Корее-Японии благополучно закончился. Созданная на волне ажиотажа игра, естественно, уже не будет иметь такого успеха сейчас, в преддверии полномасштабных футбольных менеджеров осенне-зимнего сезона. Слабая надежда на новую лихорадку от ЧЕ-2004 пренебрежимо мала.
Второе — это, безусловно, название. Я понимаю, как оно греет душу англичанам и шведам. Но у нас, господа, за окном пока-таки Россия. И как не переводи Sven-Goran Eriksson на язык Толстого и Достоевского, он не будет звучать как “Олег Иванович Романцев”, хоть ты тресни.
Жаль, если честно.

Sven-Goran Eriksson’s World Manager
Жанр: футбольный менеджер
Разработчик: ANCO Software
Издатель: Ubi Soft Entertainment
Требуется: P2-400, 64 MB, 3D
Рекомендуется: P3-600+, 256 MB, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: средняя
Знание английского: желательно
Графика: 4
Звук и музыка: 3
Управление / Дизайн: 5-
Сюжет: антикварный
Игровой интерес: 4


Рекомендуем почитать: