Короче, все умерли

Всё: их шесть! Мы как угодно можем относиться к Джорджу Лукасу, однако сам Лукас может собой по праву гордиться – всего за 28 лет он создал эпическое полотно, навечно вписавшее его имя в анналы мирового кинематографа и современной культуры. Тут нет преувеличения: помимо шести классических названий широко известный сайт IMDb.com выдает 85 ссылок на фильмы, сериалы или видеоигры, где так или иначе фигурирует словосочетание «Star Wars».

Из грязи в...
Как любое гигантское произведение (искусства), эпопея Star Wars рождалась из совершеннейшего бреда, отбросов, огрызков идей и невнятной сумятицы. И, как это обычно бывает с вещами такого масштаба, часть этих сумятиц таки смогла прорваться в конечную фазу производства, за 28 лет превратившись в непоколебимые элементы StarWars-мироздания, догмат для всех поклонников.
При этом никакая, даже самая извращенная логика не в состоянии объяснить, отчего одна нелепость была выкинута в мусорное ведро, а другая – благосклонно принята к употреблению. Чем, например, вызван тот факт, что модифицированный дизайн автомата Sterling L2A3 (Великобритания, конец 1940-х) прошел в качестве штурмовой винтовки клонов, а имя Люк Старкиллер (кстати, Люк вообще первоначально задумывался как женский персонаж, который затем последовательно переделывали то в гнома, то в престарелого генерала) – нет?

По старым счетам
Отметая все легенды, трактующие кавардак в последовательности серий, стоит признать: эффективность 16-летнего разрыва, наложенная на мотто «мы расскажем вам, как все началось», оказалась чрезвычайно высока.
Нет, недовольные, разумеется, были: все, наверное, помнят, как взвыли взращенные на старых сериях поклонники от одного только вида злополучного Джа-Джа Бинкса? Однако Лукас молодец: он точно знал, что Джа-Джа обязательно понравится молодым десятилетним зрителям, которых иначе как его шуточками нельзя было выманить на покупку ретроспективных эпизодов нумер 4-6. Венчавшая «Угрозу» гонка на реактивных «оленях» должна была подать сигнал, что со Star Wars все не просто в порядке, а еще даже лучше, чем это было в несуществующем в памяти большей части аудитории 1983.

9.jpg

Провисание связующего второго эпизода закономерно настолько, что стоит лишь удивляться, насколько полно Лукасу удалось использовать его, в сущности, технологическую функцию. Присмотритесь – там есть все: переход от действия к драматургии, завязывание узловых событий, появление ключевых героев... мало что знача с чисто эстетической точки зрения, второй эпизод играет в общем рисунке полотна «Звездных войн» огромную роль.

Сколько тебе лет?
До 1999 года мы знали, что «Звездные войны» – это фильм о джедаях, космических битвах, Звезде Смерти и Дарте Вейдере. В 2005 нам стало ясно, что «Звездные войны» – жизнеописание Дарта Сидиуса Палпатина, в миру – сенатора, канцлера, Императора. Его практически полное отсутствие в карусели старых эпизодов, наконец, досконально объяснено: он и есть карусельщик, невероятной силой ума и жаждой власти запустивший и раскрутивший весь этот сверхгигантский механизм.
Третий эпизод – триумф Палпатина. За что бы не брался этот все еще бойкий старикан – все у него получается. За два с небольшим прокатных часа им были вторично подставлены и уничтожены бывшие подельники, разгромлен всесильный орден джедаев, приобретена власть, послушная армия и не менее послушный ученик-соратник. Зябко кутаясь в неприметного цвета пальтишко, канцлер Палпатин вкрадчивым голосом медленно, но верно переманивает лучшего джедайского новобранца Анакина Скайуокера на темную сторону силы, закрепляя преподанные уроки, как и положено у настоящих циничных подонков, большой кровью.

Третий вовсе был...
Моральная (точнее – аморальная) победа коварного старика над молодым идиотом настолько правдива и жизненна, что ее скомканно-скороспелый финальный аккорд несколько обескураживает. Да, резкая смена приоритетов в душе Анакина и торопливый энтузиазм, с каким он присягает на верность Лорду Сидиусу выглядит на общем высоком фоне драматургии настолько нелепо, что вызывает даже некоторое чувство гадливости. Или на это и рассчитывал Лукас?
Иных вопросов к режиссеру и сценаристу, что характерно, нет: третий эпизод выстроен очень грамотно, не распадаясь, как это бывало периодически в «Звездных войнах», на «зрелищные» и «разговорно-тоскливые» элементы. Наземные дуэли, космические сражения – все они толково вплетены в общую канву, соединяясь с костюмированными диалогами плавными переходами. Единственный «вставной» момент – гонка и драка Оби-Вана с главным роботом-ситхом, генералом Гривусом (кстати, кашель генерала озвучивал... сам Джордж Лукас!). Однако его «вставная» природа целиком и полностью искупается зрелищностью.

32.jpg

Неделимое
Находясь в самом центре эпопеи, третий эпизод, как это ни прискорбно звучит, совершенно не имеет самостоятельной ценности. Не видя двух предыдущих частей и не планируя смотреть три последующие, следить за перипетиями «Мести ситхов» нет никакого смысла.
Все дело тут в специфике: как-никак, перед нами фактический конец эпопеи, работая над которым Лукас – и это очень заметно – просто «наелся» «Звездными войнами». В «Мести ситхов» всего одна сюжетная линия, по краям которой болтаются даже не мини-сценки, а то, что в театральных студиях называется «этюд». В «Мести ситхов» нет новых героев, зато есть много тех, кого мы больше никогда не увидим. В «Мести ситхов» практически нет балагана, свойственного всей эпопеи, а персонажи впервые за 28 лет не кажутся марионетками в кукольном театре Барабаса-Лукаса.
Последнее – самое ценное, что есть в «Мести ситхов». Появившиеся проблески «взрослости» крайне нужны эпопее, продолжать которую, впрочем, Лукас пока категорически отказывается...

Хронология киноэпоса «Звездные Войны»
За точку отсчета хронологии традиционно принимают события на Явине, показанные в четвертом эпизоде – «New Hope»/"Новая надежда".
Star Wars: Episode I — The Phantom Menace («Призрачная угроза», снят в 1999 году): события разворачиваются за 32 года до Битвы на Явине;
Star Wars: Episode II — Attack of the Clones («Атака клонов», снят в 2002 году): события разворачиваются за 22 года до Битвы на Явине;
Star Wars: Episode III — Revenge of the Sith («Месть ситхов», снят в 2005 году): события разворачиваются за 19 лет до Битвы на Явине;
Star Wars: Episode IV — A New Hope («Новая надежда», снят в 1977 году): Битва на Явине;
Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back («Империя наносит ответный удар», снят в 1980 году): события разворачиваются через 3 года после Битвы на Явине;
Star Wars: Episode VI — Return of the Jedi («Возвращение джедая», снят в 1983 году ): события разворачиваются через 3 года после Битвы на Явине.

Малоизвестные факты о киноэпосе «Звездные войны» (составлено по материалам раздела «Trivia» сайта IMDb.com)
Использовавшееся в «Призрачной угрозе» Квай-Гоном переговорное устройство – это слегка задекорированный женский эпилятор Sensor Excel Razor.
В эпизодах заседания Сената среди его участников можно увидеть инопланетян из фильмов «Инопланетянин» (Extra Territorial – E.T.) и «Чужой» (Alien).
В титрах против имени Джаббы Хата назван актер... Джабба Хат.
Натали Портман (исполнительница роли принцессы Амидалы) была вынуждена пропустить премьеру «Призрачной угрозы», поскольку сдавала выпускные школьные экзамены.
Как известно, Лукас очень любит использовать специфические акценты для озвучивания инопланетных персонажей. Переводчики стараются соответствовать Мастеру: так, в немецкой версии «Призрачной угрозы» лидеры Торговой федерации говорят с французским акцентом, а в итальянской и чешской – с русским.
Из 133 минут первого эпизода только 15 полностью чисты от спецэффектов.

6.jpg

Звания в армии клонов можно узнать по цвету отделки на шлемах и оружии: зеленый – сержанты, голубой – лейтенанты, красный – капитаны, желтый – майоры и полковники. Генералами в армии клонов служили джедаи.
Принцесса Амидала обладала талантом, позволявшим ей никогда не промахиваться при стрельбе. Его она передала по наследству своей дочери – Лее Органе.
В названии корабля TIE Fighter аббревиатура TIE обозначает «Twin Ion Engines» (двойной ионный двигатель).
Слово «Анакин» по-гречески означает «повелителя» («повелитель» в винительном падеже).
В эпизоде «Призрачная угроза» никто ни разу не произнес слова «световой меч» (lightsaber). Анакин в беседе с Квай-Гоном называет его «laser sword».
Звук, издаваемый световым мечом, получен с помощью переработки звуков включения кинопроектора и проведения голым микрофоном по шнуру телеантенны.

tab-sw.jpg

Рекомендуем почитать: