Следствие ведут…

Полицейские и воры, милиция и «братва», следователи и убийцы, угонщики и ГАИ, — одним словом, преступление и наказание. Противостояние, выгодное для освещения с любого ракурса, давно и со вкусом используется игровой индустрией для спорадического выпуска нетленных шедевров.

Стоит признать, что деформация реальности в угоду игровому балансу и моральным нормам в играх «полицейской» тематики находится за недосягаемом уровне: бандиты обычно благородны или, на худой конец, харизматичны, уголовное преступление начисто лишено присущей ему мерзости, а правоохранительные органы…
Оперативные работники стараются как можно скорее застрелить преступника, автоинспекторы беспардонно берут машины нарушителей на абордаж, а о профессии следователя большинство игровых разработчиков даже не ведает…
Зато, знаете ли, все зрелищно, ярко и в меру (иногда) кроваво…

Равнение на квест!
Единственным прибежищем хоть какой-то адекватности происходящих на экране монитора событий реалиям «полицейско-преступнической» жизни остаются квесты. Так повелось со времен знаменитого Police Quest, так (примерно так, хотя и с большой долей буффонады) было в популярном квесте середины 90-х годов прошлого века, KGB, так был построен игровой процесс интерактивного ответвления немецкого криминального сериала Der Clown (именно так — с немецким артиклем и английским написанием), на это напирают в Law and Order — еще одной многосерийной сказке уголовно-процессуальной тематики.

case_13_2

«Дело_13» (в Европе игра известна под названием CID — The Steppenwolf Case) — самый удачный, с точки зрения «правды полицейского бытия», криминальный квест. И дело тут не в сюжете — он, как и полагается, находится на уровне среднегадкой истории многосерийного художественного фильма «Улицы разбитых фонарей», а именно в атмосфере, в деталях работы следственной бригады и в способах имитации этой работы игровыми средствами…

Убийство
Убийство — это рассказывать сюжет криминального квеста. Рассказывать сюжет полицейского квеста — также убийство, однако ввести вас в курс дела все же стоит…
Итак, в одном из небольших приморских эстонских городков на улице Кердак произошло убийство. Убит молодой парень, свидетелем (пока) преступления является женщина средних лет по имени Анне Бахман, которую этот парень вместе со ­своим приятелем пытались… ограбить. Из показаний Бахман следует, что она, возвращаясь с корпоративной вечеринки домой, была подвергнута преследованию двух молодых людей. Позже один из преследователей, как ей показалось, отстал, однако на самом деле он лишь совершил обходной маневр, дворами обогнав гонимую своим сообщником жертву. Гонка закончилась в одном из темных уголков на улице Кердак, где грабители, наконец, окружили свидетельницу и, угрожая ей ножом, начали вырывать из рук сумочку. Потеряв равновесие Бахман упала лицом вниз, после чего, согласно показаниям, ничего не видела. Слышала же она вот что: вой. Получеловеческий, полусобачий вой и несколько глухих ударов. Придя в себя через несколько минут, свидетельница обнаружила, что один из ее преследователей убит, а второй — сбежал.
Так, начавшись с протокола допроса свидетельницы, трупа неизвестного мужчины и туманной истории о воющем на разные голоса существе, «Дело_13» под вашим чутким руководством вскоре разовьется в огромный многостраничный фолиант, содержащий десяток описаний вещественных улик и выводов экспертизы по ним, сотню протоколов допросов, дюжину справок с жизнеописаниями проходящих по делу граждан (опросы соседей прилагаются), три видеокассеты с записью похищения людей, не укладывающийся в голове клубок взаимосвязей одних персонажей с другими и историю всепожирающей мести.
Добро пожаловать в убойный отдел, господа!

…и на первый взгляд как будто не видна…
С точки зрения квестовых канонов, «внутренности» «Дела_13» шокируют.
Итак, под нашим управлением находится бригада, состоящая из эксперта и… трех оперов-следователей, хотя этот гибрид, с точки зрения понимающих людей, выглядит форменной глупостью. Объясню. Следователь — человек, который по большей части сидит в кабинете, проводя допросы, обрабатывая добытую информацию, оформляя ее должным образом. Оперативный работник — это человек, который ходит «в адреса», разговаривает с людьми, подтаскивает следователю разнообразную информацию и доставляет на допрос «засветившихся» в деле граждан. То есть, беря во внимание классический пример, Знаменский — это следователь, а Томин — оперативник.

case_13_8

Тем не менее, в «Деле_13» участвуют именно опера-следователи: руководство пользователя, идущее вместе с игрой, представляет их следователями, но по городу они бегают, как настоящие опера. Можно считать это гримасой авторской некомпетентности (или некомпетентности переводчиков) — а можно и соблюдением игрового баланса. Это уж как угодно.
Тем не менее, продолжим. В основе игрового процесса «Дела_13» лежит так называемый «бюджет» — некий счет с определенным количеством игровых очков, которые отнимаются за участие следователей и эксперта в работе и за неправомочные или ошибочные действия — типа несанкционированных обысков, задержаний без постановления суда, смерти кого-либо из фигурантов дела. Пополнение счета происходит исключительно с помощью добывания новых фактов. Оплата сдельная: один факт — одно очко. Плюс 35 премиальных очков в начале каждой из пяти глав нашего скорбного повествования.
Однако заострим внимание на оплате работы оперсостава. Рабочий день сотрудника стоит три балла. Вы можете выбрать одного, заплатить три балла и никуда не успеть, а можете заплатить 12 — и получить пустой на события день с ошивающимися около офисной кофеварки следователями и экспертом. Поэтому одна из главнейших вещей в игре — планирование. У вас в голове постоянно должен быть четкий план необходимых к исполнению мероприятий и несколько версий развития событий, которые могут произойти по результатам проведения этих мероприятий. Проще говоря, откопав очередную улику, вы должны быть готовы вызвать на сле­дующий день на работу эксперта.

…а нам доверено судьбой оберегать на здешних улицах покой…
Непосредственная работа оперсостава также может привести поклонника классического квеста в состояние, близкое к обморочному.
Центром игровой вселенной «Дела_13» является полицейский участок. Тут есть все необходимое: компьютер с базой данных всех фактов дела, столик для конвертов с новыми фактами, два компьютера для «пробивки» личных данных новых фигурантов дела или оформления новых вещественных доказательств, лаборатория эксперта, предбанник для допроса граждан, кофеварка и камера предварительного заключения.
Вокруг полицейского участка, как это уже было сказано, простирается город. Жилые дома, общественные заведения, злачные места, порт, вилла местного олигарха и больница. Некоторые дома или просто участки города несут на себе различные значки — именно в этих значках и скрыта суть самой игры.
Собственно, есть три разновидности значков (или пиктограмм): домик — обозначает адрес, по которому проживает или работает фигурант, голова — обозначает место, где фигуранта можно найти (чтобы привести на допрос, разумеется) и коробка — это обозначение места, где была найдена очередная улика или вещдок.
Выбрав с помощью мышки сотрудника, вы, нажав на значок, можете отдать нужный приказ. Так, следователи могут опрашивать соседей и сослуживцев фигуранта, приводить фигуранта на допрос и оформлять улики. Эксперт может осуществлять обыск «в адресе» и проводить с уликами экспертизу.
В целом картина выглядит так: следователи бегают «в адреса», приводят фигурантов на допрос и допрашивают — тем самым проявляя на карте города все новые и новые значки, по которым тоже надо побегать и которые надо «отработать по полной программе».
Маленькая пиктограмма «домик» на улице Кердак вскоре превращается в целое «созвездие» значков, опутавших город от набережной до спальных районов… И где-то среди этого «созвездия» бродит ОН…

Вы имеете право на…
Переходя к пустым формальностям описания графики и звукового оформления, не могу сдержаться: «Дело_13» могла бы быть популярной (увы и ах, только в узких кругах ценителей. Как, собственно, и сейчас), даже работая в текстовом режиме. А что? Город из псевдографики, интерфейс работы с сотрудниками через меню и горы информации — которая, включая допросы, вполне можно оставаться исключительно буквенной.
Тем не менее, реальность выглядит не совсем так. Город и участок представлены вполне приличной моделью, нарисованной в проекции «три четверти». По проекции бегают персонажи сантиметрового размера, при должном умении вполне отличаемые друг от друга. Пиктограммы — вообще вне подозрений. Остается звук.
Звук, а именно озвучка, в игре неплохой. Да, на всех персонажей актеров не хватило и моего любимого Колю Свешникова озвучивает тот же голос, что и следователя Стасова. Да, мастерство участвовавших в озвучании артистов традиционно колеблется от «замечательного» до «сельско-филармонического». Да, гражданин Леньков в роли шизофреника Тоссена традиционно неубедителен. Но… в целом, повторюсь, уровень озвучки достаточно высок.
Сохраняя свободное пространство на компакт-диске и винчестере геймера, авторы не стали делать допросы в виде полноценных роликов — беседы следователей и фигурантов в «Деле_13» выполнены в довольно-таки модной манере озвученных слайд-шоу. Не могу сказать, что идея мне понравилась. Но большого отторжения я тоже не испытал.

Суд идет!
«Дело_13» — игра очень добротная. Странный сюжет полностью искупается потрясающей атмосферой реалистичности происходящего. Дело, как и подобает настоящему уголовному делу, начинается с пары зацепок, перерастает к середине в безразмерный информационный ком, добавляющий к своему «весу» по паре-тройке задушевных допросов в день, а потом — тает, превращаясь в туман, через который проступают черты преступника. Мне очень понравилась концовка игры (опять же не сюжетно) — именно так: преступника мало знать в лицо, надо еще иметь неопровержимые доказательства, что он — преступник. Тут, как и в случае с бесподобным показом изнанки оперативной работы — сплошной беготней и разговорами — авторам хочется просто встать и поаплодировать!
© Tom's Hardware Guide Russia, перепечатано с разрешения автора

«Дело_13» (CID — The Steppenwolf Case)
Жанр: полицейский квест
Издатель: Pan Vision
Издатель в России: , Snowball
Разработчик: Pan Vision
Требуется: PII-333, 64 MB, 3D
Рекомендуется: PIII-600+, 128+ MB
Мультиплеер: нет
Сложность: средняя
Знание английского: не нужно
Графика: 3-
Звук и музыка: 4
Управление / Дизайн: 3
Сюжет: 3
Игровой интерес: 4+


Рекомендуем почитать: