Совсем не магнат...

Tycoon – жанр видеоигр, разновидность экономических стратегий (экономических симуляторов), чей игровой процесс построен на создании определённого рода промышленных, транспортных, медийных и других империй с целью постоянного повышения их капитализации и извлечения максимальной прибыли («Большая игровая энциклопедия», пока неопубликованная).

Смена вывески
Нет, я не умный – просто внимательный. Хотя... так ли уж нужна какая-то необыкновенная внимательность, чтобы отметить, что оригинальная игра Сида Мейера (Sid Meier) называлась Sid Meier’s Railroad Tycoon, а якобы «римейк» – Sid Meier’s Railroads! Как вообще после этого можно обижаться на мэтра, подозревать его в оболванивании «старой гвардии» и простых геймеров, желании заработать побольше «лёгких денег»? Как – если смена «tycoon» на «!» говорит об игре лучше, чем сто тысяч миллионов самых объективных рецензий и обзоров?

Доллары против слабых желудков
Правильно ориентированному бизнесмену вообще всё равно, на чём делать деньги: нефть, паровозы, газеты, чебуреки, недвижимость, здравоохранение... Как говорил один мой знакомый, «раньше я торговал компьютерами, а теперь – баллонами с газом. И разницы не заметил». Поэтому идеальной экономической игрой последних десятилетий неизменно считается Capitalism (сперва первая, а теперь – вторая часть) Тревора Чэна (Trevor Chan), огромная виртуальная песочница, до краёв наполненная возможностями вперемешку с денежными знаками.
С этой точки зрения, проекты жанра «tycoon» – не вполне экономические игры, как ни странно это звучит. Ибо избирательность геймера по отношению к тем или иным представителям «тайкунов» очень мало связана с вменяемостью и реалистичностью их бухгалтерских механизмов. Да что там бухгалтерские механизмы! Спросите любого: чем ему памятна Theme Park? Тем, что там можно было назначать цену на мороженое? Ха-ха! Тем, что посетителей тошнило – вот правильный ответ. А Theme Hospital? Что больше интересовало геймера в нём: сумма долларов в активе или новый больной с симптомами раздутой головы? Она – эта голова – очень смешно лопалась при лечении...

Миллион из неоткуда
Говоря по-простому, «игры для магнатов» берут за живое не сколько целью (капитал), сколько процессом её достижения.
С этой точки зрения, новая Sid Meier’s Railroads! просто «супер-tycoon», король всех «магнатов» или... не tycoon вовсе. Слишком уж просто тут даются деньги, слишком немощны и ходульны конкуренты, слишком мало препятствий лежит на пути к абсолютному финансовому успеху.
Зато – и это не отнять и не оспорить – Railroads! затягивает. Затягивает очень смешно для игры экономического или стратегического жанра – уютом и красотой, а не интеллектуальном вызовом. Даже, скорее, уютной красотой, в которой хватило места для ярких и сочных моделей паровозиков, тепловозиков, вагончиков, вокзальчиков и разъездиков, в которой нашлось пространство для по-детски удобного интерфейса с кружочками иконок под городами и промышленными предприятиями, в которой, наконец, отыскалось достаточное число подсказок и уведомлений, делающих работу виртуально-железнодорожного бизнесмена простой и приятной, не требующей ни грамма управленческого мастерства.

Паровозик из Ромашково
В Sid Meier’s Railroads! каждая деталь сделана (а потом ещё и дополнительно отполирована) так, чтобы даже проходивший мимо незнакомец через час возни на карте превратился в паровозного олигарха.
К примеру, тут нет сложных заданий: только «соедините два города в течение 50 лет» или «наладьте поставки винограда в город N к 1900 году» – причём за игнорирование указаний дизайнеров миссий геймеру НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Будет – за выполнение: много приятных бонусов в этом и так насквозь приятном рельсово-составном мирке.
Кстати, хорошее описание для происходящего на экране: «мирок игры». Никак не «игровой мир»: вступительный ролик Sid Meier’s Railroads!, путающий реальность с детской игрой – по сути является манифестом, дополняющим и окончательно закрепляющим смену «tycoon» на «!». Чрезвычайно компактные карты, где пространство играет с геймером и логикой в чехарду (расстояние в спичечный коробок объявляется то десятью, то сорока милями), возможность самостоятельно раскрашивать свои паровозы и составы, а главное – общая атмосфера игрушечности приближают творение Сида к симуляторам железной дороги, уже много лет выпускаемым студией Auran.

Условия обогащения
Конечно, теоретические шансы поиграть в Sid Meier’s Railroads! как в настоящий экономический симулятор у серьёзно настроенных геймеров есть. Для этого, опять же теоретически, созданы все условия: четыре уровня сложности, переопределяемое количество электронных оппонентов (минимум – ноль, максимум – три), пятнадцать разных карт (десять «псевдореальных» – четыре региона Америки, Великобритания, Германия, Франция, Европа и полдюжины – чисто выдуманных), а главное – целая обойма статистических таблиц и охапка возможностей по выстраиванию финансовой сверх-империи.
Во-первых, в Railroads! никуда не делась столь любимая алчными пользователями биржа, где всегда можно было продать часть своих акций или купить немного чужих. Любимое занятие ответственно подходящих к делу граждан – поглощение конкурента – в римейке хоть и упрощено, но – существует.
Во-вторых, городские предприятия и раскиданные по бугрящейся поверхности уровней производства с радостью готовы поменять владельца на открытом аукционе. Несколько утомившийся от бесконечной прокладки рельсов владелец поездов при желании может стать ещё и винным, нефтяным или кукурузным магнатом округи. Если же в любимом городе приглянувшегося заводика просто нет – никто не помешает геймеру его построить самостоятельно. При наличии соответствующих денежных средств и свободного места под застройку, разумеется.
Наконец, в-третьих, – и это – новшество Sid Meier’s Railroads! по сравнению с линией Railroad Tycoon – в игре довольно бойко идёт торговля плодами прогресса, в простонародьи – патентами. Прикупив (опять же, на аукционе) такой вот патент, геймер на десять игровых лет становится единоличным владельцем экономящего финансы «ноу‑хау». К примеру, дешёвого способа прокладки тоннелей. Или особой экономичности парового двигателя... По истечении срока эксклюзивного пользования патент переходит в мозолистые народные руки, и чудо-мотор появляется на всех мало-мальски значимых дрезинах конкурентов.

Проверки на дорогах
Конкуренты слишком травоядны, а без них игра превращается в абсурд – вот главный упрёк Sid Meier’s Railroads! от того, кто вырос на гораздо более забористых и злобных экономических симуляторах. Ветераны Railroad Tycoon-движения будут чувствовать себя на просторах римейка как студент экономфака на занятиях по устному счёту в подготовительной группе детского сада. Мало, мало, мало... Мало простора, мало товаров, маленькие цепочки производства, мало возможностей вмешиваться в работу железнодорожной сети. Смешав отличную графику, великолепный весёлый интерфейс и хоть и простую, но всё-таки – экономическую модель, Сид Мейер, похоже, забыл положить в Sid Meier’s Railroads! хотя бы зачатки логистики. Скапливаясь на узлах, паровозы отчаянно гудят, не понимая, отчего это светофоры, управляемые только и исключительно электронным диспетчером, вдруг решили изобразить цветомузыку...
В итоге, прав был, наверное, корреспондент сайта Eurogamer, который полушутя написал, что «вечным экономическим двигателем» Sid Meier’s Railroads! будет закольцованный по всем городам путь, по которому бегает одинокий поезд универсального назначения... Точь-в-точь как в детской железной дороге.

Станция «Детство»
Очень уютная, красивая, простая, добрая, ненавязчивая Sid Meier’s Railroads! в ряду своих прародителей из серии Railroads Tycoon выглядит этаким деревянным паровозиком на фоне серьёзных игрушечных моделей в масштабе 1:72. Суть, однако, не в этом. Суть в том, что любовь к паровозам если и начинается – то именно с деревянных неуклюжих чурбачков. Возя их по полу или ковру, малыш чувствует себя настолько машинистом, кондуктором, диспетчером или даже железнодорожным магнатом, насколько себя не чувствуют таковыми настоящий машинист, кондуктор, диспетчер или магнат. В Sid Meier’s Railroads! нет интересного игрового процесса – это правда. В Sid Meier’s Railroads! есть кое-что другое. Детское волшебство. И если вы его не видите, считая игру неудачной и примитивной...
Значит, вы просто выросли. Так бывает.

Sid Meier’s Railroads!
Жанр: детский экономический симулятор
Разработчик: Firaxis Games
Издатель: 2K Games
Издатель в России: 1C
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1500, 512 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 3000+, 2048 Мбайт, 3D
Мультиплеер: LAN, Internet
Сложность: настраиваемая
Знание английского: Желательно


Рекомендуем почитать: