Без пяти минут...

«Мы были первыми. А вам остаётся только обезьянничать». Этой фразой рок-музыканта Роберта Э. Планта авторов Shadowgrounds могут хлестать по щекам многие. Gauntlet, Into the Eagle Nest, Commando, Take No Prisoners, Expendable, Crimsonland, DooM 3 – кусочки этих игр легко заметны в творении Frozenbyte намётанному глазу. Однако будем справедливы: программные кости всех вышеперечисленных «первооткрывателей» давно гниют в дальних уголках геймерской памяти, а Shadowground, хоть и вторична, но жива и радует нас...

Букварь купи!
Нет сомнений в том, что разработчики из Frozenbyte сами не поняли, что сотворили. Иначе – откуда эта противоестественная тяга разрушать очарование собственной же игры? У «Shadowgrounds: Твари из космоса» (далее – просто «Твари». И никаких аллюзий в сторону «Космоса» и КРИ) два серьёзных недостатка: игра совершенно беспардонно стремится выглядеть интеллигентней, чем она есть на самом деле, и не желает выглядеть красивей и разнообразней, чем могла бы.

Первый недостаток выглядит так: на полу валяется КПК, на столе стоит компьютер, в ушную раковину ломится голос соратника. Весь этот вокально-инструментальный ансамбль хочет заставить нашего героя, простого слесаря Уэсли Тайлера, заниматься крайне противоестественным для аркад и боевиков делом.
Читать.
Матерь божья, похоже, для этих людей вообще не существовало проблемы DooM 3, в котором также на каждого убитого монстра приходилось по абзацу слезливых баек на тему освоения марсианских лесостепей. Сумма совпадает, как ни крути слагаемые, – и если разработчики «Тварей» надеялись, что долины Ганимеда привлекут более интеллектуальную публику, то они ошибались.

Скучные не-шедевры
Вы скажите: «Тексты – не проблема. В крайнем случае, можно не читать». Можно. Можно не читать, не слушать разговоров, не смотреть ролики – просто тупо ломиться через лабиринт уровня к точке на карте-радаре, отмечающей новую цель. Правда, тогда на свет, будто монстр-босс, выпрыгивает дивное чудо под названием «дизайн уровней».
Видимо, это только приставочных дел мастера знают, что дизайн состоит не из копошения в 3D-редакторе, не из кубатур полигонов и калейдоскопа хитровыгнутых поверхностей, а из текстур и света. Да-да! Можно сделать сто абсолютно разных уровней, воскресив для их строительства Гауди, Растрелли и прочих мифических архитекторов. Но покрыв эти шедевры одинаковыми текстурами и осветив приятно-невнятным светом (более похожим на мглу), мы получим...
...один огромный, плохо запоминающийся уровень.

Это и происходит с «Тварями». Уровни разные, текстуры одинаковые (ну, скажем так – очень похожие одна на другую). В итоге, каждое задание – как визит к Минотавру. Хорошо ещё, что нить Ариадны – тот самый радар с картой открытой части уровня – разработчики не забыли прибить на самое видное место интерфейса.

Дробовик – душа компании
Вне букв и интерьеров «Твари», тем не менее, чувствуют себя хорошо – что и превращает эту игру в заметное явление индустрии. Прекрасный баланс монстров (их качества и количества), боссов, оружия, бонусов и апгрейдов хоть и не ставит новинку выше классики, но – позволяет серьёзно сравнивать Shadowgrounds с лучшими представителями жанра. Камень, ножницы и бумага местного игрового процесса – это очень разные по своей боевой мощи стволы, очень разные по своему поведению монстры и вид сверху вниз. Последнее не даёт геймеру увидеть в этой замечательной аркаде явно имеющиеся там признаки второсортного шутера.

Чужие здесь и ходят
Зато когда графический движок «Тварей» пытается имитировать новейшие технологии модных шутеров, то к этому относишься с величайшим уважением. Вообще, это очень типично: если аркада начинает использовать передовые технологии, то смотрится это круто. Даже банальные полигоны преображают картинку – вспомнить хотя бы тот же Manhattan Project с Дюком Нукемом или феерию света в Expendable.
Сила «Тварей» – в игре света и тени, которыми жонглирует фонарик на плече главного героя. Острые, как когти монстров, тени пронзают комнаты, распадаются веером через нагромождения полок и нависают сосульками под ногами соратников. Вид сверху делает игру зрелищнее, чем DooM 3, хотя, казалось бы, само сравнение грандов id и новичков Frozenbyte – кощунство.

Игра наоборот
Не жвачка, не шедевр, не сложная, не лёгкая, не новая классика, не тупое подражание. Для «Тварей» тесны рамки жанра аркад, а ярлык tор-down shooter так и просится на пузырёк с лекарством от игровой шизофрении. Пройти и забыть Shadowground не получается, хотя уже через неделю некоторые её эпизоды вспоминаются с большим трудом.
Автор благодарит за помощь в написании обзора Андрея «Dr.Aiboleath» Кузнецова

Shadowgrounds/«Shadowgrounds: Твари из космоса»
Жанр: аркадный боевик с видом top-down
Разработчик: Frozenbyte
Издатель: Meridian 4
Издатель в России: Акелла
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1000+, 256 Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 2400, 1024+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: нет
Сложность: нужно приноровиться
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: