С шашками и мышками наголо

Enclave — еще одна крайне странная игра, диспропорция составных частей которой не позволяет рецензенту, мило улыбнувшись, твердой рукой вывести в протоколе вскрытия однозначно верную оценку. Скажем так: Blade of Darkness, вот уже два года восседающая на Олимпе жанра в гордом одиночестве, могла бы получить в лице Enclave неплохую преемницу и компаньонку — очень приличная графика, правильная музыка, хороший сюжет, глубокая проработка деталей и бесподобная архитектура — все составляющие шедевра более чем налицо. Однако то, что мы называем игровым процессом, то, ради чего, собственно, нажимаем на кнопки и возим мышкой по коврику, находится в проекте от Starbreeze на недопустимо низком уроне…

Жили-были…
С оригинальностью сюжета в Enclave никто не заморачивался — и это правильно. Собрав воедино побольше традиционных фэнтезийных штампов про добрых волшебников, воюющих силой духа с адскими демонами, про набеги сатанинской саранчи (в виде гоблинов, орков, упырей и ведьмаков) на мирные села и белокаменные замки и про стервозных дам в золотой маске, с необыкновенной легкостью и изяществом уничтожающих своих самых преданных слуг, авторы благоразумно решили, что суть хорошей истории для игры не в мелодраматических кульбитах, а в запоминающихся эпизодах.
Таким образом удалось решить проблему полной беспросветности игрового процесса, львиная доля которого заключается в абсолютно незрелищных и даже несколько смешных драках (не схватках — заметьте!) на мечах с помощью одной клавиши мышки.


Право, сколько мышек скажут спасибо за временную передышку, которую им дарит сюжетная линия: приморский марафон под гаубичную канонаду, спасение мага из темницы, охота на «доброго» звероящера, спарринг с демоном в шахте, поднятие флага над цитаделью, осада этой цитадели с помощью специальной средневековой техники и многое-многое другое, о чем можно вспомнить после просмотра двух финальных роликов.

Близнецы
Кампании в Enclave — за Добро и Зло — практически идеальный пример того, как надо делать две стороны одной медали. У каждой — свои слабые и сильные стороны, плюс — несколько точек соприкосновения, количество которых, впрочем, недостаточно для того, чтобы обвинить разработчиков в злостной лени и нежелании придумывать новые миссии и строить дополнительные уровни.
Если же говорить предметно, то, пожалуй, кампания за Зло несколько сложнее и гораздо зрелищней — поэтому нельзя однозначно посоветовать, с чего начинать игру.
«Добрый» сюжет излишне слащав, традиционен — спасение мира — а разыгрывающие его второстепенные актеры вызывают легкую зевоту и брезгливость. Чего только стоит Император — пожилой мужчина с опухшим лицом и жлобско-аристократическими манерами. Или истеричка-принцесса, отданная на заклание. Или королева, купец, капитан корабля — «играющие» свои роли с изысканностью заслуженных работников бердичевской филармонии.
Актерский талант «злой» воительницы Мордессы на их фоне просто-таки сияет! Какой роскошный наряд в стиле жесткого «милитари», какие отточенные движения, какие формы и — главное — какие речи. Что ни говори, а к «имиджу» обитатели ада относятся не в пример серьезнее своих визави.


Ради пущей объективности, конечно, стоило бы признать, что рядовые бойцы у сил «добра» выглядят форменными красавцами, а их архитектура легче всего описывается словом «феерическая». Но — видим мы этих «красивых» бойцов и наслаждаемся феерической архитектурой опять-таки — в кампании за Зло.

А при коммунизме денег не будет!
Различаясь декорациями, по игровому процессу кампании практически идентичны: герои шести классов, горы холодного оружия, цепочка миссий, одна из которых может оборваться самым шокирующим образом (циничная Мордесса остается верной себе до конца!), и несколько скрытых уровней, на которых геймеру будет позволено заработать немного денег с помощью гладиаторских навыков (для сил «зла» предусмотрен вариант со стендовой стрельбой).
Традиционно «вкусное» слово «деньги» играет в Enclave очень странную роль. Во-первых, они не только выпадают из поверженных врагов, но и запросто лежат в разных укромных уголках уровней. Причем, чем более этот угол укромен, тем на большую сумму можно рассчитывать. Во-вторых, геймеру заранее известна сумма, раскиданная на уровне по углам и карманам супостатов — задача лишь в том, чтобы умудриться собрать ее всю.
Пока напоминает типично аркадные примы, не так ли? Продолжим…
В-третьих, собранные на уровне деньги (равно как и полученные в виде премий за выполнение заданий миссии) складируются в некую виртуальную копилку для того, чтобы покупать нашим героям разнообразное оружие, щиты, амуницию и доспехи. Однако не все так просто! «Покупать» — очень неточный термин. Скорее, мы отдаем деньги в залог, получая из виртуального бюро по прокату оружия необходимое обмундирование. Потом его можно вернуть и получить свои наличные обратно — вплоть до последней копеечки.

Не суетись под топором!
Эталонов, которыми можно мерить правомерность амбиций кандидатов на звание шедевра, в жанре Slasher немного — Rune да Blade of Darkness. С последним Enclave и сравнивают.
Идеальная боевая система Blade of Darkness, взявшая все самое лучшее от популярных файтингов, позволяла геймеру вести поединок на мечах (или топорах, молотах, саблях, дубинах, копьях, алебардах…), не уступающий по интеллектуальному наполнению средней партии в шахматы. Хитроумные приемы, их связки, блоки, спец­удары магическим оружием, применение особенностей ландшафта или архитектуры — к середине игры мышь и клавиатура полностью превращались в стальное лезвие, а геймер и после завершения сеанса еще долго прыгал по комнате и рубил на кровавые ошметки воображаемых рыцарей, гоблинов и шкафообразых минотавров.


Меч (топор, молот) в Enclave совершает целых ТРИ различных смертоносных движения, после чего выдает дистанционный суперудар и выходит на новый цикл. Все это тактическое «богатство» извлекается одной клавишей мыши. Нет — до вопиющей примитивности авторы не опустились: ядро игры вполне адекватно просчитывает различную реакцию на попадание лезвием в голову, туловище, ноги, доспехи или щит — отнимая логически обоснованный кусок полоски «жизни» персонажа. Однако количество врагов, их тактика, а главное — невозможность осмысленно извлечь тот или иной удар — сводят игровой процесс к банальному тарану, максимально быстрой серии щелчков по левой клавише мыши и отскоку на недосягаемое для контратаки расстояние. Напоминает отнюдь не зрелищные бои из Blade of Darkness, а суетливое бабское махание сковородками на кухне в коммуналке.

Спецназ XV века
Все бы было окончательно грустно, если б у игрового процесса Enclave не оказалось в рукаве козырного… не туза, конечно, но валета — как минимум…
Как известно, супероружием средневековья по праву считался арбалет. В Enclave к нему прибавляется магический посох, отличающийся тем, что вместо стрел использует дармовую магическую энергию. Вооружившись ими (арбалетом, посохом или луком), герой сразу воспаряет над тупоголовым противником, если, конечно, не оказывается еще более тупоголов.
Основная проблема прохождения игры за «стрелкового» персонажа — низкая приспособленность большинства уровней к дистанционному бою. Узкие коридоры и маленькие клетушки замков хорошо штурмовать, имея в запасе что-либо скорострельное. Например, «Узи».
Арбалет же бьет отнюдь не очередями, а «морозный» посох, несмотря на относительную скорострельность, не слишком мощное оружие. Поэтому приходится думать. Много думать, ждать удобного случая, выбирать позицию и ОБЯЗАТЕЛЬНО учиться стрелять в голову.

Кто с мечом к нам придет — кирпичом получит…
Собственно, все, наверное. Сюжет охарактеризовали, подсказки по кампаниям раздали, игровой процесс обсудили. Графика и звук?
Звук неплохой: звон мечей, бравурная мрачноватая музыка, голоса бойцов, очень помогающие ориентироваться при выборе цели — все в Enclave выполнено на очень приличном уровне, как художественном, так и чисто прикладном.
Графика тоже не подкачала: очень четкие текстуры с эффектом шероховатости, восхитительная вода (насколько это возможно без использования программ затенения), достаточно детальные модели персонажей и, разумеется, архитектура — столь стильная, грандиозная, прекрасная, и удивительно цельная, что, пожалуй, только из-за нее стоит сыграть в Enclave.

Enclave
Жанр: Slasher (Action с использованием холодного оружия)
Сюжет: суетливая беготня в роскошных декорациях
Издатель: Vivendi Universal http://www.vuinteractive.com
Разработчик: Starbreeze Studios http://www.starbreeze.com
Требуется: PIII-600, 192 MB, 3D with T&L
Рекомендуется: P4-1500+, 256+ MB, 3D (GeForce 3-4)
Мультиплеер: отсутствует
Сложность: достаточно высокая
Знание английского: желательно
Графика: 5
Звук и музыка: 4+
Управление / Дизайн: 5+ (в основном — дизайн)
Игровой интерес: 3+


Рекомендуем почитать: