…с кровью

Создание игр, как и кулинария, дело тонкое, требующее некой внутренней культуры. Взяв понемногу всяческих деликатесов, наивно рассчитывать на то, что образовавшаяся смесь вберет в себя все совершенство своих ингредиентов.
Другое правило: не стоит путать основное блюдо с гарниром, убивая количеством любое качество.
И наконец, хороший кулинар, так же, как и хороший разработчик, должен помнить, что при смешивании тонны еды и килограмма навоза всегда получается 1001 килограмм… мягко говоря, не амброзии…

Солянка
История рыжеволосой вампирши Рэйн на ПК — не слишком типичный пример порта, затыкающего рты всем гонителям «приставочного» образа жизни. Одним, считающим Xbox и PS2 морально устаревшими кусками железа, тут демонстрируется богатый на полигоны движок с функциями рельефного текстурирования, динамическими тенями и «красивой водой», от которой натужно стонет даже чемпионская связка Pentium 4 2 ГГц + GeForce4 Ti4200. Другим, любящим рассуждать о «детской» сущности всякого рода приставок и игр на них, главная героиня BloodRayne гордо сует в нос значок «M» («Mature» — «детям до 17 лет играть не рекомендуется»), выданный ей цензорской комиссией не только за 10 часов ураганного игрового процесса с убийствами, кровью и тотальной расчлененкой, не только за пронзительный эротизм происходящего, но и за постоянное повторение слова «F**k!», сопровождаемое соответствующей моменту жестикуляцией.
При этом игра не претендует на лавры первопроходца, обкатывая до идеального состояния то, что запасли в золотом фонде дизайнерских приемов другие: рапид, жесточайшие сцены насилия, сексапильную главную героиню, темы оккультизма, вампиризма и фашизма, затерянные и найденные артефакты, сложную боевую систему, соединяющую как огнестрельное, так и холодное оружие (плюс рукопашный бой), мутантов, демонов, псевдонаучные эксперименты и даже прямоходящих боевых роботов. Солянка из ста самых вкусных продуктов бывает в сто раз вкуснее каждого из них. Правда?

Комплексный обед. Первое
Поначалу дело не кажется столь безнадежным. Ну да — 10 часов непрерывного игрового процесса, три акта общей протяженностью в четверть сотни уровней и довольно идиотский сюжет на мистически-фашистские темы — и что? Видали маразм и погуще…
Впрочем, после финальных титров все встает на свои места. 10 часов игрового процесса. Может быть, для какой-нибудь вегетарианской экономической стратегии это звучит как издевка или оскорбление. Но 10 часов НЕПРЕРЫВНОГО экшена с фонтанами крови и разлетающимися кусками мяса, смешанного в совершенно лошадиных пропорциях с бесконечным рапидом (он же bullet-time, он же «замедление времени») и безоговорочно тошнотворным дизайном уровней, — это перебор.

br058

Не верите? Действительно — первые три-четыре часа все выглядит завораживающе. Рэйн весело машет своими лезвиями, отрезая врагам выступающие части тела, стреляет из трофейных автоматов, перемалывая их тщедушные тушки, и сосет кровь, решая абсолютно все проблемы собственного здоровья и дурацкой системы сохранений в игре. Однако ближе к «Храму» — этому ужасу дизайнерского мастерства от фирмы Terminal Reality — становится окончательно ясно, что на моделях врагов откровенно сэкономили, на фантазии для их разработки — тоже. Безусловно, главная героиня с каждой минутой дерется все эротичнее и изобретательнее, но, поверьте, смотреть на превращение типовой модели «фашист» (вариант: паук, гигантский сперматозоид, гигантская крыса) в высокохудожественный фарш в сто тысяч семьсот сорок шестой раз не так уж и интересно.
Когда же врагов становится настолько много, что праздник плоти превращается в будни мясника, глаз непроизвольно начинает цепляться за убранство интерьеров, а мозг ищет отдушину в сюжете.

Комплексный обед. Второе
Пьеса, как мы уже говорили ранее, состоит­ из трех актов. Первый — штат Луизиана, 1933 год. Второй — Аргентина, 1938. Третий — Германия, 1938.
Главнейшей особенностью Луизианы, по версии BloodRayne, является ее катастрофическая затопленность морской водой, которую, как вы, возможно, знаете, на дух не переносят вампиры. Учитывая также то, что в первом акте игры функция рапида отсутствует как класс, похождения рыжеволосой расчленительницы, за вычетом оккультных басен, живо напоминают приключения легендарной Лары Крофт. Те же прыжки, ужимки и поиски единственно верного пути в нагромождении дизайнерских откровений, «благодаря» которым геймера иногда обуревает просто-таки нечеловеческое желание плюнуть в монитор и выключить компьютер максимально зверским способом. И это — несмотря на завидную графику и не приевшийся еще драйв от драк и перестрелок с врагами.
Преодолевших пытку пауками и их мамашей ждет Аргентина, благодатный климат которой не имеет в игре никакого значения — весь второй акт проходит в фашистских секретных бункерах, шахтах и демонических Храмах. Навязывая геймеру роль «чистильщика» из спецслужб (досье жертв прилагается), сюжет беззастенчиво знакомит нас с главной особенностью игрового процесса — бегу по указательной стрелке «компаса» к ближайшей цели миссионного задания. Аттракцион осложняется все теми же запредельными дизайнерскими потугами и численно увеличивающейся с каждым новым уровнем армией фашистского мяса.
Тут, наверное, надо сделать небольшое лирическое отступление насчет дизайна. По сути, дизайн в BloodRayne не так уж и плох. Отдельные его фрагменты вообще просятся в коллекцию скриншотов. Но в целом же… подобная «туннельно-комнатная» архитектура неплохо бы себя чувствовала в средней руки проекте жанра Action/Adventure или в третеразрядном шутере от первого лица. А вот в BloodRayne — игре изначально яркой, настроенной своей главной героиней на некоторую браваду и эпатаж, канонические коридоры, закрытые через одну двери и многочисленные мотания из угла уровня в угол чувствуют себя явно не в свое тарелке.

Комплексный обед. Третье
Третий акт в целом напоминает второй, однако здесь авторы благоразумно решили разбавить монотонное избиение полигональных младенцев различными нестандартными увеселениями. Видимо, догадались, что после анатомических красот Храма у игры как никогда стали велики шансы отправиться в помойное ведро.
К сожалению, фантазии разработчиков хватило лишь на один действительно захватывающий эпизод — перестрелку ша­гающих роботов. Все остальное — бомбежка, оживление пропавшей подруги детства, ее предательство и объяснение этого предательства, бой на мельнице и диалог после драки с близнецами — привычно тонет в море мелко нашинкованных трупов и олимпийских прыжках с одной кочки на другую.
В итоге к бою с главным гадом и его ручным демоном Рэйн приходит с чувством нескрываемого пресыщения.

Хозяйке на заметку
Даже полностью «убив» все преимущества своих первосортных ингредиентов бездумным смешиванием и ударными дозами, авторы BloodRayne, не допусти они несколько чрезвычайно крупных просчетов, могли бы получить на выходе вполне приятный во многих отношениях продукт.
Во-первых, надежда на то, что фашист с ружьем, фашист в кепке, фашист в очках и фашист-босс в красном мундире будут восприниматься как четыре независимых монстра, не оправдалась. Все вышеперечисленные персонажи идентифицируются моментально и безошибочно — «фашист», тем самым сокращая ассортимент тварей в игре как минимум вдвое. А ведь отойди авторы от темы оккультизма и фашизма и напихай они в игру самых что ни на есть кондовых зомби, демонов, горгулий и василисков, как тут же бы игровой процесс засиял совершенно иными, правильными красками.
Во-вторых, дизайн. Да, опять дизайн, за который надо бить долго и по голове, а за дизайн Храма — еще и ногами. Сколько раз уже было сказано, что окружающая яркого главного героя безыскусная среда напрочь убивает атмосферу и интерес. Или мало примеров? Те же феерические Макс, Курт и доктор Хоукинс, взращенные дизайнерским талантом Дэвида Перри (в MDK) и стертые в порошок горе-архитекторами из BioWare (в MDK 2). Кстати, BloodRayne чем-то неуловимо похожа именно на MDK 2.
Наконец, в-третьих, злосчастная кровища и расчлененка. Великая кровища и расчлененка, объемы которой в игре беспрецедентны. Да, на первый взгляд она красива и высокохудожественна. А на второй? Почему, при огромном разнообразии приемов, разработчики запретили использовать их осмысленно? Нам разрешено лишь дебильно щелкать левой кнопкой мышки, ожидая, что Рэйн догадается произвести именно тот удар, который наиболее уместен в сложившейся ситуации…

Спасибо
И все-таки, несмотря ни на что, играть в ЭТО можно. Если не перебарщивать с дозировкой — то даже нужно. На ПК давно не было похожей по драйву игры, и если не знать, что этого драйва, при правильном приготовлении «блюда», было бы на два порядка больше, то…

BloodRayne
Жанр: Action
Сюжет: длинная кровавая игра с невоспитанной главной героиней
Издатель: Majesco www.majescosales.com
Разработчик: Terminal Reality www.terminalreality.com
Требуется: PIII-800, 256 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2000+, 512+ MB, 3D (GF4-GFFX)
Мультиплеер: отсутствует
Сложность: высокая
Знание английского: не нужно
Графика: 5
Звук и музыка: 5-
Управление / Дизайн: 3+
Игровой интерес: 3+


Рекомендуем почитать: