Real Time Strategy (стратегии в реальном времени)

После небольшого технического перерыва на рецензирование настоящего хита весны-2001 (“Крутой Сэм”), элитарный клуб любителей компьютерных игр вновь можно считать открытым.
Сегодня на повестке дня одна из самых волнующих тем, один из самых массово-любимых жанров: стратегия в реальном времени…

Споры
Хорошее название главки, спасибо родному языку. Действительно, как и у любого жанра, у RTS есть начало, то есть — споры. И вокруг этих спор ведутся, не покладая клавиатур, споры о первенстве. Среди меня известны три основные версии: RTS появились на ZX Spectrum в начале 80-х годов и игра называлась “Nether Earth”; RTS появились на PC в 1984 году и игра называлась “The Ancient Art of War”. Наконец, “правильная”, с точки зрения масс, версия — RTS появились в 1992 году и игра называлась… разумеется, “Dune 2”.
Дюна-2, так Дюна-2. Пускай будет она. Тем более, что первые две версии можно проверить только путем отыскания кучки аксакалов-очевидцев.

Дорога в дюнах
Dune 2 была, конечно, суперигрой для своего времени. Люди, обладавшие излишками интеллекта, перебивались тогда все больше Warlords’ами (первыми) да “Цивилизацией” с их огромной педалью “End of turn”. И вдруг такое: воевать на скорость. Причем не просто воевать, а параллельно строить базу, думать, как ее строить, думать, что строить из техники, следить за харвестерами, а главное — тыкать мышкой в каждый новый юнит и тыкать в то место, где ты его хочешь видеть…
Интерфейс был, прямо скажем, не особенно дружелюбным. Вскоре Westwood, компания, отрывшая для нас жанр, исправит это. Но будет поздно…

Все скроет вьюгой
Работу над ошибками Westwood’а невероятно успешно провела малоизвестная фирма Blizzard, выпустившая к тому времени только боевик Blackthorne со своим игровым нововведением — орками в роли “плохих пацанов”.
“Плохие пацаны” орки появились и в 1993, когда Blizzard создала вторую (по счету!!!) игру жанра — WarCraft. Механнико-философские изыскания Фрэнка Херберта были заменены на идеи Дж.Р.Р. Толкина и RTS опустилась в фэнтезийное средневековье…
Внутренности же жанра, естественно, не пострадали. Появилось два ресурса вместо одного, улучшился интерфейс и НАМ ДАЛИ НАШИ ЛЮБИМЫЕ “РЕЗИНОВЫЕ” РАМКИ. Куда, правда, можно было рекрутировать только девять юнитов и появлялись эти рамки только по нажатию “шифта”.

20080701_screen00.jpg

Годы и гады
Объявившись на рынке RTS (а фактически — создав его), ни Westwood, ни Blizzard не хотели уступать друг другу. В 1995 году Westwood выпускает игру из новой, придуманной ею вселенной, Command&Conquer. Игра не блещет балансом, как этого хочется стратегам, но заставляет играть в себя массы народу и становится культом и именем нарицательным для всего жанра.
В 1996 году Blizzard выпускает Warcraft 2. В игре SVGA’шная графика, великолепный (по тем временам) интерфейс, добавлен новый ресурс (нефть) и идут морские баталии.
Эти игры инициируют бум 1997—1998 годов на стратегии в реальном времени. В месяц выходит около четырех. Выживает (на винчестерах покупателей) ноль. Из воспоминаний той поры у людей осталось, пожалуй, только одно название: Krush, Kill and Destroy. KKnD — игра про миллиарды юнитов сгорающих с обеих сторон в мгновенье ока. Tankrush, как он есть.

Портоса побеждает протос
Во время сего безумия главные компании (Westwood и Blizzard) занимаются своим делом. Абсолютно разным…
Если Westwood начала входить в штопор самоповторов, рассуждая, как Портос, “я выпускаю RTS, потому, что их выпускаю”: Red Alert, Dune 2000, C&C2, Red Alert 2…, то Blizzard резко вырывается вперед, создав в 1998 году лучшую (по многочисленным и-нет топам 1998—2001 годов) RTS — StarCraft. Игра становится эталоном всего: интерфейса, баланса, играбельности, мультиплеера в стратегиях. Графики? Да, графики, даже по уровню 1998 года, там было немного, но зато даже человек с допотопным P-133 не ощущал дискомфорта (основные игры 1998 года подбирались к отметке P2-266).

Третье
В 1999—2000 продолжается полномасштабный кризис жанра. Всем хочется делать 3D RTS. Все их делают. Получается по-разному красиво, но одинаково кошмарно в плане играбельности.
В пику третьему измерению и всяким ускорителям, люди, умеющие считать деньги, выпускают полностью двухмерный, рисованный, просчитанный на все 100% проект в жанре реалтаймовых стратегий. Игра называется Age of Empires, а люди — из Microsoft.

Сейчас
Сейчас все играют в старину StarCraft, никоим образом не считая его стариной, менее темпераментные предпочитают Age of Empires 2: Age of Kings и его адд-оны (или ее украинскую альтернативу — “Козаки”). Blizzard, после Diablo 2, увязает неизвестно в чем, а Westwood… выпустила на днях третью инкарнацию мыслей Херберта — Emperor: Battle For Dune. Трехмерную!!!


Рекомендуем почитать: