Аркадное упоение

В путеводителе по галактике аркадного жанра Ratchet and Clank 3 вряд ли имеется хоть одна свежая идея — но это не беда игры, а главнейшая из ее заслуг. Никогда еще догмы, штампы и набившие оскомину аж на восьмибитных игроприборах приемы не были так мастерски смешаны, так ловко срежиссированы и так зло высмеяны.

Да, принадлежа к так называемому «легкому жанру игровой индустрии», Ratchet and Clank 3 вряд ли способна подвигнуть на покупку PlayStation 2 (но уж коль приставка в вашем доме уже имеется, то приобретение диска с вышеупомянутой игрой — дело строго обязательное), однако мы, не будучи в силах противостоять обаянию солнечного тушкана, пошли на беспрецедентный шаг рецензирования в компьютерной газете исключительно консольного проекта…

Солнечный Тушкан
Солнечный тушкан Рэтчет (Ratchet) по своей­ первой профессии совсем даже не спаситель галактического отечества, а слесарь-наладчик — о чем свидетельствует практически всегда находящийся в его лапах табельный разводной ключ, единственное в игре супероружие, не нуждающееся в наборе новых уровней и связанной с этим автомодернизации.
Говорят, что умело комбинируя прыжки-полеты (заплечный вертолет Рэтчета слишком маломощен, чтобы предложить хозяину что-то сверх медленного планирования) и удары разводным ключом по головам и туловам уморительно-кровожадных врагов, Ratchet&Clank 3 (далее — RC3) можно пройти, не прибегая к услугам ни разудалых пуле-луче-гвозде-вакуум-гром&молния-плазмометов, ни своекорыстных одноруких бандитов (сконструированных большей частью в виде голографических сфер на ножке), меняющих полкило местных инвалютных болтов и гаек (на которые рассыпаются после смерти поголовье монстров и отдельные детали интерьерав) на боеприпасы. Что ж, охотно верим — за высокотехнологичной мишурой юморис­тических приключений Рэтчета, его дружбана робота Клэнка (Clank) и команды многозвездного экс-супергероя Капитана Квварка (Qwark) скрывается никогда не изме­няющая своим дуболомным принципам бессмертная в своей безыскусности и простоте освоения трехмерная аркада — лучшее средство от скуки для детей от 3 до 180 лет…

Бьет ключом
«Выходите за меня замуж», — говорит Рэтчет обладательнице космолайнера (штаб-квартиры всех грядущих приключений) и (что для него во много раз важнее) игровой суперприставки, помощнику капитана Саше (Commander Sasha) — простой дочке папы-короля. Исполняемые периодически этюды, хохмы и гэги пусть и не всегда свежи и оригинальны, но зато — по-настоящему смешны или, как минимум, забавны (вот и бородато-пошлый номер с «сурдопереводом» не отдает в RC3 «аншлаговостью»). Многослойные перипетии сюжета с огромным количеством участвующих лиц (почти все они выглядят как участники новогоднего карнавала) не оставят равнодушными даже тех, кто искренне считает себя обделенным чувством юмора мизантропом, ненавидящим все живое, мертвое, аркадное и приставочное (в крайнем случае, этот гражданин найдет родственную душу в «лице» доктора Нефариуса (Dr. Nefarious) — робота и сверхзлодея).

Впрочем, сама по себе галактическая карусель поисков Нефариуса выглядит не менее впечатляюще: закинув за спину Клэнка, Рэтчет, сверкая застывшим в глазах воинственным оптимизмом, летит то на планету джунглей, то в запорошенный песком город-призрак, то в логово любителей экстремальных шоу, Annihilation Nation… То он опускается на морское дно, то, обернувшись одноглазой жабой, геймпад-жестами предлагает новоявленным соплеменникам открыть дверцу пошире, то рассе­кает горячий воздух пустыне на цветастом багги, то восстанавливает охранную систему королевского дворца, то, то, то…
Начинаясь если не вяло, то — как-то по обидному обыкновенно, игра очень быстро набирает обороты, заставляя Рэтчета и Клэнка носиться по галактике во все ускоряющемся темпе. Аркадная жизнь бьет в RC3 ключом и надо очень постараться, чтобы этот ключ оставался в руке солнечного тушкана.

Судьба аркады
Звучит совсем не по-аркадному, но фундаментальное умение в RC3, которым обязан овладеть геймер, — вовсе не ловкий и точный прыжок с одной абстрактной кочки на другую. Нет: выжить, пройти курс от А до Я и победить врагов Рэтчету помогает «стрейф» (strafe — термин, обозначающий движение боком) — в том числе и круговой. Откидывая нас чуть ли не во времена первого Quake с его вполне серьезно обсуждавшейся альтернативой «клавиатура+мышь» или «клавиатура only», круговой стрейф из RC3 в исполнении обыкновенного геймпада от PlayStation 2 является чем-то вроде фигуры высшего пилотажа. Особенно на столь любимых дизайнерами игры «олимпийских аренах» с их пятью монстрами на квадратный дециметр экрана. Вращая большими пальцами оба аналоговых штырька, вдавив до упора курок «L2», мы еще и умудряемся жать кнопку «огня», закидывая наседающих гадов россыпями самонаводящихся спецэффектов.
Тем не менее стоит признать: страдания, связанные с обучением премудростям приставочного стрейфа, на сто пятьдесят процентов окупаются просто-таки физиологическим удовольствием от участия в перестрелках RC3, из коих, собственно, наполовину и состоит игра.
Да, несмотря на феноменальные аранжировки, вобравшие в себя всю силу аркадного жанра (мы даже не можем вспомнить архитектурного приема или элемента дизайна уровней, который не был бы использован в RC3), проект студии Insomniac состоит всего из трех базовых элементов: стрельбы, бега и «прыга». Проще говоря — классика не ржавеет.

Всегда в пути
Как и любая нормальная аркада, RC3 «внутри» оказывается больше, чем «снаружи». И речь тут не только о мотивациях для повторного прохождения, включающих в себя такие безусловные жанровые ценности как секретное супероружие или премиальная книга комиксов. Дебютная пробежка также предлагает немало дополнительных увеселений — начиная от вписанной в общий сюжет вставной пятисерийной ретро-новеллы (в лучших традициях Mario Bros. или аркад с компьютера ZX Spectrum) о приключе­ниях капитана Квварка и заканчивая поиском секретов, выполнением спецзаданий (типа «забей до смерти Босса одним только разводным ключом» или «пройди участок уровня без потери жизненной силы»), выигрыванием спецтрофеев и покупки чит-кодов для активизации всяческих недоразумений. Плюс к этому нельзя не упомянуть побочные миссии, моральное удовлетворение от прохождение которых опять-таки подкрепляется всяческими бонусами.
По совокупности описанных заслуг, в RC3 — как и в любую качественную аркаду — можно играть практически вечно. Особенно учитывая главное новшество именно третьей части сериала о Рэтчете — многопользовательский режим. Да, у пресыщенных владельцев ПК или получивших все, что они хотели, в Halo 2 владельцев Xbox многопользовательские режимы RC3 вряд ли вызовут неконтролируемые всплески восторга, но…
…взяв в руки сразу четыре геймпада, компания друзей может засидеться за показывающим перестрелку Рэтчетов экраном телевизора очень, очень долго.

Просто «ух»!
Измеряя графику RC3 все тем же аркадным эталоном, стоит сразу обнародовать используемую им меру «длин и весов». Итак, все несложно: ярче — значит лучше, смешнее — тоже лучше, количество спецэффектов имеет значение, а количество полигонов и текстур — тоже имеет, хотя и не настолько большое.
С такой точки зрения, видеоряд RC3 выше всяческих похвал: очень яркая, сочная даже на пустынных уровнях картинка, отличные взрывы, всполохи, лучи лазеров и искры молний, модели персонажей — на твердую пятерку, а модели основных ге­роев — на десятку (по той же пятибальной системе). Текстур, правда, немного. Полигонов тоже. Но быть восхитительной графике это нисколько не мешает.
Музыка же и, особенно, озвучка RC3 графику даже превосходят. Отлично сыгранные диалоги, великолепно подобранные голоса, по-хорошему отвязный музыкальный фон — короче, с технической стороны к проекту Insomniac придраться абсолютно невозможно.

Эталон
При всей своей исключительной интересности Ratchet and Clank 3: Up Your Arsenal ни на миллиметр не выходит за рамки существующих канонов жанра, всю свою хитовость черпая из их удачного комбинирования, высочайшего класса исполнения и бессовестного высмеивания. Примерно так же в 2004 году на ПК действовала Half-Life 2, неимоверным талантом и трудоспособностью своих авторов сконденсировав все накопленные шутерами штампы и догмы в идеальный игровой процесс.
P.S. Под занавес я хотел бы обратиться к нашим читателям с небольшой просьбой. Господа, не сочтите за труд — напишите пару строк о том, как вы отнеслись к публикации рецензии на приставочную игрушку в нашей газете. Хотели бы вы, чтобы игры, предназначенные исключительно для PlayStation 2 или Xbox, периодически проходили бы наш критический анализ? Или стоит по-прежнему ограничиваться ПК- и многоплатформенными проектами?

Ratchet and Clank 3: Up Your Arsenal
Жанр: приключенческая аркада
Издатель: Sony Computer Entertainment
Дистрибуция в России: «Софт Клаб»
Разработчик: Insomniac Games
Платформа: PlayStation 2
Мультиплеер: до 8 человек


Рекомендуем почитать: