…потехе час

Самое обидное состоит в том, что мы совершенно разучились развлекать сами себя — и никакая Auran нам уже не поможет. Стоит ли в этом винить Auran? Никогда: австралийские разработчики и не стремились угодить всем и каждому, с маниакальной скрупулезностью создавая этакую «вещь в себе». В Trainz Railroad Simulator 2004 невозможно играть, не вытянув со дна памяти ощущения невероятного удовольствия и радости от марширующих плотными рядами оловянных солдатиков, от вигвамов, сконструированных из диванных подушек и, разумеется, от жутко дефицитной и жутко пафосной железной дороги производства ГДР, занимающей в собранном виде чуть ли не всю гостиную дедовской «хрущевки»…

Прочь проблемы!
Подходя к процессу рецензирования со взрослой доскональностью, надо честно признать, что Trainz Railroad Simulator 2004 — это фактически не игра. И хотя словарь из «Орфо 2000» и пытается связать синонимической нитью понятия «игра», «забава» и «потеха», а сотрудники Auran полны решимости ввергнуть нас в водоворот железнодорожных заданий по правильному манипулированию расписаниями следования и стрелками, каждый ценитель прекрасного — и русского языка, и игрушечных железных дорог — скажет, что Trainz Railroad Simulator 2004 — это забава, потеха, предназначенная не для соревнований геймера с дизайнерами миссий, а для максимально приятного времяпрепровождения…

Он сказал — «поехали»
Как уже было сказано, Auran ни перед кем кланяться не собиралась — действенных забав, способных вырвать из жизни сидящего перед монитором значительный кусок свободного времени, не много. Конкретно — три. Но сделаны они с такой любовью и знанием предмета, что начав, например, утренний просмотр имеющихся в игре вагонов и паровозов, оторваться от этого увлекательного занятия можно только к обеду: почти сотня разновидностей из нескольких стран (США, Австралия, Англия…), трехмерная модель, которую можно крутить туда-сюда и приближать-удалять, описание… Короче, все очень серьезно — хоть сейчас иди и сдавай вступительные экзамены в железнодорожный техникум. Удовлетворив жажду ЖД-знаний, геймер может приступать к следующему этапу ничегонеделания — режиму

screenshot27

«Машинист»…
Главный выбор играющего в «Машиниста» человека заключается отнюдь не в предпочтении той или иной карты, той или иной миссии или того или иного состава (в том смысле, что «какой состав запускать первым?»), а в выборе «упрощенного» или «усложненного» управления предоставленными ему в безграничное пользование поездами.
Выбрав «упрощенное» управление, геймер получает единый и неделимый его орган — колесико-крутилку (наподобие колесика «громкости» у магнитофонов), действующее проще и прямолинейнее чем даже автоматическая коробка передач у японских машин: выкручиваем колесико вправо — поезд едет вперед (чем «громче» — тем быстрее), влево — назад. Под стать незамысловатому управлению и законы физики, мертвой хваткой удерживающие на железнодорожном полотне шпарящий на запредельных скоростях многозвенный снаряд и готовые безо всякого стеснения пожертвовать такой штукой как «инерция», буде геймеру угодно внезапным тычком в иконку «стоп» рвануть стоп-кран. Разумеется, все эти манипуляции колесиком и иконками совершенно не предполагают включения вида из кабины, позволяя нам поставить камеру наиболее удобным образом и наслаждаться чистым и незамутненным движением.
В отличие от «упрощенного», «усложненное» управление все же требует от геймера некой доли уважения к игре, заманивая его в кабину дизеля-электропоезда хотя бы для процесса запуска всей этой железнодорожной феерии. Вид из кабины, надо сказать, совершенно не впечатляет: одновременно показывая лишь небольшой кусок интерьера, он заставляет геймера весьма активно шевелить мышкой, эмулируя то мотание головой (от рычагов управления к окнам), то манипуляции с нужными кнопками и тумблерами. Конечно, заправские машинисты с дипломами скажут, что-де, «окон не видно — и не надо. Настоящий мастер ведет поезд исключительно по показанию приборов». Однако именно из-за того, что сидение в узкой конуре головной части состава отсекает 99% удовольствия, получаемого от общения с Trainz Railroad Simulator 2004, я и написал в графе «жанр» отнюдь не «симулятор поезда».

Масштаб проблемы
Выставив стрелки в соответствие с задуманным планом действий, запустив все имеющиеся в запасе миссии поезда и наплевав на все цели задания с высокой англиканской колокольни (очень часто попадающееся на картах Trainz Railroad Simulator 2004 украшение ландшафта), мы можем оценить качество эстетического удовольствия от картинки в целом…
А оно, честно сказать, не слишком большое. То есть, объективно ты понимаешь, что просторы карты значительны, что полигонов в кадре — множество, что одновременный обсчет движения нескольких поездов одновременно — дело довольно ресурсозатратное… и так далее, и тому подобное. Однако понимая это, ты тем не менее, не можешь отрицать очевидного: текстуры недостаточно детализированы, полигонов на поезда все же пожалели, отсекающий излишки видимости туман слишком близок и невзрачен. Также невзрачна вода и погодные эффекты. Плюс ко всему, игра мягко говоря не слишком расторопна даже на вполне приличной по сегодняшним меркам конфигурации (Pentium 4 3 ГГц, 1 Гбайт ОЗУ, GeForceFX 5900).
Утешением к слабому графическому движку Trainz Railroad Simulator 2004 служит весьма правдоподобный и качественный звук (так называемое «пение шпал») и отличный дизайн ландшафтов имеющихся карт (тут есть на что посмотреть и чем полюбоваться!).

Юный техник
Дизайн ландшафтов, а точнее — его разработка и немедленное апробирование — дарит Trainz Railroad Simulator 2004 третью возможность для долговременного привлечения внимания геймера. Встроенный в игру редактор карт — штука достаточно мощная, чтобы, затратив определенное количество усилий, почувствовать себя настоящим творцом гениальных по красоте окрестностей, прилегающих к очередному Транссибу…
Инструментарий доступен богатейший: изменение профиля поверхности (холмы, низменности, горы, каньоны), заболачивание и затопление, одиночное высаживание деревьев и массированное лесонасаждение, покрытие поверхности различными текстурами (песок, множество видов травы, асфальт, снег…), установка мостов, размещение индустриальных и городских построек, прокладка дорог, создание железнодорожной инфраструктуры (тоннели, вокзалы, депо, места за­грузки-выгрузки), прокладка железнодорожного полотна в несколько колей… Имея в голове более или менее осмысленную идею и достаточное количество времени, можно создать нечто такое, на чьем фоне и расставленные три дерева из гэдээровского набора, и карты за авторством Auran будут выглядеть просто смешно…

Ничто не вечно
Но даже редактор не спасает Trainz Railroad Simulator 2004 от горькой участи игрушечной дороги из нашего детства. Напомню, если кто запамятовал…
Первые пять дней мы искренне благодарим родителей за подаренную нам совсем не дешевую игрушку, с упоением гоняя паровозики по гостиной.
После этого мы знакомим (то есть — хвастаемся обладанием) с обновкой всех друзей, приятелей и знакомых — на это уходит неделя-полторы.
На следующем этапе мы пытаемся сложить рельсы не так, как указано в книжке руководства, перемещаем деревья и здания туда-сюда, делаем подобие ландшафта из подручных средств, пытаемся встроить железную дорогу в иные забавы (например, с оловянными солдатиками), украшаем по всякому паровоз и вагоны, разбираем и собираем паровоз, собираем и разбираем пульт управления, пытаемся имитировать сход поезда с рельсов, подрыв поезда на мине, заложенной партизанами, и возгорание третьего вагона в момент прохождения поездом участка «Горький-Владимир». Все это разнообразие творческих идей обычно укладывается в месяц.
После этого железная дорога складывается в коробку, откуда достается лишь изредка. Что характерно: при каждом последующем появлении игрушки на просторах гостиной из нее пропадает какая-нибудь деталь.
После года эксплуатации дорогущая гэдээровская игрушечная железная дорога переходит в разряд «хлама» и исчезает на антресолях. Воспоминания о ней медленно превращаются в исключительно романтические рассказы из серии «как молоды мы были», годные лишь для пафосных разговоров с внезапно постаревшими сверстниками и воспитания чувства прекрасного у собственных детей…

Trainz Railroad Simulator 2004 / «Железная дорога 2004»
Жанр: виртуальная железная дорога
Издатель: Strategy First
Издатель в России: Акелла
Разработчик: Auran
Требуется: PIII-800, 256 MB, 3D
Рекомендуется: P4-2400+, 512+ MB, 3D
Платформа: ПК
Мультиплеер: нет
Сложность: настраиваемая
Знание английского: не нужно


Рекомендуем почитать: