Полуитоги 2006

Хотя календарь и утверждает, что сентябрь – девятый месяц года, у нас в игровой индустрии 1-го сентября начинается второе полугодие, медленно приближающее геймеров к сумасшедшим рождественским релизам.

Минус лето
Год в игровой индустрии – штука очень странная. Начинаясь с середины января, он набирает ход к майским праздникам КРИ и E3 (ныне почти покойной), внезапно останавливается с первыми июньскими лучами солнца и оживает весёлой суетой под капли сентябрьского дождя, переходящего в новогоднюю позёмку. Таким образом, в игровом году – всего два сезона-полугодия: зимне-выставочный (январь—август) и осенне-рождественский (сентябрь—декабрь).
Сегодня мы попробуем подвести мини-итоги первых месяцев 2006 игрового года, складывающегося... не будем этого скрывать – очень непросто...

Стратегии
Под словом «стратегии» мы снова, как и много лет назад, начали понимать неторопливые игры, идущие в пошаговом режиме и требующие от геймера немалых интеллектуальных усилий. Безусловно, стратегии в реальном времени всё ещё очень популярны, в то время как их пошаговые собратья по-прежнему занимают маргинальные позиции. Но. Стратегии в реальном времени практически перестали удивлять – а значит, радовать. Вторая мировая, гуси-лебеди, Толкиен – вот исчерпывающий набор строительных кубиков для строительства причин, по которым геймер должен обводить резиновой рамкой фигурки солдат и гнать их на бойню. По вкусу современные RTS всё больше и больше становятся неразличимы между собой, напоминая армейский бигус.
К счастью, в плане «реального времени» мы смеем надеяться на второе полугодие, когда выйдут Company of Heroes, «В тылу врага 2» и римейк второй, лучшей из всех, части умопомрачительной The Settlers.
Знаковых пошаговых стратегий за истекший период было две: Galactic Civilizations 2: Dread Lords (в России – «Космическая Федерация 2», издательства «1C») и Heroes of Might and Magic V (В России издана тандемом Nival/«1C»). Ну, с «Героями» вроде всё ясно – это любовь. У кого-то с первого взгляда, у кого-то – со второго, а у некоторых – по принуждению, хорошо объясняемому фразой «всё равно вам с ней жить, ребята». Да, ребята – «Герои» номер пять не идеальны. Но других «Героев» у нас для вас нет. Учитывая, что разработчики искренне пытаются исправлять свои ошибки, играть в новый проект «Нивала» мы будем ещё долгие годы.
Galactic Civilizations 2 – просто очень хорошая стратегия для тех, кто любит и ценит настоящие пошаговые стратегии на тему завоевания галактики. Конечно, для сегодняшних времён, когда миром правят MTV и дебилы, Galactic Civilizations 2 несколько... оскорбительна. Но, собственно, это её единственный крупный недостаток.

Боевики, шутеры, триллеры...
Второй год подряд с шутерами от первого лица творится неладное. Все они как на подбор получаются серыми, скучными и пустыми. Конечно, мы могли бы найти приятные моменты в Prey – как сделали это в 2005 с FEAR – но повторно насиловать себя и истину как-то не хочется. Извините.
Единственное светлое пятно жанра в этом полугодии – это, как ни странно, шутер о Войне (той самой, WWII) – Red Orchestra: Ostfront 41-45 (в России издана «1C»). Отличная графика, крепкий и интересный игровой процесс, не занудный сценарий. По нынешним временам этого вполне достаточно для номинации на звание «шедевр».

Зато, как и завещано владельцам ПК их Большим Приставочным Братом, с шутерами и боевиками от третьего лица в этом полугодии проблем не было. Tomb Raider: Legend (в России издан «Новым Диском»), Hitman: Blood Money (в России издан «Новым Диском»), плейстэйшеновский секонд-хэнд Devil May Cry 3: Dante’s Awakening SE (в России, опять-таки, издан «Новым Диском») и альтернативный Stubbs the Zombie in Rebel without a Pulse (в Россию его привезла «Бука») – хороший набор на все случаи жизни: для эротомана, для гурмана, для бонвивана и для хулигана.
Наконец, триллеры. Порождённые «третьим лицом» Resident Evil и Silent Hill, в 2006 году (первом полугодии) они неожиданно стали занимать пустующую нишу First Person. По крайней мере, два главных проекта досентябрьской поры – Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (виртуального Ктулху в России разбудило издательство «1C») и Condemned: Criminal Origins – умело нагоняют страх на геймера, заставляя его наблюдать весь кошмар и ужас своими собственными глазами.

Ролевые игры, квесты
Выход The Elder Scrolls IV: Oblivion – без вариантов главное событие полугодия в жанре ролевых игр. Огромный и живой сказочный мир, проработанная игровая вселенная, фантастическая графика, макушкой упирающаяся в практически невидимые ПК-владельцам технические характеристики NextGen-консоли Xbox 360, и (в кои-то веки!) отлаженная инфраструктура, позволяющая значительно увеличить удовольствие от прохождения этой и без того замечательной игры.
Другим важным событием в жизни геймеров, предпочитающих проекты ролевой и околоролевой направленности, стал Titan Quest – идеальный клон Diablo 2, сумевший сохранить не столько дух, сколько уникальную интересность предтечи. Грамотному копированию Diablo авторам не помешало ничто: ни игровая вселенная античных мифов, ни отличающаяся от близзардовской конструкция ролевой системы, ни яркая полумультяшная полигональная графика, приправленная клоунскими вывертами физического движка. Даже матёрые ветераны hack-n-slash, проведшие на полях Battle.net не один месяц своей жизни, и те с благосклонным вниманием приняли Titan Quest – вещь, так и не ставшую выше Diablo 2, но почти сумевшую заменить её.
В деле посильного квестостроительства, бурно расцветшего в предыдущие два года, первые восемь месяцев 2006-го года оказались нетипично пустыми. Плохих квестов выходило мало, хороших – всего два.
И в этой ситуации особенно приятно, что один из шедевров пиксельхантинга (pixelhunting – слово, обозначающее тщательное выискивание на экране сюжетных предметов и активных точек для их применения; традиционная особенность жанра квестов) оказался местного, российского производства. После многих лет проб и ошибок отечественные разработчики (конкретно – петербургская студия Trickster Games) смогли создать нестыдный, а в данном случае – замечательный и с технической, и с игровой точек зрения пластилиновый квест. Их «Танита, или Морское приключение» (на Западе – Tanita: Plasticine Dream) если и не соберёт лавры легендарного The Neverhood, то только по причине его забвения многими геймерами да... всё из-за того же российского происхождения.

Однако у второго серьёзного претендента на звание «Квест года» – свои проблемы. Мистическо-детективный Scratches (в России, усилиями «Руссобит-М» и PTI – «Шорох»), конечно, гениальная игра – но: только в той степени, насколько таковую могут сделать трое безумно талантливых энтузиастов. Безумно талантливых – вы уж поверьте! Но – всего трое.

Игры на консолях
Некогда непримиримые противники в погоне за эксклюзивом, приставки Sony PlayStation 2 и Microsoft Xbox теперь жадно едят с одного стола мультиплатформенности, ожидая скорой битвы «не на жизнь, а на смерть» их старших (или младших – это как посмотреть) сестёр. К счастью, ещё не все разработчики провели конверсию, переведя производство на рельсы NextGen, и к владельцам приставочного антиквариата продолжают поступать неплохие игры – пусть и в мультиплатформенном варианте. К примеру, вышедшая в середине июня Urban Chaos: Riot Response (доступна геймерам и на PS2, и на Xbox) – неблизкая родственница когда-то удивлявшей своей графикой Urban Chaos. На этот раз, правда, графикой никто удивлять не пытается – всё-таки технические возможности приставок былых времён давно исчерпаны – да и сюжет поначалу не кажется таким уж заманчивым: традиционные террористические угрозы, беды и несчастья большого города, противопоставить которым правительство США может лишь живущих на деньги корпораций чудо-полисменов из T-Zero… К счастью, история быстро обрастает интересными событиями и нюансами, увечься которыми геймеру не мешает даже не вполне комфортный на геймпаде жанр шутера от первого лица.
Тем временем, на прилавках, предназначенных для игр под Xbox 360, изобилия тоже пока не наблюдается. Оригинальных проектов очень мало, а основная масса игр – это перепевы уже хорошо себя зарекомендовавших хитов. Один из таких случаев – Far Cry Instincts Predator. Знакомые слова в начале названия не оставляют шанса для размышлений: перед нами – всё тот же тропический рай от немецких разработчиков из CryTek Studios, обновлённый сюжетно и технологически силами Ubisoft Montreal. В целом получилось неплохо, с точки зрения графики – очень хорошо, а для тех, кто не успел насладиться Far Cry во всех её обличьях – просто отлично.
Ещё одна забавная штука, способная увлечь голодного до игр владельца Xbox 360 – Dead Rising от издательства Capcom. Жизнь неподготовленного человека в городе, наводнённом зомби и упырями всегда привлекала немалое количество геймеров – под каким бы соусом это не подавалось. В этот же раз – когда ни с технической реализацией, ни с сюжетной составляющей, ни с дизайном проблем нет – получилась просто-таки классная игра. Хотя, конечно – на любителя...
Карманный шедевр японской электроники – приставка PlayStation Portable продолжает пополнять свой арсенал игр двумя категориями: либо малоинтересными оригинальными проектами, либо интересными, но – портированными (или переделанными). За отчётный период на миниатюрном экране появились знакомые имена: Worms, Lemmings, 2006 FIFA World Cup, Tomb Raider: Legend, Micro Machines V4, Juiced: Eliminator, Tekken: Dark Resurrection, Def Jam Fight for NY: The Takeover и мегабрэнд LEGO Star Wars II: The Original Trilogy. Последняя, несмотря на провокационное название, – вполне приличная Игра. Именно так – с прописной буквы «И».


Рекомендуем почитать: