Радуга цвета хаки

Всё хорошее в России так или иначе связано с армией. «Сделано по военным технологиям» – лучший опознавательный знак для любого продукта, обозначающий, что ниже определённого уровня качество не упадёт ни при каких условиях.

А у нас – УАЗ!
Как ни странно, эта тенденция очень ярко проявляется и в отечественном игропроме. Практически все игры, так или иначе связанные с армейской тематикой и создаваемые при участии людей военных, оказываются как минимум хорошими. Идеальный пример – «Ил-2. Штурмовик», наша гордость на протяжении уже нескольких лет...
Да, есть (была) ещё и «Альфа: Антитеррор», но...

Вот, к примеру, идея «отечественного автосимулятора про отечественные автомобили» была, как казалось, навсегда дискредитирована. «Нива» – Королева бездорожья», Lada Racing Club, что-то ещё – столь же «талантливое» и «захватывающее»... Услышав о попытке создать симулятор гонок по российскому бездорожью на джипах Ульяновского автозавода, многие, наверное, подумали: «грядёт очередная гадость». Оказалось, многие ошибались. Военный бог, помогающий нам во многих начинаниях, не позволил программистам и дизайнерам из Avalon Style Entertainment опозорить себя и легендарный российский автомобиль...

Снова в строю
Вообще, конечно, машины марки «УАЗ» уникальны. Всего три типа, десяток разновидностей, откровенно непрезентабельная внешность (даже у новейшего «Патриота») и – широчайшее применение в народном хозяйстве. Боевой конь генералитета, глав колхозов и совхозов, егерей и лесничих, милиции, «Скорой помощи», различных городских служб и маленьких торговых предприятий. Иногда «УАЗ» попадал в руки простых граждан, и тогда они на своём личном опыте понимали, какой удивительный сплав дикой проходимости и ужасной комфортабельности, беспрецедентной выносливости и кошмарных эксплуатационных качеств удаётся создавать на родине дедушки Ленина.
Да что говорить... Настоящей жемчужиной моих детских воспоминаний навсегда останется эпизод езды на УАЗе, легендарном «козле» с брезентовым верхом, который глох через каждые полчаса и водителю приходилось выскакивать наружу и остервенело заводить упрямое авто с помощью рукоятки.

Как вы понимаете, на фоне столь сладостных мемуаров, я просто-таки не могу быть равнодушен к игре «Полный привод: УАЗ 4×4». Тем более, что разработчики обещали дать немало: качественную физическую модель, интересные трассы, красоту российских просторов, денежные отношения в части побед, поражений и модернизации машин. Наконец, сами УАЗы: «горбушки», «козлы» и «патриоты», которые могут мяться, ломаться и вообще – выходить из себя из-за неосторожного вождения...

Лучше поздно...
Собственно, как это нередко бывает на Западе и почти всегда у нас, под видом одной игры – «Полный привод» – нам продают как минимум две. Первая игра – на диске. Плохая и муторная гонка, без динамики, с невероятными системными требованиями, с ошибками в физической модели и запредельной сложностью. Вторая игра – это тот же «Полный привод», но пропатченый обновлением 1.1. Дополнительные сто мегабайт кода (включая бонусный милицейский «бобик» и музыку пониженного битрейта) преображают действие.
Играть становится интересно, машина не прыгает по ухабам, как спятивший кузнечик, и не цепляется за невидимые бугорки неизвестными заусенцами кузова. Противники ведут себя культурнее, не торопясь взлететь наверх итоговой таблицы. Но главное – видеоряд «Полного привода» становится намного плавней, не теряя в детализации.

К настоящему времени номер доступного обновления равен 1.3, и надо сказать, что закачка этих ста с лишним мегабайт (если брать облегчённые версии – выйдет намного меньше) – весьма стоящее дело. К примеру, версия 1.2 делает ещё один шаг в сторону полноценного симулятора, а «заплатка» 1.3 наконец-то добавляет в меню проекта пункт «многопользовательская игра через Интернет».

Не газовать!
Меньше всего «Полный привод» похож на классические автогонки с участием джипов и внедорожников, в достатке выходившие практически во все времена. Вспоминая былые «покатушки» на бигфутах и джипах «Чероки», очень тяжело – практически невозможно – найти среди них игру, где бы ультимативная формула «4×4» использовалась по прямому назначению. Буераки, неприступные холмы, грязь и забитые протухшими водорослями болота встречались, пожалуй, лишь в трэш-проектах знаменитой серии Cabela’s 4×4 Off-Road Adventure. Остальные же граждане беззастенчиво пускали полноприводных монстров на залитые солнышком полянки с тщательно выбритой травой, ухоженной до невозможности «техногенной разрухой» и широкими трассами, провоцирующими гонщиков на скоростной режим не ниже ста километров в час.
Тут же, в «Полном приводе»... Когда заводишь мотор только что закупленного, ни разу не ремонтированного и ничем не доведённого до экстремально-спортивного состояния «козла», ты даже не догадываешься, что ждёт тебя за поворотом старта. Там – Россия. Центральная, Камчатская, Карельская, Прибайкальская и Таёжная. Изрытая холмиками, изрезанная речушками, разорванная горами и припорошенная лесным мусором настолько, что любая тропинка и любой мостик воспринимается как многополосный автобан.

Крепче за баранку держись!
Короче говоря, любители «газануть» и сделать «дрифт» от «Полного привода» будут не в восторге. Неторопливая, но суетливая езда по дну оврагов и бесконечное верчение руля с переброской рычага коробки передач в положение «пониженная» делают любые соревнования в игре похожими... на регату.
Удивительно, но – факт: в гонках по пересечённой местности, как они представлены в проекте Avalon Style Entertainment, есть что-то неуловимо-морское. Фатализм попутного ветра. Мастерство штурмана. Твёрдость духа капитана. Качество оснастки яхты...
Кстати, об оснастке. Казалось бы, такой приевшийся уже элемент игрового процесса как тюнинг играет в «Полном приводе» важную, ни разу не декоративную роль.
Начнём с того, что в закрома мастерской
никого просто так не пускают. Надо набраться опыта, завоевать определённую сумму очков, доказать, одним словом, что ты достоин этих широких шин, этой высокой подвески, этой рамы из победита, не дающей твоему автомобилю «патриотично» распасться на куски при ударе о карельскую берёзку.

Бабушкин «Козлик»
Впрочем, разработчики милостивы. Окончательно привести свой УАЗ в непотребное состояние в ходе гонок никак не получится. Машина гнётся, мнётся, покрывается матушкой-землицей по самые дворники, но – остаётся на ходу. Лишь позже, когда мытарства в зарослях бузины и ромашек, за которыми ни черта не видно опознавательных столбиков трассы, окончатся, нам выставят счёт за ремонт. Естественно, итоговая сумма зависит и от мастерства, и от престижности авто, и от обрамляющих его железное тело «приблуд».
Важно отметить, что разница трёх представленных в игре машин не заканчивается
на цене и стоимости запчастей. Они действительно разные. И все – по‑своему – полезные. Так что не стоит, начиная карьеру, безумно хвататься за европеизированный «Патриот», думая, что его ценник обеспечит вам беспроблемное лидерство. Тот же «козлик» хоть и дешевле, но – легче, проходимей и удобней в управлении. По крайней мере, на первых порах – покуда соревнования проходят в средней полосе.

Красный – слева!
Все виды соревнований в «Полном приводе», как бы ни отличались их названия, сводятся к двум банальным вещам. Вещь первая – езда по трассе, обозначенной двумя полосатыми колышками зелёного (зелёно-белого) и красного (красно-белого) цвета. Проскакивая между ними быстрее всех, вы зарабатываете очки, опыт и деньги.
Второй вариант соперничества – езда по контрольным точкам, обозначаемым висящими прямо над ними воздушнымы шарами. Тут тоже есть трасса с колышками, но её можно игнорировать, прорываясь от одного пункта до другого хоть по прямой.
Чтобы геймер не отвлекался на пустяки (а «Полный привод» требует полной самоотдачи – не хуже какого-нибудь симулятора F1), авторы решили не пускать на трассу соперников, имитируя их езду динамически меняющейся таблицей с текущими позициями гонщиков. С одной стороны, это верное, а с другой – спорное решение. Ведь потеряв осязаемых конкурентов, геймер лишился части игровой атмосферы, которая...

Made in Russia
Невозможно отрицать, что «Полный привод» – это, в первую очередь, атмосферная игра. Настоящая, а не гламурно‑придуманная заграничными клюквогонами, Россия, истинно русские машины – танки Т-34 в миниатюре, трудный, но интересный игровой процесс. Именно о такой игре мы мечтали всегда, представляя «наш» ответ зарубежным авто- , мото- , авиа- и спортсимуляторам. Чтоб всё было «как у них», но – «наше». Чтоб движок, как в NHL 20..., но про противостояние ЦСКА и «Ак-Барса». Чтоб скорости как в NFS, но – про наши «Москвичи», «Волги» и, не к обеду буде упомянуто, «Лады».
«Полный привод» – такая игра. Русская, о России, сделанная для русских геймеров по лучшим мировым образцам. Достойная уважения.

Полный привод: УАЗ 4×4
Жанр: автосимулятор
Разработчик: Avalon Style Entertainment
Издатель: 1C
Платформы: ПК
Требуется: Pentium 4 1500+, 512+ Мбайт, 3D
Рекомендуется: Pentium 4 3000+, 2048+ Мбайт, 3D
Мультиплеер: LAN, Internet
Сложность: высокая
Знание английского: не требуется


Рекомендуем почитать: