Спортсмену в дорогу. PlayStation Portable.

Календарная осень ещё не наступила, а карманную приставку Sony PlayStation Portable – главное технологическое событие этого года в игровой индустрии – уже можно купить в России вполне официально. Для этого надо пройти по этой ссылке на сайте онлайн-магазина OZON.ru, сделать заказ и заплатить примерно десять тысяч рублей по факту получения товара (пункт пересылки магазина OZON.ru в Кирове существует). Десять тысяч рублей за сверхприбор, на котором можно смотреть фильмы, слушать музыку, копаться в интернете (потенциально) и, разумеется, играть – цена небольшая.

Однако именно с играми в России и, особенно, в Кирове получается заминка. Дело в том, что пиратских (будем откровенны: заплатить десять тысяч за приставку могут многие из нас. Платить по две-три тысячи за игру – единицы) дисков (UMD) пока не существует и единственный способ нелегального игрового использования PSP – это запись образов (а также кинофильмов, музыки и другого контента) дисков на карты памяти (фирменные Memory Stick Duo) большого (512 мегабайт) размера. Торговать в промышленных объёмах таким контрафактом невозможно – каждый геймер вынужден выкачивать нужные файлы из интернета и записывать их на карточку самостоятельно. Понятно, что размеры файлов велики и Киров с его совершенно сволочной схемой интернет-соединений, как любит говорить молодёжь, «сосёт».
Тем не менее, я всё-таки решил рассказать вам о трёх играх для приставки PlayStation Portable. Во-первых, это надо для вашего общего игрового развития: PSP – это действительно революция в уничтожении свободного времени, которая, рано или поздно, докатится и до нас. Во-вторых же... меня поразил факт того, что стартовыми играми новой приставки стали сразу три спортивных симулятора (скорее, спортивных аркады – но это не так важно). Значит, мой любимый жанр жив и интересен многим. Что бы там не говорили недоброжелатели...

NBA
Игру NBA для приставки PSP не стоит называть сложной: броски, блоки, подборы, перепасовки — всё это с использованием одной единственной кнопки. Конечно, вы можете использовать и прочие клавиши, выполняя разнообразные финты, обводки и комбинации... Однако в 99 процентах случаев дополнительные усилия будут бессмысленны, не давая вам дополнительных преимуществ.
Сколько-нибудь осмысленное использование аналогового джойстика позволяет геймеру легко преодолевать защиту противника и выходить к кольцу. У кольца же — благодаря новой системе прицеливания — проблем вовсе не возникает даже у новичков виртуального баскетбола. Работает это так...
По первому нажатию кнопки «удара» вокруг мяча загорается гало красного цвета. Теперь, улучив момент, когда цвет его, меняясь, перейдёт с жёлтого на зелёный, надо повторно нажать на «удар». Конечно, даже точное нажатие в момент наибольшей «зелёности» мяча не гарантирует точного попадания — всё в пределах реалистичности.
К сожалению, подобная легковесность системы прицеливания весьма непросто сочетается с остальными функциями, «подвешенными» на ту же клавишу. В пылу борьбы со всеми её противостояниями под кольцом, бросками на последних секундах матча и зрелищными вбиваниями мяча сверху в прыжке у вас просто не будет времени на то, чтобы подумать что и как сейчас надо нажать.
Ещё одна проблема игры – отсутствие у игроков видимости бега. Все баскетболисты выглядят какими-то сонными, еле перебирая ногами в процессе ведения мяча. Самое обидное, что геймер никак не может этому помешать – кнопки «ускорения» в NBA просто нет. Кстати, отсутствие «ускорения» делает невозможным проведения скоростных проходов сквозь зазевавшихся защитников.
Наконец, нельзя не отметить визуальное оформление новинки. Во время «наплыва» камеры на игроков нам демонстрируют отличные многополигональные модели со множеством деталей. Однако в основном режиме игры, когда камера высоко парит над площадкой игроки не то, что лишаются индивидуальных черт – их вообще тяжело отличить одного от другого.
Но не будем сгущать краски. Не всё в NBA плохо. Так, тут имеется очень хороший многопользовательский режим (все вышеперечисленные недостатки имеют место быть и в нём). А ещё, помимо единичного матча против компьютера и розыгрыша сезона Национальной Баскетбольной Ассоциации, тут есть несколько дополнительных режимов мини-соревнований, которые, надо сказать, по интересности не уступают основным.
К примеру, тут вам предложат потягаться с соперником в искусстве пробивания трёхочковых, поиграть один-на-один и провести матч в Paint. Режим Paint – вещь весьма небанальная. Поле делится на сектора и соперники по очереди кидают из них по кольцу. Забросившему последний безответный мяч добавляется очко, а сектор броска окрашивается в его цвет. Выигрывает тот, кто успел за время матча (а оно ограничено) закрасить большее количество секторов.
NBA для приставки PSP вряд ли удовлетворит истинных поклонников баскетбола, однако для тех, кто периодически любит побросать виртуальный мяч в виртуальную корзину и хочет иметь такую возможность практически в любой момент времени, данная игра подойдёт как нельзя лучше.

World Tour Soccer
Из всех спортивных симуляторов, доступных для PSP на момент появления приставки в магазинах именно World Tour Soccer можно назвать самым «симуляторным» проектом, годным к изучению даже истинными поклонниками жанра. Однако, несмотря на то, что новинка ориентирована больше на фанатов виртуального футбола, чем на случайных геймеров, разработчики забыли включить в её игровой процесс... режим карьеры!
В остальном к World Tour Soccer придраться практически невозможно. Почти всё в это игре: от длительности матча до расцветки меню и конфигурации клавиш управления поддаётся настройке.
Кстати, об управлении. Оно отнюдь не исчерпывается кнопками «паса» и «удара»! Используя комбинации из основных клавиш и боковых «курков», можно добиться от футболистов выполнения весьма впечатляющих приёмов. Что особенно радует, применять такой «расширенный» контроль над мячом действительно удобно. Наконец, стоит отметить, что управлять движениями игроков можно как с помощью восьмипозиционного «креста», так и аналогового мини-джойстика.
В World Tour Soccer представлено четыре режима игры: quick match, exhibition (он же играет роль многопользовательского режима), cup и challenge. Поскольку уровень сложности в World Tour Soccer довольно высок, отсутствие тренировочного режима может сильно не понравится новичкам.
А вот режим соревнования понравится всем – в первую очередь, своей ориентированностью не просто на победы в отдельных матчах, а на постоянное повышение игрового мастерства геймера. Механизм тут прост: за каждый тактически продуманный пас, удар по воротам в необычной ситуации или чисто сделанный отбор мяча вам начисляются специальные баллы «опыта», которые после матча можно потратить на разблокирование дополнительных спортивных арен и прочих бонусов.
Количество их (бонусов) просто огромно! Ни в одной спортивной игре мы не видели раньше столько скрытых от первоначального использования команд, спортивных форм, дополнительных составов игроков и стадионов.
К сожалению, у этого изобилия сюрпризов есть не только положительная сторона. Как уже было сказано, World Tour Soccer – игра не простая. И новичок, севший за неё, наверное, так никогда и не узнает, что за скромным набором из пары команд (условно говоря) и тройки стадионов скрыты целые горы спортивно-футбольного счастья...
Искусственный интеллект игроков World Tour Soccer – как своих, так и противника – весьма и весьма неплох. Правда, иногда его чрезмерная «разумность» портит всю игру – слишком уж легко у наших соперников получается перехват мяча во время перепасовки.
Несмотря на постоянное движение на экране большого числа футболистов, частота кадров в World Tour Soccer практически никогда не падает ниже минимально допустимой отметки. Да и вообще, выглядит игра очень впечатляюще – почти на уровне версии для PlayStation 2.
А вот со звуком имеются некоторые проблемы. Нет это не касается звуков удара мяча по земле и штангам ворот, но – криков толпы и озвучки комментатора. Создаётся впечатление, что местный «василийуткин» просто спит на рабочем месте, изредка обозначая имя владеющего мячом футболиста.
Ещё хуже, чем звук, в World Tour Soccer музыка. Написанная и сыгранная какой-то ужасно традиционной британский группой, она совершенно не подходит к атмосфере футбольного действа.
Итоги же таковы: World Tour Soccer – это весьма качественный симулятор футбола, который наверняка понравится всем поклонникам жанра. Про новичков – не уверены.

Gretzky NHL
Gretzky NHL – игра несложная. Несложная в том смысле, что её игровой процесс живо напоминает те «симуляторы» хоккеев, что бытовали когда-то на PlayStation 1 или, даже, на Dendy. Большая часть активных действий игроков на площадке запускается нажатием единственной кнопкой, что никак не способствует использованию комплексных схем управления и глубоких в своей сути стратегий.

Правда, Gretzky NHL может похвастаться довольно оригинальной системой ударов, отличающейся от большинства известных нам симуляторов хоккея в двух моментах. Первое – это возможность точного выбора цели броска с помощью управляющих кнопок на восьмипозиционном манипуляторе приставки во время, пока кнопка удара находится в нажатом положении. После того, как кнопка будет отпущена, шайба полетит прямёхонько туда, куда её отправлял геймер. Однако снайперские удары, которыми потенциально владеют теперь хоккеисты, бессильны перед второй «особенностью» системы наведения – непробиваемыми вратарями. Голкиперы Gretzky NHL – боги, ибо только этим можно объяснить ту скорость, с какой они перемещаются в створе ворот.
Впрочем, несмотря на наличие недостатков, играть в Gretzky NHL, безусловно, стоит. Особенно в многопользовательском режиме. Сольный же режим соревнований включает в себя Quick Start, Exhibition, Season, Team Management и Gretzky Challenge. Выбравшему «Путь Грецки» геймеру придётся бороться против ведомых искусственным интеллектом команд не ради абстрактной победы или очков в итоговой таблице, а для выполнения различных заданий. Например, вам может быть предложено выиграть 25 вбрасываний за матч или набрать 446 очков за сезон. Выполнив поставленную перед ним задачу, геймер получает доступ ко всяким игровым бонусам: классической форме Уэйна, улучшенной системе наведения удара. Конечно, нельзя сказать, что открытые таким способом добавки сильно меняют игровой процесс, однако, истинным поклонникам хоккея они, безусловно, придутся по вкусу (наверное, это — единственное, что придётся по вкусу истинным поклонникам в Gretzky NHL).
Прочие аспекты проекта обладают столь же «двойственной» природой, что и игровой процесс. К примеру — графика. Нет вопросов: форма, модели игроков, визуализация площадки — великолепны; субъективно — на уровне спортивных игр с PlayStation 2. Однако изображение толпы в Gretzky NHL сделано древним спрайтовым способом и, наезжая на болельщиков, камера обзора демонстрирует нам каких-то мутных картонных зомби.
Другой пример — управление камерой обзора. Всего игра предлагает четыре вида ракурсов на площадку: Traditional, Player, Team и Coach. Ракурсы можно менять прямо во время игры, выбирая наиболее удобную позицию. Всё хорошо, но... плавность видеоряда у различных типов камер обзора не одинакова! Проще говоря, на некоторых ракурсах игра просто «тормозит».
Остальное перечислять просто нет смысла, ибо суть одна: Gretzky NHL — это крайне «сбалансированная» по количеству достоинств и недостатков игра. Хотя... «плюсов», всё же больше. Ровно на два: во-первых, Gretzky NHL — это пока единственный симулятор хоккея для PSP, во-вторых, пробить управляемых искусственным интеллектом вратарей всё же можно.

В статье были использованы материалы сайта www.THG.ru


Рекомендуем почитать: